Время водителей, грузчиков и продавцов: как эпидемия повлияла на украинских работников в Польше

«Из Варшавы до границы — 200 злотых ($50)», «Из Вроцлава до Равы-Русской — 400 злотых ($100), выезд сегодня», — подобными объявлениями пестрели группы украинских мигрантов в Польше в соцсетях еще неделю назад. Сегодняшние объявления уже другие: «Женщины для уборки госпиталей, срочно», «Кто потерял работу — много вакансий в супермаркетах, можно начинать завтра».
Украинская община в Польше — одна из самых многочисленных в ЕС. Более 220 тысяч граждан Украины имеют польский вид на жительство, еще около миллиона — временные и сезонные работники. Украинцы в Польше во время эпидемии коронавируса ведут в соцсети свою группу взаимопомощи — Widzialna ręka / Видимая рука. А поддержка нужна — к закрытым общественным учреждениям и финансовым потерям из-за эпидемии у мигрантов добавляется еще несколько вызовов: пересечение границы, легализация труда и пребывания в ЕС.
Пока паники среди мигрантов нет: те, кто потерял работу на производстве, довольно легко находят ее в торговле. Но представители польской строительной промышленности уже обратились в парламент страны с просьбой расширить пакет экономической помощи, потому что из-за коронавируса из страны выехали около 20% украинских работников.
Однако, хотя польский рынок труда и гибко отреагировал на карантин, а правительство Матеуша Моравецкого учло интересы мигрантов при создании пакета антикризисных мер, ситуация украинцев может ухудшиться уже через несколько недель.
Въезд запрещен, но разрешен
Еще 13 марта во Польше было объявлено состояние эпидемиологической угрозы. 24 марта полякам запретили выходить из дома, кроме как на работу, в магазин и аптеку. Разрешены занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, но в обществе не более одного человека.
На вечер 25 марта во Польше зарегистрирован 1031 случай заражения COVID-2019, 14 человек умерли. Более полутора тысяч поляков находятся в больницах на обсервации, более 200 тысяч — дома на карантине. Также на карантине находятся 106 граждан Украины, двое — в госпитале.
Вечером 13 марта Варшава также объявила о закрытии границ и прекращении международного авиационного и железнодорожного сообщения. С 15 марта иностранцам формально запрещен въезд в Польшу. Однако перечень исключений достаточно широк — особенно на фоне других европейских стран, которые тоже закрыли границы.
Въехать в Польшу до сих пор могут не только иностранные дипломаты и брачные партнеры польских граждан, но и все владельцы разрешений на проживание, на работу и даже деклараций о трудоустройстве иностранцев (документ, по которому можно взять на работу граждан шести восточноевропейских стран, в том числе украинцев).
Все — поляки и иностранцы, которые пересекают границу после 15 марта, попадают на домашний карантин на 14 дней. Тщательность его соблюдения регулярно проверяет полиция.
Паника, которая ненадолго окутала украинцев в Польше неделю назад, была связана скорее с плохой коммуникацией со стороны украинской власти. Из-за нечетких месседжей чиновников немало граждан Украины за рубежом были убеждены, что либо они успеют приехать домой до 17 марта, либо их не пустят вообще.
«Украинская власть закрыла большинство пунктов пропуска, а на тех, что остались, прекратила пешеходное пересечение границы, хотя оно де-факто работает на границе с Польшей (тех, кто прибывает не на собственной машине, через границу перевозят автобусами — ред.). Полностью остановили междугородный транспорт, это тоже усложнило как возможность выехать, так и возможность вернуться», — комментирует hromadske аналитик общественной организации «Европа без барьеров» Павел Кравчук.
Как отмечает в разговоре с hromadske первый секретарь посольства Украины в Польше Дмитрий Горбань, 95% обращений на горячую линию посольства связаны именно с вопросами выезда из Польши: «По моим наблюдениям, паники нет, выезжают в основном те, у кого и так завершался срок легального пребывания. С 15 по 22 марта из Польши уехали примерно 20 тысяч украинцев. Многие уезжают при содействии государства: 4222 гражданина выехали семью поездами из Перемышля 20 и 21 марта. Компания SkyUp 22, 23 и 25 марта организовала рейсы Варшава-Киев, ими могли воспользоваться более 600 человек».
Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спільнокошт. Любая помощь имеет большое значение.

«Нелегалов» не будет
Кроме пересечения границы, актуальным вопросом для мигрантов является легализация труда и пребывания на территории Польши. Как пояснил hromadske PR-менеджер рекрутингового агентства EWL Group Анатолий Зимнин, ежемесячно в среднем 20% украинских работников надо обновлять пакет документов, дающих право на работу и проживание в стране: «Приезд работников из Украины в ближайшее время затруднен или даже невозможен, — говорит Зимнин. — Обязательный карантин, закрытие польских консульств и визовых центров в Украине, отмененные рейсы не способствуют мобильности мигрантов. Поэтому надеемся, что польское правительство предложит какие-то решения, в первую очередь — отменит наказание для тех, чьи разрешения на работу или проживание истекли. Очень помогло бы введение на время эпидемии нового типа разрешений на работу, которые работодатели могли зарегистрировать в интернете».
Когда на прошлой неделе премьер Матеуш Моравецкий представил пакет мер в поддержку экономики на 200 млрд злотых (около $50 млрд), он не вспомнил об иностранцах. Однако в проекте «антивирусных» изменений в законодательство от 20 марта для мигрантов предусмотрен ряд облегчений.
Так, владельцы виз и видов на жительство, срок действия которых истекает во время состояния эпидемиологической угрозы, могут выслать по почте в региональный миграционный отдел ходатайство об их продлении (в случае визы) или оформлении новых (в случае разрешения на проживание). Сделать это можно будет также в течение 30 дней после того, как правительство объявит о завершении эпидемии.
Как ранее сообщило посольство Украины в Польше, польские пограничники не будут применять санкции в отношении тех украинцев, которые превысили срок легального пребывания в стране во время эпидемии.
В то де время, пока ничего не известно о правах тех, кто находится в Польше в рамках безвизового движения, и о продлении действия разрешений на работу — эти вопросы не упомянуты в законопроекте. Но они не менее актуальны — несмотря на закрытие границ, работа для украинцев есть.
Работа есть, но не для всех
В последние годы уровень безработицы в Польше был рекордно низким — на уровне 5%. Дефицит собственной рабочей силы компенсировали за счет иностранных работников, в первую очередь — украинских. Сотни тысяч украинцев нашли работу в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, а в последнее время и в офисах польских и международных компаний.
С 14 марта в Польше закрыты торговые центры, кафе и рестораны могут обслуживать только заказы на вынос. Государственная администрация и компании из сферы финансов, аудита, маркетинга и связи перевели сотрудников на работу из дома. Уже две недели как не работают детские сады, школы и университеты.
Эпидемия и угроза экономического кризиса меняют приоритеты: работники компаний из секторов, которые еще пару недель назад стремительно развивались, теперь боятся потерять работу из-за упадка международных связей. Тогда как грузчики, водители, продавцы оказались во главе списка самых востребованных профессий наряду с врачами и медсестрами.
София из Киева переехала в Варшаву в 2015 году. Работой в фирме, предоставляющей IT-услуги для индустрии путешествий, она очень довольна, но сейчас не уверена в перспективах. Ее компания разрабатывает системы бронирования авиабилетов, которые затем используют авиакомпании, тревел-порталы, турагентства, а именно этот сектор больше всего пострадал из-за пандемии: «Наша прибыль зависит от количества транзакций: поиска билетов, изменений бронирования, покупки багажа и тому подобного. На прошлой неделе движение было большим — поляки активно искали билеты, чтобы вернуться домой. Но теперь — тишина. Люди не бронируют перелеты на весну, потому что действуют правительственные запреты, и на лето-осень тоже — много неуверенности, что будет с их местом работы, с зарплатой».
С тех пор как польское правительство объявило о противоэпидемических мерах, офис фирмы закрыт — все работают из дома. В помещение можно попасть только по специальному разрешению руководства.
«Хотя нас предупредили, что сокращений не будет, ситуация все равно неопределенная. Мы зависим от выплат со стороны клиентов, а у многих банально заканчиваются деньги. Если у дешевых авиалиний есть «подушка безопасности» даже на год, то у традиционных перевозчиков уже начались сокращения и перевод персонала на частичную занятость», — говорит София.

На нехватку работы взамен не жалуется Юрий из Сум. Он живет в Польше более 10 лет, последний год работает в сети супермаркетов «Biedronka». Его месту работы ничего не угрожает, наоборот — руководство обещает премию за работу в марте:
«Как только правительство объявило о введении состояния эпидемиологической угрозы, за первые два дня магазин, в котором я работаю, заработал столько денег, сколько зарабатывает за четыре. Теперь клиентов заметно меньше, и появились ограничения: одновременно в магазине может находиться не более 40 человек, сократились часы работы — если раньше мы работали с 7 до 22, то теперь с 8 до 20».
На время эпидемии кассирам и другим сотрудникам магазина выдали перчатки, а около касс поставили дезинфекторы. Правда, признается Юрий, дезинфектор быстро заканчивается, а перчатки не всегда нужного размера. У касс смонтировали дополнительные пластиковые экраны, у терминалов оплаты выделена специальная зона, в которой может находиться только один человек.
«Мы поощряем клиентов держаться на расстоянии не менее метра друг от друга. Главное новшество — это работа сменами, которые не пересекаются между собой. Первая смена — всегда одни и те же работники — не видит вторую, а также работников, которые придут на следующий день. Если в одной смене кто-то заболеет, ее можно отправить на карантин, при этом не будут расформированы другие», — рассказывает Юрий.
Хотя работодатели стараются максимально пересадить работников на Skype, Zoom и Meet, не во всех отраслях это возможно. В Польше закрылись почти все предприятия автомобильной промышленности, на очереди — производство бытовой техники. Теоретически, работники остановленных предприятий должны получать зарплату за время простоя, однако мигранты вряд ли увидят эти выплаты.
«Зарплату за время простоя получат только те, кто подписал трудовой договор. Тогда как мигранты в Польше чаще всего работают на основании гражданско-правовых сделок, которые не дают им защиты в случае увольнения или эпидемиологического состояния, — подчеркивает Игнаций Юзвяк, научный сотрудник Варшавского университета и член профсоюза «Инициатива работников». — Украинцы в Польше работают на производстве, где условия труда часто не позволяют принять необходимые санитарные меры. Строительство — там процветает теневая занятость, вообще без подписанных соглашений. Самый большой вопрос, что теперь делать сельскому хозяйству. Уже начинается сезон, а новые работники в условиях закрытой границы вряд ли приедут».
Как отметили все собеседники hromadske, им пока неизвестны случаи массовых увольнений граждан Украины в Польше.
«Если работу приостанавливает фабрика, как это произошло в случае автомобильного сектора, — объясняет Анатолий Зимнин, — мы предлагаем украинцам работу в торговле, логистике и транспорте. Именно в этих отраслях сейчас повышенный спрос на рабочие руки».
Пока ситуация для мигрантов в Польше относительно стабильная. Однако первый «краш-тест» состоится уже 10 апреля, утверждает глава «Фонда развития вне границ» Ксения Наранович: «10 числа каждого месяца людям необходимо вносить арендную плату за жилье или платить ипотечный кредит. У мигрантов очень редко есть собственное жилье за границей, и именно возможность заплатить за квартиру является критической с точки зрения их пребывания в Польше. За март они заплатили еще перед объявлением карантина. Те, кто сейчас потерял работу, чья зарплата уменьшилась или прибыли стали неопределенными, уже через несколько недель должны будут ответить на вопрос: имеет ли мое пребывание в Польше в таких условиях экономический смысл?»
Автор: Елена Бабакова
- Поделиться: