Свободно создать Telegram канал, вести репортажи в Instagram, или писать в Facebook это все доказывает, что сегодня все мы медиа. Свободу слова не остановить. Но с силой приходит и ответственность. Ко дню свободы прессы hromadske попросило 6 известных журналистов поделиться с нами их принципами, установками, которыми следует руководствоваться в мире, где каждый сам себе независимое СМИ.

Я уже лет пять читаю лекции на тему журналистики и всего такого сопутствующего. И регулярно показываю аудитории один слайд. На левой его половине — способы рассказать свою историю многим людям в 2000 году. На правой — такой же список, но уже сейчас.

Слева написано: пресса, телевидение, радио. Ну и еще один вариант — выйти на улицу и кричать на прохожих. На правом слайде перечисляются: пресса, телевидение, радио, Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, TikTok, отдельные блоги, стримы, мессенджеры, e-mail и еще с десяток пунктов.

Еще каких-то 20 лет назад журналистика обладала монополией на право рассказывать истории людям. Если тебе нужно было донести смысл, какую-то весть к большому количеству людей — ты шел к журналистам, чтобы они это сделали.

Сейчас все изменилось. Каждый человек на нашей планете с доступом к Интернету может рассказать свою историю миллионам и даже миллиардам — если эта история цепляет. Журналистика потеряла эту удивительную монополию громкоговорителя для народа.

Мы все знаем примеры блоггеров, аудитория которых больше, чем у главных мировых СМИ. Например, у шведского блоггера PieDiePew на YouTube — больше сотни миллионов подписчиков и более 25 млрд суммарных просмотров видео, а за его эпической битвой против T-Series пристально следили люди по всей планете. О монстрах Instagram с десятками миллионов подписчиков можно даже не вспоминать.

Но это все понятно. Это просто такая новая профессия. Для всех этих людей придумывать и публиковать контент — это работа. Причем иногда довольно изнурительная. Так, один из самых популярных стримеров мира Ninja не раз жаловался, что вынужден буквально сутками сидеть онлайн, потому что иначе стремительно теряет аудиторию. Как-то за два дня отсутствия от него отписались больше 40 тыс. человек. Чем больше аудитория, тем сложнее удержать ее внимание — все логично.

Но все же попробуем отбросить профессиональных блоггеров. Они сознательно продумывают свои истории так, чтобы зацепить как можно больше людей — и, в конечном итоге, заработать на этом. Однако уникальность современного мира в том, что любой человек даже случайно может создать историю, которая покорит мир.

Знаете, какой твит долгое время был самым популярным в истории? Это легендарное селфи голливудских суперзвезд (Мерил Стрип, Брэд Питт, Анджелина Джоли, Кевин Спейси, Брэдли Купер!) на сцене "Оскара". Его запостила выдающаяся телеведущая Эллен ДеДженерес. То есть разбираем рецепт этой истории-твита: много селебрити, суперпопулярный аккаунт — все составляющие успеха и 3,1 миллиона ретвитов как результат.

А знаете, кто побил этот рекорд и сам возглавил рейтинг самых популярных твитов? Картер Вилкерсон! Ничего страшного, если не знаете это имя. Несколько лет назад обычный 17-летний парень из Невады обратился к аккаунту сети фастфудов Wendy's с вопросом, сколько ретвитов ему нужно набрать, чтобы те год бесплатно кормили его наггетсами. СММщик закусочной лениво ответил: 18 млн. Картер так же незатейливо твитнул: люди добрые, помогите, мальчику нужны наггетсы.

И мир вдруг сошел с ума. К призыву обеспечить неизвестного из Невады годом бесплатного кормления подключились самые разные люди и бренды. Официальный канал Microsoft тегал Google и Amazon, чтобы те помогли Картеру, и они с радостью откликались. Авиакомпания United Airlines писала, что если 18 млн ретвитов наберутся, то они обеспечат мальчику бесплатный перелет в любую точку планеты, чтобы он похрустел наггетсами именно там. А босс мобильного оператора TMobile провозглашал, что если Картер перейдет из конкурирующего AT&T на их сервис, то он сам подарит ему год бесплатных наггетсов.

То есть планету внезапно задела эта абсолютно одноклеточная история о студенте, который захотел халявы. Задела настолько, что уже через пару недель в том самом твите было 3,5 млн ретвитов.

Больше, чем у голливудских суперзвезд и у любого за всю историю микроблогов. Только потому, что он рассказал простую и понятную историю, которая неожиданно понравилась самым разным людям. А самое удивительное, что так может каждый из нас.

Конечно, у этого есть и обратная сторона. Бесчисленное количество манипуляций и лжи, fake news как главное слово 2017 года, настоящие войны ботов в интернете и мы, люди, находимся в эпицентре ужасного, небывалого водоворота информации.

Действительно небывалого — именно сейчас тот миг, когда мир производит рекордное количество информации за всю свою историю. Но нюанс в том, что никогда больше он не будет производить так мало. Каждую следующую минуту число данных растет и весомая их часть создается для того, чтобы проникнуть нам в голову и продиктовать определенную модель поведения. Поэтому тренировать критическое мышление, намертво зафиксировать среди своих привычек рифму «доверять-проверять», заботиться об информационной гигиене — все это теперь не желательно, а необходимо.

Информационная гигиена не менее важна чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на платформе Спiльнокошт! Поддержите независимую журналистику

Полвека назад выдающийся немецкий художник и арт-философ Йозеф Бойс сказал: «Теперь все мы художники». Что ж, похоже, теперь мы все еще масс-медиа.

Помните рассказ о слайде, с которого я начал этот текст? Пять лет назад, когда я впервые показал его на лекции, люди тут же начали это фотографировать. Тогда осознание краха монополии журналистики еще только входило в привычку. Когда я показываю слайд сейчас, большинство уже просто кивают: ну, да, мы знаем о могуществе соцсетей.

Осталось только научиться использовать эту мощь с умом.

Независимые благодаря вам

Мы работаем независимо от политиков и олигархов. Наша журналистика существует благодаря вам. Вы можете поддержать нас, а мы можем продолжить рассказывать, что на самом деле происходит.

Поделиться: