Партнерский материал

Work hard, но с комфортом. Как создать идеальное рабочее место

Сеть коворкингов BeeWorking
Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

Работа занимает в среднем треть нашей жизни. О том, как сделать это время приятным и продуктивным в офисе, дома или в коворкинге, рассказали архитектор, основатель ателье дизайна интерьера Hi atelier Игорь Гавриленко, архитектор и дизайнер, одна из создательниц коворкинга Beeworking Полина Яковлева и психолог Марина Диденко. Советы о мебели, света, отдыха, атмосферы и многом другом - в совместном материале hromadske и сети коворкингов Beeworking.

Пространство

У каждого человека должна быть свое собственное пространство даже в офисе. В идеале это примерно 6 квадратных метров на одного работника, говорит Игорь Гавриленко, или по крайней мере 4 квадратных метра. Неважно, сколько людей работает в одном пространстве, например в коворкинге. Важно то, в каких условиях они это делают.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske
Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

Полина Яковлева советует размещать сотрудников в кабинетах офиса в соответствии с их рабочими задачами. Чтобы люди, которым нужно много общаться между собой, обсуждать дела и идеи, не мешали тем, кому надо сконцентрироваться на задачах и деталях. Для рабочих встреч рекомендуется отвести отдельные помещения.

Делить пространство можно не только с помощью стен, но и стеклянных панелей — это не только визуально расширяет помещение, но и помогает общаться. Через стеклянную стену можно позвать кого-то из коллег, передать короткое сообщение, пошутить или увидеть, что человек в плохом настроении и нуждается в помощи. Кроме того, стеклянные стены даже сплачивают команду, говорит Яковлева, потому что все видят, кто чем занимается.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

Если вы работаете из дома, то нельзя делать это в постели или на кухне. Важно специально обустроить рабочее место, которое будет нас «включать». Если нет возможности сделать отдельный кабинет, можно выделить место в комнате стеллажом или цветом стен в рабочем углу.

Психолог Марина Диденко объясняет: когда мы садимся за такое выделенное рабочее место, в наш мозг идет сигнал, что рабочий процесс начался, а когда его покидаем — что закончился. Это помогает выработать определенные рефлексы и повысить производительность. Для усиления эффекта, на то время, пока вы работаете дома, можно менять одежду.

Рабочее пространство домаЕвгений Даценко/hromadske
Рабочее пространство домаЕвгений Даценко/hromadske

Цвет

Цвет рабочих помещений тоже может влиять на производительность. Для офиса лучше подбирать теплые светлые тона с легкой насыщенностью, говорит Марина Диденко. Но если вам нужно пробудить у сотрудников креативность, можно сделать яркие акценты, например, с помощью оранжевого или желтого цветов.

Игорь Гавриленко рекомендует использовать в рабочих помещениях монотонные цвета и текстуры. В идеале это должны быть пастельные тона, не слишком яркие и не очень холодные, — они более лаконично вписываются в любое пространство и создают хорошее настроение.

С яркими элементами надо быть осторожными. Они дестабилизируют и не очень хорошо влияют на концентрацию. Например, красный возбуждает человека, а синий — очень расслабляет. Кроме того, кто-то может просто не любить такой цвет.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

«У всех разная психика, кто-то активен, кто-то пассивен. Поэтому, если добавить, например, оранжевый человеку, который сам по себе энергичен, это только усилит эту черту», — говорит Полина Яковлева.

Ее фавориты - белый с вкраплениями черного. Также, по словам дизайнера, хорошо влияет на работу зеленый цвет. Его можно добавлять в декоре - например, с помощью растений. О них не стоит забывать еще и потому, что это другая, живая энергетика. Яркие цвета надо использовать в лаунж-зонах, где работник может подзарядиться энергией цвета.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

Свет

В рабочем пространстве обязательно должна быть хорошая инсоляция, то есть естественное освещение, говорит Игорь Гавриленко. Когда естественного света мало (например, зимой), работать сложнее, человек становится сонливым, вялым, не может сосредоточиться.

Рабочие места лучше располагать у окна, чтобы на них попадало как можно больше дневного света. Если вы правша, свет должен падать с левой стороны, если левша - с правой. Это сбережет зрение и создаст классную рабочую атмосферу.

Однако лучи не должны бить в глаза. Это касается и искусственного света, поэтому на лампах должен быть колпак или отражающий диффузор. Это может быть торшер, бра, лед-освещение в полке над рабочим местом или подвесные светильники с абажурами.

Искусственный свет также должен быть близким к дневному - 4000-4500 кельвинов. Ведь более теплый свет ассоциируется или с ранним утром, или с вечером, когда уже хочется отдыхать. Людям, которые работают поздно ночью, Игорь Гавриленко советует приобрести лампу с белым светом (цветовая температура - примерно 4000 кельвинов).

Освещение должно быть комфортным и соответствовать задачам, говорит Марина Диденко, более яркое — для продуктивной работы, более теплое — для спокойной атмосферы.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

«Дополнительно можете позаботиться о светильниках или настольных лампах для работников — это даст возможность им индивидуально регулировать свои потребности», — говорит Диденко.

Полина Яковлева отмечает, что окно в рабочем помещении обязательно должно быть с прозрачным стеклом. Это не только источник естественного освещения, но и возможность переключиться, оторваться от рутины, глядя, как падает снег, распускаются листья, играют дети или бегают собаки.

Взаимодействие с приятными образами стимулирует у нас выработку гормона серотонина, который в свою очередь дарит ощущение счастья и снижает уровень стресса, объясняет Марина Диденко. А когда человек счастлив, он лучше работает. Поэтому вид из окна помогает работникам повысить психологический комфорт.

Также в офисном помещении обязательно надо позаботиться о хорошей вентиляции, говорит Игорь Гавриленко. Свежий воздух необходим для комфортной работы.

Мебель

Чаще всего человек устает из-за того, что он сидит в одном положении, говорит Игорь Гавриленко. Поэтому важно иметь стул, который можно регулировать, подстраивать под себя — менять уклон спинки, высоту сиденья или подлокотников. Это разгрузит мышцы и позвоночник.

Кроме того, можно приобрести специальный стул без спинки, при сидении на котором нагрузка разделяется между ягодицами и коленями, а спина не нагружается и не болит. Но долго на таком стуле не посидишь, он не может быть основным.

Отличным решением будут столы, которые могут менять высоту. Некоторые из них могут подниматься настолько высоко, что человек может работать стоя — такая перемена рабочего положения тоже разгружает мышцы.

Полина Яковлева советует обращать внимание и на размер столешницы — обычно работнику хватает стандартного стола 1,20 на 0,60 метра, однако если человек работает с двумя экранами, стол должен быть больше — 1,40 на 0,80, чтобы не прилипнуть к мониторам. Кроме того, очень удобно, когда в офисные столы встроены розетки или USB.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

Про стулья дизайнер добавляет: они должны быть немного твердыми и легкими в настройке и движениях. Поскольку офисные работники редко встают со своих мест, удобно, когда по кабинету можно кататься прямо на стуле. При этом универсальной модели не существует, лучше всего — выбирать стул по себе, попробовать посидеть на нем перед покупкой, почувствовать, комфортно ли вам на нем.

Игорь Гавриленко советует не экономить на рабочей мебели, не покупать временную пластиковую мебель в супермаркетах, а попытаться найти компанию, которая разрабатывает качественную продукцию. Например, такую, такую, такую или такую. Лучшим производителем, по мнению архитектора, является Herman Miller.

Идеальный материал для столешницы — МДФ, то есть плита из очень мелких опилок, или дерево, поскольку они быстро впитывают тепло. Столы с металлическими столешницами холодные на ощупь, это вызывает дискомфорт. Но если уже есть стол с металлической столешницей, можно положить на нее коврик.

Мебель для хранения не должна перегружать рабочее пространство и давить на глаза. Лучше приобрести передвижные тумбочки, которые можно перемещать туда, куда вам удобнее.

Порядок

В процессе создания чего-то творческий беспорядок может помогать, говорит Марина Диденко. Но, начиная дело, стоит оставлять на столе только самое необходимое — например, компьютер, телефон и блокнот, — тогда легче будет сосредоточиться.

Однако некоторые специальности требуют работы не только с компьютером. Например, архитекторы держат на столах много чертежей и других бумажек. Да загромоздить стол может каждый. Поэтому после рабочей недели или совещаний стоит делать уборку, чтобы очистить пространство и мозг, говорит Полина Яковлева.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

Если надо побрейнштормить, лучше делать это не на рабочем месте, а, например, в переговорной, куда можно взять дополнительные бумажки и фломастеры. А рядом с рабочим местом можно вешать те или иные рефернсы, мудборды и визуализации — это очень помогает работать над проектом, понимать, где нужно что-то изменить.

Полезные для работы аксессуары, например органайзеры для документов или карандашей, доски для надписей или пинов, держатели розеток или беспроводные зарядки лучше всего искать в сетевых магазинах вроде IKEA или Jysk — там есть из чего выбрать, да и стоят они недорого.

Атмосфера

У прокрастинации есть три причины, говорит Марина Диденко. Когда человек не знает, как выполнить задание, испытывает неуверенность, прокрастинация является защитным механизмом. Или же человек боится неудачи или отрицательной оценки и, прокрастинируя, как бы нивелирует важность результата. Или переутомленному организму нужен отдых, и он сам себе его устраивает через прокрастинацию.

Чтобы избавиться от прокрастинации, стоит разделять задачи на маленькие шаги, можно использовать метод Pomodoro (это управление временем, когда выполнение задач чередуется с частыми перерывами), вознаграждать себя за определенное время работы, например, просмотром серии сериала. Все это мотивирует включиться в процесс. Кроме того, следует четко понять, что есть процессы, за которые мы переживаем, но на которые мы можем влиять — иначе энергия идет на тревогу, а не на выполнение задач.

Также на результаты плохо влияет многозадачность, поскольку она не дает сосредоточиться.

Рабочие помещения, рассчитанные на большое количество людей, необходимо разграничивать на тихие зоны и зоны, где можно общаться, говорит Игорь Гавриленко. Например, в коворкингах часто можно встретить изолированные боксы для совещаний, зум-коллов и телефонных звонков. А в офисе надо создавать определенные правила, которые позволяли бы работать в тишине.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske
Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske
Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

Многие исследования показывают, что прослушивание музыки во время работы может улучшить нашу эффективность, креативность и сделать нас счастливее, говорит Марина Диденко. Но желательно, чтобы это была музыка без слов, особенно при выполнении задач, требующих сосредоточения. И наоборот, если это рутинные задачи, слова помогут разнообразить процесс.

Многие офисы включают общую музыку, говорит Игорь Гавриленко, но есть люди, которым это мешает, которые продуктивнее работают в тишине.

«Для музыки есть наушники — пусть это будет индивидуальный выбор», — предлагает архитектор.

Отдых

Чтобы повысить производительность, следует менять деятельность: например, на активный отдых, для наполнения энергией, и полноценный отдых, когда лежим и ничего не делаем, чтобы физически восстановиться, объясняет Марина Диденко. Поэтому вклад в отдых — это вклад в производительность.

Нельзя долго концентрироваться на одном процессе, нужно делать маленькие перерывы на разговор или просто созерцание вида из окна. С умственной деятельности надо переключаться на физическую и наоборот. Когда мы «потупили», переключились, к нам могут приходить идеи, объясняет психолог. Не стоит есть за рабочим столом — наш мозг воспринимает это как непрерывный рабочий процесс, поэтому мы не отдыхаем.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske
Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

Больше опций для отдыха могут предложить коворкинги или офисы очень крупных компаний. Спортзалы, теннисные и бильярдные столы, игровые приставки, библиотеки, конференц-залы, где можно послушать лекцию или посмотреть кино, дрим-румы, в которых можно поспать или душевые, где можно освежиться.

Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske
Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske
Сеть коворкингов BeeWorkingЕвгений Даценко/hromadske

Синергия всех спектров жизни в одном пространстве вдохновляет на работу и сплачивает команду, что должно быть важным для работодателя, говорит Полина Яковлева. Работникам никуда не надо ходить — здесь они могут и пообедать, и отпраздновать дни рождения, и совместно провести досуг. Не будут отвлекать все эти возможности и от работы — это вопрос четкого планирования и личной ответственности, отмечает Яковлева.

«Если человек в не очень хорошем состоянии, лучше пойти и немного поиграть с ним в приставку. После этого с улучшенным настроением работник выдаст больший результат, чем если будет грустить весь день».


Этот партнерский проект создан на правах рекламы. Над проектом работали: креативный продюсер Николай Охотник и фотограф Евгений Даценко.