«Воюют против наших хат, а нас фосфором забрасывают». Жизнь в 10 километрах от фронта

80-летняя Светлана, которая третий месяц живет в подвале своего дома
80-летняя Светлана, которая третий месяц живет в подвале своего домаhromadske

От Орехова в Запорожской области до линии фронта менее 10 километров. Чуть ли не каждый час россияне обстреливают город из минометов, «Градов», «Ураганов», авиации, забрасывают фосфорными снарядами.

Уцелевших домов почти не осталось. До войны здесь жили 14 тысяч человек, сейчас — не больше двух тысяч.

О подвальной жизни Орехова — в репортаже hromadske.

«По нам летит каждый день»

Белая «Газелька» с синим прицепом паркуется возле центральной площади города. На ней облупленная краска, побитые двери и клеенка вместо лобового стекла. Следом за «Газелью» останавливается небольшая красная маршрутка с табличкой «Орехов — Запорожье». Машины специально паркуются между зданиями — так у них есть хоть какая-то защита.

Николай, водитель белой «Газели», рассказывает, как несколько дней назад развозил в городе хлеб. Вышел из машины, пошел к прицепу, чтобы достать буханки, как вдруг прилетели ракеты от «Града». Стекло посыпалось моментально, сам Николай, к счастью, не пострадал.

«Если бы не пошел в конец машины за хлебом, то меня бы убило. По нам летит каждый день. Они (россияне, — ред.) воюют против местных, против наших хат, это не воины. Воин должен выйти в поле и стрелять по позициям другой стороны, а они нас фосфором забрасывают», — говорит Николай.

К нам подходит Александр, водитель маршрутки, которая возит людей в Запорожье. Мужчина закуривает сигарету и ждет пассажиров. Александр неразговорчив, поэтому Николай рассказывает вместо него: «Маршрутки на Запорожье ходят каждый день, люди ездят туда-сюда, проверяют квартиры и дома, немного побудут здесь и возвращаются обратно в Запорожье».

«Наши мэры где? В Запорожье. Избранники наши где? Тоже в Запорожье. А свет у нас есть? Нет, вот в соседней громаде как что, так сразу вызывают электриков и чинят свет. А у меня дома уже пять месяцев нет света», — жалуется Николай.

8-12 часов в подвале

Из-за постоянных обстрелов в Орехове повреждена вся электросеть и разрушены трансформаторы. В городе нет ни воды, ни газа, ни света. Порой обстрелы продолжаются настолько долго, что местные из подвалов не выходят по 8-12 часов. Из 56 многоэтажек нет ни одной, куда бы ни прилетел российский снаряд. Были такие периоды, говорит оставшаяся в Орехове заместитель мэра Светлана Мандрич, что за день насчитывали по меньшей мере 324 прилета.

«Мы раздали почти тысячу буржуек, некоторые установили в домах, некоторые в подвалах. Я живу в подвале, у меня там тоже стоит буржуйка. Живем так уже 12-й месяц», — рассказывает Светлана.

Мы стоим на улице у городского совета. Пока разговариваем, взрывы становятся ближе.

«Это уже “Грады“ начинают падать, скорее в укрытие», — Светлана зовет всех в подвал.

Городской совет Орехова сейчас работает именно отсюда. Здесь также обустроили пункт несокрушимости — можно зарядить телефоны, погреться и переждать обстрелы. В подвале как в улье: люди говорят отовсюду.

«Я стараюсь вообще не ходить пешком по городу, только на велосипеде, когда нужно выйти по делам, а так в основном в укрытии, — рассказывает нам Александр Петрович, который уже несколько месяцев волонтерит в горсовете. — Прилететь может в любой момент».

Жизнь в Орехове уже несколько месяцев спустилась под землю.

«Нас в городе осталось немного, но те, кто решил быть здесь, сплотились между собой. Все помогают друг другу: если где пожар от снаряда, мы вместе все пытаемся его потушить. Уже не можем уехать — кто будет заботиться о домах и городе?» — говорит Александр.

Жительница города Ореховhromadske

«Трижды попадала под осколки»

Уже третий месяц 80-летняя Светлана живет в подвале своего дома. Переместилась сюда с началом холодов, потому что отопления в городе нет, а в подвале стоит буржуйка. Многоэтажка Светланы уже шесть раз переживала прилеты. Ее квартира — без окон, а с потолка торчат обломки стекла. Когда ночи кажутся более теплыми, женщина ночует дома.

«Когда в дом был прилет, то здесь тоже выбило окно, то есть опасно и здесь, мы это помещение используем больше для обогрева. Поначалу нам было очень страшно, а сейчас мы более или менее различаем звуки прилетов. Я трижды попадала под осколки», — рассказывает Светлана.

Она садится напротив полузаклеенного окна. Сквозь него едва пробивается свет, наполняющий комнату. В подвале сыро. Помещение заставлено стульями, пустыми бутылями, диваном и большой бочкой с водой. Светлана обводит подвал взглядом.

Не думали отсюда уехать? — спрашиваю ее.

Нет, я 15 лет жила в Греции, а потом приехала сюда, сама купила квартиру. Дети мои за границей. Решила остаться здесь. Судьба всегда с тобой, куда бы ты ни поехал.