Враг, которого можно контролировать: как распознать рак и как его лечат в современных клиниках
Рак — второе по числу смертельных случаев в мире заболевание, по данным Всемирной организации здравоохранения.Вместе с директором Украинского онкологического центра TomoClinic Владимиром Ященко hromadske рассказывает о методах лечения онкологических заболеваний, в особенности химио— и лучевой терапии, инновационных видах хирургического вмешательства и клинических исследованиях для пациентов.
Что такое рак и как он возникает?
Рак — это общее название группы болезней, которых насчитывается более 200 видов, и поражать они могут разные части организма. Сбои в работе клеток приводят к тому, что некоторые из них начинают бесконтрольно делиться и проникать в отдаленные органы и части тела — это называется метастазированием. Распространение злокачественных клеток — основная причина смерти от онкологических заболеваний.
Как не пропустить рак?
Опасность этого заболевания в том, что оно обычно начинается бессимптомно. Именно поэтому важно проходить профилактические осмотры.
Различные виды рака проявляют себя по-разному. Общими первыми признаками злокачественного процесса в организме могут быть длительные боли, потеря веса, хроническая усталость, непонятные кровотечения и припухлости, непрерывный кашель.
Однако важно помнить, что ни один из этих симптомов не позволяет поставить диагноз.
Стандартам диагностики является визуализация (УЗИ, МРТ, КТ, эндоскопия), верификация (биопсия и гистология), а также стадирование (поиск отдаленных метастазов с помощью КТ/МРТ).
Как лечат онкологические заболевания и почему важно использовать комплексный подход?
Рак — это всегда мультисистемные повреждения, мультисистемное заболевание, когда во всем организме что-то не так. Поэтому в лечении злокачественных опухолей важно использовать различные виды терапии — хирургию, лучевую терапию, химиотерапию.
На выбор лечебной тактики влияет множество факторов: диагноз, возраст, сопутствующие заболевания, финансовые возможности пациента и технические возможности клиники. Главное — понимание, что рак — такое же хроническое заболевание, как и многие другие, но его можно контролировать.
Важно, чтобы историю пациента рассматривали на мультидисциплинарном консилиуме, куда входят клинический онколог, химиотерапевт, лучевой терапевт, профильный хирург-онколог, а также могут привлекаться смежные специалисты.
Такой консилиум работает с пациентами и в TomoClinic. Пациент и его родственники могут присутствовать на результирующей части заседания, чтобы задать все вопросы и определиться с дальнейшим лечением.
Клиника также ориентируется на протоколы и стандарты лечения, разработанные или NCCN (The National Comprehensive Cancer Network, Национальная комплексная сеть по борьбе с раком — объединение 30 онкологических центров в Соединенных Штатах), или ESMO (European Society for Medical Oncology, Европейское общество медицинской онкологии).
Протоколы помогают определить очередность методов лечения — будет ли сначала использована хирургия, химиотерапия или лучевая терапия, или их комбинация. Если что-то идет не так и после определенного этапа лечения врачи понимают, что четко придерживаться протокола невозможно, то решение о дальнейшей тактике принимается на консилиуме, важную роль в котором играет клинический онколог.
Кто такой клинический онколог и какими навыками он должен обладать?
Во главе любого оркестра всегда стоит дирижер. Каждый, кто играет в оркестре, — лучший в своем деле, но если не будет дирижера, будет не мелодия, а какофония. Дирижер в лечении онкологического пациента — клинический онколог — понимает, когда и как в процесс терапии должны включаться другие специалисты. В TomoClinic также есть такие специалисты.
Также важно умение клинического онколога справиться с теми побочными эффектами системного лечения, которые могут проявляться у пациента. Осложнения бывают разными: обострение хронических заболеваний, токсичность препаратов, используемых на каждом этапе лечения. Клинический онколог понимает, какую премедикацию дать пациенту, чтобы снизить негативное влияние химиотерапии на организм, когда и какого специалиста привлечь для лечения обострения сопутствующих заболеваний. Это помогает сохранить качество жизни пациента как во время лечения, так и после него.
Что такое лучевая терапия?
Лучевая терапия — это крайне важный инструмент лечения. Но облучать нужно только область со злокачественным образованием, не влияя на здоровые ткани вокруг. Переоблучения зон, которые не должны попасть под воздействие лучей может привести к нежелательным и болезненным изменениям в организме. Например, чрезмерное воздействие на слуховой нерв при облучении образования в головном мозге может привести к глухоте.
