Палестинский медик собирает образцы для тестирования на COVID-19 в отделении инфекционной больницы в городе Дария на Западном берегу, вблизи Хеброна, 29 июля 2020 года
Фото:

EPA/ABED AL HASHLAMOUN

Коронавирус намеренно создал Билл Гейтс, вышки 5G помогают его распространять, а вакцину против COVID-19 скрывают ученые — это лишь некоторые мифы из множества, распространяющихся по интернету за последние полгода. Как на волне страха и нагнетания паники вокруг коронавируса люди начали еще больше верить в фейки и что с этим делать — в материале hromadske.

Причины доверия к фейкам о коронавирусе

По результатам опроса Киевского международного института социологии, каждый третий украинец верит, что коронавирус создали искусственно, чтобы уменьшить количество населения планеты или нанести вред отдельным странам. Хотя в ВОЗ нет доказательств искусственного происхождения коронавируса. 29% полагают, что его разработали в лаборатории и он случайно распространился по миру, и только 18% украинцев считают, что COVID-19 возник естественным путем.

Отсутствие достаточного количества официальной информации

Распространение различных конспирологических теорий, популярность фейков и мифов вокруг общественного явления, связано с отсутствием достаточного количества официальной информации. Психолог и соучредитель консалтинговой группы PsyFi Валентин Ким говорит, что человек обращает больше внимания на то, что потенциально может нести опасность, чем на то, что вызывает ощущение комфорта и покоя. Если речь идет о фейках вокруг коронавируса, террористических актов, пожаров или уголовных или политических дел, то есть предмет, который обсуждается, является очень важным и несет опасность, то это обязательно привлекает общественное внимание. «В таком случае человек становится более склонным к тому, чтобы доверять информации, касающейся определенного опасного явления. Это создает некие биологические возможности для фейков, потому что люди в этой ситуации больше доверяют любой информации, даже не проверенной», — говорит Валентин.

Автор инициативы и исследования «По ту сторону пандемии» (платформа, которая проверяет информацию и опровергает фейки о коронавирусе) Алена Романюк
Фото:

Алена Романюк/Facebook

Автор инициативы и исследования «По ту сторону пандемии» (платформа, которая проверяет информацию и опровергает фейки о коронавирусе) Алена Романюк объясняет, что в начале пандемии было много вопросов о коронавирусе, а поскольку официальной информации было мало, начали возникать догадки. «Когда у людей есть вопросы, но нет ответов, возникает информационный вакуум. Он будет заполнен всегда люди будут додумывать ответы сами. Конспирологические теории существовали давно, например, о Билле Гейтсе (он якобы предсказал пандемию еще в 2015 году), 5G (вызывает онкологию, раньше так говорили о 4G, а перед тем и о 3G) — это те фейки, которые были и раньше, однако в другой модификации, а сейчас они снова нашли эту почву, когда была нехватка информации», — рассказывает Романюк.

Попадание в триггерные зоны

Фейки направлены преимущественно на конкретную аудиторию. У каждого человека есть свои слабые зоны: дети, переживание за собственное здоровье, страх за родителей, — и распространители фейков пытаются попасть именно в них. «Они часто играют на негодовании, страхе, еще такая хорошая кнопка заостренная необходимость справедливости, быстро найти правду, кого наказать. Это такие основные триггеры», — говорит Мария Макуха, психолог и психотерапевт центра ALTERA.

Психолог и психотерапевт центра ALTERA Мария Макуха
Фото:

Мария Макуха/Facebook

По ее словам, часто мифы распространяются в школьных группах, в группах детсадов, среди мам, которые находятся дома и переживают за детей. «Они пытаются как-то справиться с этой тревогой, выливают такую информацию в группы, это распространяется на других. Такой порыв сделать добро окружающим и нажать на кнопку "репостнуть" », — говорит психолог.

Перенасыщенность информацией

По мнению Валентина Кима чрезмерное доверие к фейкам вызвано не только страхом перед коронавирусом и депрессией из-за карантина, а информационной перегрузкой. «Огромная конкуренция между новостными агентствами. Они начинают использовать средства внимания читателей, которые вредят психологии потребителя. Новости должны быть страшными, отвратительными, вызвать ужас для того, чтобы привлечь больше внимания. Информационная среда становится токсичной для потребителя. У нас нет информационной культуры, а ее надо формировать, и именно журналистская среда должна этим заниматься», — объясняет Ким.

Психолог и соучредитель консалтинговой группы PsyFi Валентин Ким
Фото:

Valentin Kim/Facebook

Механизмы распространения фейков

По словам Алены Романюк, преимущественно фейки запускают через социальные сети или через сайты-мусорники, на которых цена может быть от $ 100. Кроме этого, есть еще лидеры мнений, которые могут получать деньги за посты.

«Главное сделать и выбрать правильную точку вброса, которая будет наиболее оптимальной, социальные сети, потому что через них фейк разгоняют, делают это с помощью ботов, рекламы, а затем реагируют настоящие пользователи, которые начинают видеть 1-2 тысячи лайков под постом, плюс комментарии, разжигающие вражду или бьющие на эмоции. Таким образом включается органика настоящие люди, которые даже не подозревают, что это фейк, начинают распространять это собственноручно, а потом могут еще подключиться медиа, которые подхватят эту тему через общественный интерес. Так фейк может модифицироваться, измениться», — говорит Романюк. Она и сама имела опыт запуска фейка перед стартом проекта по медиаграмотности «По ту сторону новостей».

«Мне нужно было заявить об этом проекте. Это был 2018 год, тогда появилось исследование, что 52% украинцев могут отличить правду от лжи. Я решила поэкспериментировать и написала пресс-релизы от несуществующей организации «Всемирной организации управления океана и атмосферы (NASA Ukraine)» с прогнозом, что на востоке и юге Украины люди смогут увидеть уникальное явление шаровые молнии», — рассказывает Алена. Информацию об этом она разослала на 160 редакционных почтовых адресов в разные области. За первые 5 часов это опубликовали более 70 медиа, до 12 ночи новость вышла через ленту Ukr.net на всеукраинский уровень. На следующий день эту новость подхватили общенациональные медиа, вечером сняли сюжет «1 + 1», опубликовали УНИАН, «Газета по-украински», «Подробности» и снял сюжет NewsOne.

Медицинский персонал измеряет температуру женщины, прибывшей для тестирования на коронавирус в больницу в Сараево, Босния и Герцеговина, 23 июля 2020 года.
Фото:

EPA/FEHIM DEMIR

Волны фейков о коронавирусе

Несмотря на появление многочисленных фейков о коронавирусе с начала года, по словам Алены Романюк, последние месяцы их количество все же уменьшается. Всего за этот период было несколько волн, когда мифы о COVID-19 набирали обороты: в январе 2020-го, тогда только начали появляться первые сообщения о вирусе, и в марте-апреле. Сначала большинство фейков было направлена на нагнетание ситуации и страх. «Люди находились в панике, об этом свидетельствует массовая закупка туалетной бумаги, гречневых круп, другой пищи, соли. Так как было много такой ложной информации, которую вызвали через эмоции человеческие, сейчас пошел откат назад люди отрицают существование коронавируса, его серьезность», — говорит автор инициативы «По ту сторону пандемии». Теперь, из-за запугиваний вначале, началась обратная реакция, поэтому, по словам Романюк, конспирологические теории хорошо сработали.

«Я общаюсь с коллегами-фактчекерамы из других стран. И я бы не сказала, что в Украине какая-то особенно чувствительная аудитория к фейкам. В разных странах срабатывают различные триггеры, но на самом деле конспирологические теории и мифы о способах лечения зашли всем», — рассказывает Романюк.

Психолог Мария Макуха считает, что со временем механизмы распространения теорий и мифов не меняются: «После взрыва Чернобыля, когда у людей появилось недоверие к власти, началась такая чрезмерная волна увлечения так называемыми экстрасенсами, кашпировскими и др. Тогда механизмы были те же. Люди в стрессе массово регрессировали к таким установкам как магическое мышление. А сейчас они могут заниматься такими вещами как астрология, обереги», — объясняет Макуха.

Чтобы меньше реагировать на ложную информацию, психологи советуют не проводить много времени с новостями и проверять их в различных источниках. «Если есть желание репостнуть информацию, которая вызывает сомнение, то лучше отложить это решение на потом, а заняться чем-то онлайн. В психологии говорят "грызть палочку", когда есть какая-то стрессовая энергия для того, чтобы ее куда-то применить. Когда замечаете в себе неоправданную злость, страх, то лучше себя чем-то занять, потому что это признаки информационной интоксикации. Лучше выбрать такое занятие, чтобы чувствовать контакт с физическими объектами реальности, например, вышивать что-то, это возвращает чувство контроля над своей жизнью», — советует Мария Макуха.

Поделиться: