«Я бы очень хотел, чтобы убийство Амины было инсценировкой, но это не так», — интервью с Адамом Осмаевым

С Адамом Осмаевым я и моя коллега Ирина Ромалийская из издания Цензор. НЕТ встречаемся в больничной палате госпиталя через5 дней после убийства его жены Амины Окуевой.

Настя Станко

С Адамом Осмаевым я и моя коллега Ирина Ромалийская из издания Цензор. НЕТ встречаемся в больничной палате госпиталя через пятьдней после убийства его жены Амины Окуевой.

Мы спокойно поднимаемся к нему, никто нас не останавливает и не расспрашивает, куда и зачем мы идем. И только входвпалатукараулят двапредставителяНацполиции. Мы замечаем, что охраны здесь не слишком много, учитывая тот факт, чтона Адама совершали покушение дваждыза полгода. Но полицейские дают нам понять, что они здесь не одни.

У Осмаева — отдельная маленькая палата приблизительно метр на три. Он бледен, у него перебинтована праваянога, но все же, он постоянно улыбается.

О гибели Амины Окуевой

Как все произошло?

Классическая военная засада в классическом месте на повороте. Мыпереехали переезд, Г-образный поворот, на повороте внезапно началась стрельба. Я сразу — на газ, был за рулем, Амина сидела рядом. Обстрел длился буквально несколько секунд с правой стороны, пока я не вышел из зоны обстрела. Сначала пули попадали под углом, потом — прямо в двери. За эти несколько секунд, к сожалению, внее попали. Выходит, Амина меня собой прикрыла.

Машина проехала еще немного и заглохла. Я думал станут добивать, но никто так и не подошел. Они оказались трусами. Амина была без сознания. Пуля попала в голову — раздробила череп. Я пытался целоксами, которыемы всегда носим с собой, забинтовать, остановить кровотечение. Но она черезкакое-то время перестала подавать признаки жизни. Я, конечно, сразу позвонил в полицию, потом — в скорую. Внее пятьпуль попало. Мне попалов ногу, пуля прошла на вылет, кость не сломана. Но в бронежилет ни одна пуля не попала ни мне, ни ей.

Вы постоянно ездили этим маршрутом?

Почти год назад переехали туда. Выходит, они круглосуточно сидели там в засаде. Мы не могли полностью отказаться от публичной жизни. Выезжали на какие-то события, но всегда были на чеку, смотрели, нет ли слежки.В действительности уже планировали оттуда переезжать. Амина хотела жить на природе. Ее мама купила дом в селе около Белой Церкви месяц тому назад. Стали там делать ремонт. И вот — не успели. Мы как раз оттуда возвращались.

Место нападения на Амину Окуеву и Адама Осмаева около железнодорожного переезда в Глевахе, Киевская область, 30 октября 2017 года Фото: Владимир Гонтар/УНИАН

У вас есть понимание, кто это сделал?

Зачем лишний раз говорить? Те, кто и первый раз сделал это (покушение на Окуеву и Осмаева — 1 июня этого года в Киеве на Подоле — ред.), — вне всякого сомнения. Заказчик — это Москва, а как один из возможных исполнителей — Кадыров. Есть группы наемников, которым они дают задание, — абсолютно разным группам, и кто его выполнит, тот и получает вознаграждение. Я уверен, что действовала не одна группа, а несколько.

Вы осознавали, что есть несколько таких групп, и в то же время отказались от охраны?

Нас предупредили охранники, что они с нами до конца месяца, а дальше не будут продолжать. Мы к этому с пониманием отнеслись. Понимаем, что государству, возможно, в настоящий момент трудно всех охранять.

Вы в настоящий момент чувствуете себя в безопасности? Потому что мы сюда зашли без проблем.

Да. Бандиты тоже боятся за свою жизнь, и просто так не будут связываться с вооруженными людьми.

Вы связываете дело (депутата) Игоря Мосийчука с вашим (покушение на депутата было совершено в 25октября)?

Конечно, организатор из России. Может, исполнители разные, но заказчики оттуда однозначно.

Вы давно знакомыс ним?

Нас познакомила Амина в 2015, может, 2016 году. Она была у него помощником и консультантом. У нихбылихорошие отношения — уважали друг друга. Но, чтобы дружили — я бы не сказал. Мы симпатизировали его жесткой позиции относительно российскойагрессии. Возможно, она предоставляла какие-то консультации касательночеченской тематики. Удостоверениям помощника депутата никогда не пользовалась. Она была офицером полиции, имелаудостоверения полицейского, этого хватало.

Вы другие версии не рассматриваете? Неприязнь, личные враги, ссорыв вашем батальоне?

Нет (смеется — ред.), ну как это? Конечно, многих выгоняли, Иса Мунаев выгонял, от нас тоже уходилилюди. Но никогда никакого повода не было, даже близко. Возможностей, уменияда и ресурсов просто ни у кого нет таких. В настоящий момент очень активно муссируют в России, что это якобы разборки за деньги в батальоне. После каждого покушения они поднимают всю свою агентуру, чтобы дискредитировать людей. И когда Кадыров говорит, что это украинские спецслужбы — это говорит оего вине.

О знакомстве и отношениях сАминой

Как вы познакомились?

На одном из тематических форумов. Мне понравилось, как она выражаетмысли — грамотно и красиво. В первую очередь мне понравился ее ум. Потом стали общаться. Оказалось, что жили в одном городе.

Она была очень умной. Закончила хирургию на отлично. Работала интерном. Раньше она училась в Москвена международных отношениях, знала языки разные. В Киеве хотела пойти на работу в ООН, подала даже туда резюме. Там были в восторге. Что-то связано с правами женщин. Так что красивая внешность была далеко не главной ее добродетелью.

Правда, что Амина студенткой подрабатывала моделью?

Нет, бред. Она в 16 лет вышла замуж в Москве.

Когда вас судили в Одессе, она чем занималась?

Училась в медуниверситете. Она и в настоящий момент училась на факультете ВДВ — в академии сухопутных войск. Получила звание лейтенанта.

В чеченских войнах она принимала участие?

Да, во второй войне. Амина все же пошла на войну, была наездами в горах — в опаснейших точках. Больше логистикой занималась.

А мы встретились уже в 2008-ом в Одессе.

А то, что она родилась в Одессе с именем Наталия Никифорова вы знали?

А что в этом криминального? Я не понимаю. Она же вообще не виновата, что ее назвали таким именем. Ее мать, когда еще была беременна, приехала сКавказа в Одессу, и там она родилась. Жила с отчимом. Я никогда не говорил с ней о ее отце, для нее это была болезненная тема.

Имя Наталья она сменила наАнастасию, а сАнастасии — на Амину. САминой понятно, это связано с принятием ислама. А почему она взяла имя Анастасия?

Без понятия.

Почему ее хоронилине публично?

Боялись терактов. Нельзя рисковать жизнью людей ради прощания, котороенеобязательно.

Что она хотела, но не успела сделать?

Проект «Новые сказки Украины». Там (Зорян) Шкиряк (советник главы МВД) в образе Питера Пена. Там есть (Дмитрий) Ярош (бывший лидер националистического «Правого сектора»), и (Борис) Филатов (мэр Днепра), и (Игорь) Гордийчук (генерал-майор) — герой Украины. У нее была идея сделать сериюпередач на АТР. Я хотел бы это реализовать. Но теперь нельзя. Из-забезопасности.

Амина Окуева и Адам Осмаев Фото: со страницы Адама в Facebook

О преследовании Кадыровым

Вы сказали, что в Одессе прятались от российскойвласти? Почему именно там?

Я жил в Москве, у меня было все хорошо. Работал менеджером в большой международной компании — аудит, консалтинг. Когда моего отца стал преследовать Кадыров,он переехал в Одессу. И когда уже до меня дошла очередь, тогда и я перебрался туда.

После того, как в 2007 году вас обвинили в покушении и начинили машину взрывчаткой?

Официально это называлось «покушение на Кадырова». Но машина вообще ко мне никакогоотношения не имеет. Ее хозяин, во дворе которого она стояла на другом конце Москвы, сказал, якобы я хотел на ней взорвать Кадырова, когда тот будет в Москве. На этом основывается все обвинение.

В политических вопросах мы с отцом не соглашались. Кадыров-старший пригласил его в Чечню возобновлятьтам нефтяную отрасль. После смерти старшего Кадырова младший стал устанавливать диктатуру — жесткими методами, неприемлемыми для чеченцев, потому что у нас общество равноправное. Мой отец был против — из-за этого и случился конфликт. Его предупредили, что он должен уехать из России. Он почему-то выбрал Одессу. И потом я уже поехал к нему.

В Одессе вы с кем-то дружили?

Были товарищи, больше чеченская компания. Я знаю о криминальном чеченском мире, но я с ним знакомне был.

А чем вы занимались в Одессе? Чем ваш отец в настоящий момент там занимается?

Мой отец многим занимался, он успел даже построить под Одессой маленький нефтеперерабатывающий заводик, и в Грузии он такой построил. У меня была аптека в Одессе некоторое время. В британском колледже у меня была оценка «отлично» побизнесу.

Университет вы почему бросили?

Появилась возможность поехать в Чечню официально. Я не смог уговорить своего отца не ехать туда к Кадыровуи сделал хитро, сказав: давай я поеду тебе помогать. Он был гендиректором «Чеченнефтепродукта» — государственного предприятия. Я возглавлял его службу безопасности — мне тогда было 20 лет.

О задержании в Одессе

Расскажите о задержании в 2012 году, я видела эти фото, где ваше лицо в зеленке...

Земляк попросил встретить в Одессе людей — показать город, они по делам приехали. Встретил, поселил рядом с собой. Я сильно пострадал во время пожара в квартире, где эти ребята жили, когда пришел к ним в гости. Они варили какие-то химикаты.

Там была взрывчатка?

Нет, если бы там была взрывчатка, от нас бы ничего не осталось. Там погиб мужчина.Он задохнулся и сгорел. Может, они и готовили взрывчатку, я этого не исключаю, но там был именно пожар — не взрыв. Может и изготовляли взрывчатку, но суд сказал, что доказательств против меня нет.

Но был обвинительныйприговор?

Я просидел тогда два года и шесть месяцев. Янукович очень хотел услужитьПутину — выдать меня. Лишь потому, что вступился ЕСПЧ, меня не выдали России. Но после Майданасуд стал объективным.

В конечном итогевсе статьи, например, покушение на Путина, сняли. Остались мелкие — незаконное обращение со взрывчатымипредметами. Мне сказали, что их стоит признать, потому что я уже два года просидел. Поэтому так — я признал, что водил их в аптеку, где они купили лекарства, из которых изготовляли взрывчатку. Значит, помогал — показал, где аптека.

Адам Осмаев во время судебного заседания в Одессе Фото со страницы Адама в Facebook

Вы до сих пор в розыске Интерпола?

Есть процедура, покоторой можно снять срозыска Интерпола, но нужно собрать кучу документов. Для меня это принципиальное дело, как я могу бросить борьбу.

О контактах с правоохранительными органами

Чем вы занимались последние два года? Как зарабатывали деньги?

Мы люди военные, особенных трат не имеем. Арендовать жилье под Киевом не очень дорого. Амина долго работала в полиции, у меня были запасы старые — из тех, чтозаработал в Москве, когда занимался бизнесом. Машины были волонтерскими, это подарили украинские бизнесмены. Оружие, дорогая винтовка — это все тоже меценаты. Есть в Украине патриоты среди бизнесменов. Горючее тоже всегда нам давали. Затраты у нас были минимальны. Амина практически не ела. Одевалась в военную форму.

А правда, что она была прикомандирована к Службе безопасности?

Я бы не хотел об этом говорить, возможно, она помогала.

Вы очень хорошо отзываетесь о правоохранительных структурах, особенно оМВД, в то же время свас судимость не снимают, гражданство недают.

Не все так однозначно. Что касается гражданства, то яобвинялся в покушении на Путина. Если мне указом президента дадут гражданство, это существенно усложнит ему переговорные процессы. Судьба одного человека менее важна, чем судьба межнациональных переговоров, пусть даже и с врагом.

Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков вручил добровольцу АТО Амине Окуевой наградной пистолет Glock-43, а раненому в результате нападения экс-бойцу батальона имени Дудаева Адаму Осмаеву — часы. На фото слева направо — глава Нацполиции Сергей Князев, Амина Окуева, Адам Осмаев и министр внутренних дел Арсен Аваков. Фото: Юлия Бабич/Facebook Арсена Авакова

Антон Геращенко в такой тяжелой для вас ситуации оказался ближе всего, и даже сказал, что будет заботиться о похоронах. Ондействительнотакой близкийвам человек?

Не знаю, почему к нему такое разное отношение. Насколько я знаю, это очень порядочный человек. Просто искренне помог.

То есть вы дружите?

Можно и так сказать. Больше с ним Амина была знакома, она же долго была в структуре МВД, а он был советником министра. И Арсен Борисович проявил внимание, даже вот эту охрану предоставил. Просто нормальное человеческое отношение.

Вы уже слышали версию, что это все — инсценировка?

Я бы очень хотел, чтобы это было инсценировкой, но, к сожалению, это не так. Чтобы такое количество людей знали и молчали — полиция, скорая, работники морга и тому подобное — они все должны быть суперагентами.

Что вы будете делать дальше?

Давайте это будет сюрпризом.