Выборы в Германии: десять главных результатов

4 сентября в Германии прошли парламентские выборы. Именно они будут определять то, каким будет немецкое правительство в ближайшие 4 года. Громадское провело специальный эфир, посвященный тому, кого и как выбирает Германия.

Владимир Ермоленко

4 сентября в Германии прошли парламентские выборы. Именно они будут определять то, каким будет немецкое правительство в ближайшие 4 года. Громадское провело специальный эфир, посвященный тому, кого и как выбирает Германия.

1. Ультраправые входят в парламент

Один из главных результатов парламентских выборов: правая партия «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland, AfD) впервые после Второй мировой войны входит в Бундестаг.
По предварительным данным, AfD набирает около 13% и становится третьей по количеству депутатов партией в Бундестаге, после традиционно крупнейших немецких партий - правоцентристской ХДС/ХСС и левоцентристской Социал-демократической партии.
AfD радикально выступает против принятия беженцев, скептически настроена к Евросоюзу и поддерживает российскую агрессию в Украине.
В отличие от французских ультраправых из «Национального фронта», которые строили кампанию на привлечении обедневшего электората, за немецких ультраправых голосуют прежде всего люди с высокими доходами - то есть зажиточный средний класс.
Впрочем, влияние ультраправых не стоит переоценивать. 13% - это значительно меньше, чем рейтинги ультраправых в Австрии, Франции, Италии и многих других европейских странах.


Слева направо: первые номера предвыборного списка партии «Альтернатива для Германии» на выборах в Бундестаг Александр Гауланд, Элис Вайдель и сопредседатель AfD Йорг Мойтен во время пресс-конференции в Берлине после первых результатов экзит-половФото:EPA-EFE/CHRISTIAN BRUNA

Однако важно то, что возвращение ультраправых произошло именно в Германии. Ведь эта страна традиционно оставалась форпостом против ультраправых идей. Имея инъекцию против нацизма, немецкие избиратели после Второй мировой войны не давали ультраправым партиям подняться наверх. Сегодня, похоже, это меняется.

2. У партии Меркель будет меньше мест

Партия Меркель - правоцентристская коалиция Христианско-демократического союза и баварского Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) - ожидаемо становится победителем в гонках. Впрочем, ее результат значительно хуже, чем 4 года назад: тогда она получила 41%, сейчас - только около 33%.
И даже больше: нынешний результат —худшийв истории ХДС/ХСС с 1949 года. А это - плохие новости для Меркель.

3. Меркель останется канцлером

Несмотря на худшие результаты, ХДС/ХСС все равно остается победителем в выборах. Она опережает ближайшего конкурента (социал-демократов) более чем на 10%.
Это означает, что именно партия Меркель будет формировать коалицию, и именно у нее больше всего шансов остаться канцлером.

4. Большой коалиции не будет, и это хорошо для Украины

Нынешней «большой коалиции» между двумя крупнейшими партиями - ХДС/ХСС и СПД - не будет. По крайней мере сразу после объявления результатов экзит-полов, лидер фракции СПД в Бундестаге Томан Опперман заявил, что его партия в большую коалицию не пойдет.
Для Украины это скорее хорошая новость, потому что в нынешнем правительстве именно социал-демократы были каналами влияния России. Причина - во-первых, традиционная для социал-демократов «восточная политика» (Ostpolitik) с ориентацией на Россию. Во-вторых, газовые влияния: бывший и нынешний истеблишмент партии имеет большие деловые связи с газонефтяной российским бизнесом.
Вариант коалиции, который сегодня чаще всего обсуждают - так называемая «Ямайка», то есть черно-желто-зеленая. Это коалиция между ХДС/ХСС, либералами (FDP, имеют символику желтого цвета) и экологической партией («зелеными»).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Выборы в Германии: за чем следить Украине

С точки зрения политических идеологий эта коалиция будет очень пестрой: она объединять правых консерваторов (ХДС/ХСС), либералов (FDP) и партией с скорее левой риторикой ( «Зеленые»).
Но с точки зрения внешней политики позиции партий вполне можно согласовать. Они проевропейские и критично настроенные по отношению к России.

5. Давление на Меркель увеличится

В последующие четыре года Меркель может быть слабее канцлером, чем сейчас. Во-первых, в парламенте у ее партия будет меньше мест. Во-вторых, она будет сталкиваться со значительно более агрессивной критикой со стороны AfD - уже в самом парламенте. В-третьих, социал-демократы могут уйти в оппозицию, и там тоже выйти на радикальную риторику - что может сильно повредить их нынешнему лидеру, умеренному и проевропейском Мартину Шульцу.
Поэтому если в правительстве у Меркель будет больший простор для маневра (так рядом не будет сильного тяжеловеса вроде СПД), то в парламенте ее ждут сложные задачи.

6. Социал-демократы ослабевают

Социал-демократы тоже получили меньше, чем было четыре года назад. Это можно считать поражением всей партии - или конкретно Мартина Шульца, который возглавил ее полгода назад.
Теперь партия пойдет в оппозицию к Меркель. И перед умеренным Шульцем возникает серьезная дилемма: сможет ли он организовать настоящую харизматическую оппозицию - особенно на фоне значительно более радикальных «левых» и «AfD». И не «съедят» ли его радикальные друзья и враги.


Лидер социал-демократов Мартин Шульц (слева) в предвыборном штабе партии в Берлине после объявления первых результатов экзит-половФото:EPA-EFE/FELIPE TRUEBA

Переход социал-демократов в оппозицию также означает, что Зигмар Габриэль, нынешний министр иностранных дел, близкий к бывшему канцлеру Шредеру, а следовательно и к «Газпрому», теряет должность министра иностранных дел. Поэтому германской дипломатией теперь будет руководить кто-то значительно менее пророссийский.

7. Каждый пятый немец голосует за радикалов

Результаты выборов свидетельствуют о том, что по крайней мере каждый пятый немец сегодня голосует за радикальные партии - или ультралевых (Die Linke, 9%), или ультраправых (AfD, 13%). Это меньше, чем во Франции на последних президентских выборах (ультралевые и ультраправые радикалы вместе получили около 40%), но много для страны, славящейся своей рациональностью и умеренностью.

8. Либералы снова в игре

Либералы («Свободная демократическая партия», FDP) снова входят в немецкий парламент - после четырехлетнего отсутствия. Либералы вообще благосклонны к Украине, выступая обычно «ястребами» по России и даже предлагали дать Украине перспективу членства в ЕС - о чем другие немецкие политические партии молчат.

Впрочем, недавно лидер FDP Кристиан Линднер заявил, что аннексию Крыма надо принять как «длительную временную реальность» - что вызвало недоумение у многих.

Лидер FDP Кристиан Линднер (слева) в предвыборном штабе в БерлинеФото:EPA-EFE/DAVID HECKER

Но если либералы войдут в коалицию с ХДС/ХСС, то в отношении Кремля и санкций они будут поддерживать линию.

9. Ультраправые популярные на востоке, чем на западе

AfD получила больше голосов на территории бывшей Восточной Германии и восточного Берлина (более 20%, второй место в гонке), чем на территории бывшей Западной Германии - кроме, разве что, Баварии.

Среди мужчин Восточной Германии AfD оказалась самой популярной партией. Это важный парадокс: он свидетельствует о том, что посткоммунистический пространство в Германии более подвержен фашизации, чем территория «западной» Германии.

10. Россия побеждает ... и проигрывает

На первый взгляд, результаты выборов выгодны России. Меркель ослабевает, пророссийские ультраправые и ультралевые вместе имеют четверть в парламенте, а на Мартина Шульца, что противостоит русским воздействиям в социал-демократов, ждут сложные времена.

Впрочем, коалиционное результат для России может показаться не таким радужным. Ведь если правительство будет формировать Меркель, либералы и «зеленые», для Кремля это будет худшим из возможных вариантов. Тогда в немецком правительстве Россию некому будет защищать.

Этот материал также доступен на украинском языке.