Выборы в Израиле. Означают ли они конец эпохи Нетаньяху?

Премьер-министр Беньямин Нетаньяху после объявления экзит-пола на повторных выборах в парламент, 17 сентября 2019 года
Премьер-министр Беньямин Нетаньяху после объявления экзит-пола на повторных выборах в парламент, 17 сентября 2019 годаEPA-EFE/ABIR SULTAN

Первые в истории Израиля повторные парламентские выборы 17 сентября не стали очередной победой для действующего премьера Беньямина Нетаньяху. Согласно подсчету 90% голосов, его правящая партия «Ликуд» вместе с другими правыми партиями получила 55 мандатов в Кнессете.

На один мандат их опередил левоцентристский блок, где главный — альянс «Кахоль-Лаван» («Бело-синие») экс-главы Генерального Штаба Израиля и главного оппонента Нетаньяху Бени Ганца.

Чтобы занять премьерское кресло, лидеру победившей партии нужно контролировать 61 из 120 мест в парламенте. Столько нет ни у кого, поэтому придется формировать коалицию.

После прошедших в апреле выборов именно на этом этапе создание правительства провалилось, несмотря на уверенное преимущество партии Нетаньяху. Дело в том, что партия «Наш дом Израиль» Авигдора Либермана, которая преимущественно представляет интересы русскоязычных израильтян, не захотела сотрудничать с действующим премьером. В частности из-за разногласий в вопросе всеобщей воинской повинности и льгот для ультраортодоксальных евреев. Поэтому 29 мая Кнессет решил самораспуститься.

Провал Нетаньяху?

Действующий премьер-министр Беньямин Нетаньяху занимает премьерское кресло уже десять лет — дольше всех своих предшественников. «Многим это не нравится: от простых людей до контрэлит израильского общества, в первую очередь представителям генералитета израильской армии», — отмечает hromadske Игаль Левин, бывший израильский кадровый военный, соучредитель Центра изучения повстанческих движений в Украине.

Главный месседж Нетаньяху во время предвыборной кампании заключался в том, что у него единственного есть влиятельные «друзья», например, президент США Дональд Трамп, поэтому только он способен защитить Израиль от Ирана и палестинцев.

За неделю до выборов Нетаньяху делал резкие заявления, пытаясь улучшить свой рейтинг. Во время выступления на израильском телевидении он пообещал, что в случае победы аннексирует значительную часть Западного берега реки Иордан. И намекнул, что, вероятно, это уже согласовано с Вашингтоном. «Я ожидаю, чтобы осуществить это в максимальной координации с Дональдом Трампом», — отметил Нетаньяху. Это вызвало недовольство во всем арабском мире.

«Если Нетаньяху не удастся стать премьер-министром, это не значит, что новое правительство начнет стремительное движение к урегулированию отношений с Палестиной. Но это, по крайней мере, не приведет к полномасштабному кризису в отношениях с ней, что могло бы произойти при Нетаньяху. Его намерения об аннексии части палестинских территорий ставят жирный крест на любых попытках решить конфликт», — объясняет hromadske директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.

Как отмечает издание The New York Times, особенностью этой предвыборной кампании стало определение двух групп в израильском обществе, на которых основные политические силы заостряли свое внимание: это ультраортодоксальные евреи и арабы-мусульмане.

На первых опирался Нетаньяху, отмечая в день выборов: «Израиль нуждается в сильном сионистском правительстве. Невозможно правительство, которое полагается на антисионистские арабские партии, отвергающие любое представление об Израиле как о собственном еврейском и демократическом государстве».

Нетаньяху имел в виду альянс «Бело-синих», который предлагает организовать региональную конференцию с арабскими государствами. В то же время, если сравнивать с прошлыми выборами в апреле, позиции «Объединенного арабского списка» улучшились: альянс получил 13 мест в Кнессете и обошел националистический «Израиль наш дом» Либермана.

Но кроме интересов израильского народа, у Нетаньяху есть и более личные мотивы не потерять премьерское кресло. Сейчас против него ведется расследование по ряду дел — о мошенничестве, коррупции и лжи под присягой.

2 октября, когда состоятся досудебные слушания, ему могут официально предъявить обвинение. Пока дело не зашло слишком далеко и вину Нетаньяху не признали, он может просить Кнессет помочь ему получить депутатский иммунитет. Для этого и нужна поддержка коалиции.

Игорь Семиволос говорит, что «сейчас решается судьба Нетаньяху — человека, который долго был премьер-министром и который создал политический ландшафт, существующий в Израиле до сих пор. Судя по тенденциям, его политическое время заканчивается, и очевидно, что с его окончанием приобретают новый вес представления о том, как действовать на Ближнем Востоке, что делать в ближневосточном мирном процессе, можно ли наконец закончить затянувшийся конфликт с Палестиной».

Что будет дальше?

Окончательные результаты выборов пока не известны. Похоже, что они будут не слишком отличаться от предыдущих, а это может означать, что политический кризис в Израиле будет продолжаться. Дело в том, что кому бы ни поручили формировать коалицию — Нетаньяху или его оппоненту Ганцу — пока нет четкого понимания, какой она будет.

Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху, президент Рувен Ривлин и главный оппонент Нетаньяху на выборах Бени Ганц пожимают руки во время памятных мероприятий в ИерусалимеABIR SULTAN/EPA

Чтобы договориться, крупнейшим игрокам придется идти на компромиссы. На их поиск и достижение у Кнессета есть месяц. Если этого не произойдет — парламент будут избирать третий раз. Но тогда шансы Нетаньяху на премьерство будут еще меньше, ведь он будет занят судебным процессом.

Беньямин Нетаньяху настолько обеспокоен борьбой за премьерское кресло, что в ближайшее время отменил все зарубежные визиты, в том числе и в Генеральную ассамблею ООН в Нью-Йорке. 18 сентября он заявил, что создаст единый блок правых и религиозных организаций под своим председательством — и они пойдут на переговоры о формировании правительства. В блок, как надеялся Нетаньяху, войдут правые партии «Ликуд», «ШАС», «Яхадут ха-Тора», «Еврейский дом» и «Новые правила».

А уже на следующий день Нетаньяху призвал к переговорам о коалиции своего главного оппонента Бени Ганца. «Бени, мы должны создать правительство широкого единства как можно быстрее. Нация рассчитывает, что мы оба проявим ответственность и будем сотрудничать. Во время избирательной кампании я призвал создать правое правительство, но, к сожалению, результаты выборов показывают, что это невозможно», — сказал Нетаньяху.

Авигдор Либерман, из-за которого не удалось прийти к согласию при формировании коалиции в прошлый раз, снова может сыграть решающую роль. Он предлагает такое распределение сил: «широкое, либеральное, национальное правительство, состоящее из партий „Наш дом Израиль“, „Ликуд“ и „Сине-белые“». Аналитики говорят, что это будет возможно только в том случае, если Нетаньяху покинет пост главы партии «Ликуд», так как оппозиция ни за что не пойдет с ним на сотрудничество.