Работает это так: определяются контуры опухоли и здоровые ткани вокруг, потом выбирается доза радиации. Во время облучения используется многолепестковый коллиматор, а интенсивность и форма радиационного луча регулируются с помощью компьютера.
«Лепестки» прицела направляют луч, который вращается на 360 градусов, только на опухоль. Это позволяет оставить здоровые ткани вокруг практически невредимыми и подвергнуть их только небольшой дозе радиации. Технология позволяет провести лучи через одну точку минимальное количество раз и не накапливать радиацию выше допустимой критической дозы.
После проведения лучевой терапии распечатывается отчет — какая ткань и какую дозу получила. Это может понадобиться в случае, если пациенту снова будет показан этот вид терапии.
Как минимизировать воздействие на организм химиотерапии?
Локализация, диагноз и характеристики опухоли могут быть разными, и для каждого случая, в соответствии с международными стандартами, запускается конкретный протокол лечения.
Очень часто лучевая терапия применяется в комплексе с химиотерапией. И здесь важно понимать, что использование инъекций или препарата в таблетках может вызвать у пациента серьезную интоксикацию. В TomoClinic, например, есть специальные дозировочные аппараты и системы, которые не пропускают свет при использовании капельницы, так как некоторые препараты разрушаются от солнечного света. И это снижает ожидаемый эффект, прописанный производителем.
То же можно сказать о гормонотерапии и таргетной терапии, ведь это — формы химиотерапии. Важно умение вести пациента и корректировать терапию на всех этапах лечения.
Что предлагает онкопациентам современная хирургия?
Существует оборудование, которое позволяет интраоперационно (набор передовых систем для визуализации и хирургического вмешательства) определять необходимость того или иного объема операции, который непосредственно влияет на качество жизни пациента в будущем.
Также в современной хирургии стало нормой лапароскопическое оборудование, которое позволяет проводить малоинвазивные операции; они травмируют организм минимально, а также снижают риск попадания инфекции, ведь разрезы в этом случае делаются очень небольших размеров.
Есть методики, которые давно стали обязательными в маммологии. Например, что делать с лимфоузлами (л/у) в случае рака молочной железы? Удалять их или нет? От этого зависит объем операции и последующее качество жизни пациентки, поскольку после удаления лимфоузлов может развиваться лимфостаз — отеки конечностей.
Сегодня используются специальные методики, например, пациентке вводится краситель — индоцианин зеленый, это позволяет найти так называемый сторожевой лимфоузел и сделать забор биоматериала для дальнейшего исследования. Если сторожевой узел не поражен, удаление лимфатических узлов не показано.
Что такое иммунотерапия и кому она показана?
Это новый вид терапии, которая стимулирует иммунную систему организма, чтобы она могла обнаруживать и атаковать злокачественные клетки. Однако она показана не всем.
Важно понимать, чувствительна ли опухоль к таким препаратам. Также применение иммунотерапии может ограничивать наличие хронических сопутствующих заболеваний
Что такое клинические исследования?
Клинические исследования (КИ) — это научные исследования, в ходе которых пациенты могут получить новейшие лекарственные препараты. Исследование также могут включать комбинацию тех или иных видов терапии. Программы таких исследований соответствуют международным стандартам ICH GCP (Международный совет по гармонизации технических требований к фармацевтическим продуктам).
Чтобы получить разрешение на участие в клинических исследованиях, клиника должна подать заявку в Государственный экспертный центр Минздрава Украины. Экспертный центр проводит в клинике первичный аудит, после чего приезжает представитель международного производителя препарата, изучает, насколько персонал и условия соответствуют требованиям европейских или американских производителей. Каждый план терапии для каждого пациента проходит инспекцию и жестко контролируется компанией-производителем.
Если клиника участвует в КИ, это говорит о том, что она может обеспечить пациента лучшим оборудованием и лучшими специалистами, а качество терапии не уступит той, которую могут предложить в Европе или США.
Попасть в КИ может далеко не каждый пациент. Здесь важны не только вид рака, характеристики опухоли и состояние организма, но также лечение, которое уже получал пациент.
В TomoClinic сегодня активны два КИ с такой локализацией: рак мочевого пузыря и рак легких 1-4 стадий, с использованием комбинированного лечения — химиотерапии и лучевой терапии. А также готовятся протоколы по новообразованиям в области голова-шея, поданы заявки на участие в КИ рака молочной железы и толстого кишечника.
Важно: Самолечение может быть вредным для вашего здоровья. Чтобы выбрать лечение, которое подходит именно вам, проконсультируйтесь с врачом.
- Поделиться: