«Я надеялась: может, искалеченный, но живой. Думала, я его выхожу». Памяти Героя Украины Александра Корпана

Юлия узнала о смерти Александра из чата жен летчиков. Кто-то написал: «Не стало Корп…» — и она все поняла. В прошлом году 7 марта 27-летняя вдова похоронила мужа. В этот день супруги должны были ехать в отпуск, но его отменила война.
Александр Корпан — лучший летчик ударной авиации по итогам 2021 года. Командир авиационного звена 299-й бригады имени Василия Никифорова, участник боевых действий. С первого дня полномасштабного вторжения громил российского врага на штурмовике Су-25.
Самолет капитана Корпана разбился недалеко от Староконстантинова в Хмельницкой области после обеда 2 марта. Военный отвел его от полигона и города — этим спас много жизней.
Свадьба была без гостей
В начале разговора вдова Юлия Корпан предупреждает: «Могу плакать». Она родом из Мирнограда Донецкой области. После 2014-го переехала в Харьков, училась в Академии физической культуры. Там в 2017-м познакомилась с Александром. Он служил в Николаеве. В Харьков приехал на курсы повышения квалификации.
«Встретились в парке Горького. Он пригласил меня на танец. Сначала я не хотела: “Мы не знакомы”. Он предложил познакомиться. Так и покорил меня — все было красиво, его манеры отвечали всем капризам женщины», — вспоминает Юлия.
Александр вернулся на место службы, Юлия осталась в Харькове, общались по телефону.
«Мы оба занимались спортом. Приглашал с утра вместе идти на пробежку: он в Николаеве, а я — в Харькове», — вспоминает женщина.
Через месяц она поехала поздравить Александра с днем рождения. Это было ее первое знакомство с Николаевом — городом, в котором пара через год будет строить будущее.
«У нас были отношения на расстоянии. Но однажды он предложил: “Хочу тебя забрать, переезжай в Николаев”. Я попросила подождать — должна была везти на соревнования детей, которых тренировала. Он сказал: “Хорошо, я понимаю, ты столько сил вложила в это дело”», — объясняет Юлия Корпан. Воспоминания об Александре вызывают улыбку на ее лице.
Юлия переехала к Александру в Николаев в мае 2019 года.
«Мне было непросто бросить работу. Но переезд в Николаев был началом общей истории. Мы жили вместе. Он говорил: “Ты моя”. А в августе 2019-го сделал предложение», — рассказывает Юлия.
Поженились через год в разгар коронавируса. Свадьба была без гостей.
«Гости пришли онлайн. Родственники присоединялись к трансляции в инстаграме и через видеосвязь. Было все как водится, кроме ресторана и гостей. И 12 часов фотосессии мой муж выдержал как настоящий воин», — улыбается Юлия.
Говорит, что они с Александром поддерживали и дополняли друг друга.
«Я могла на него положиться, довериться ему. Мы вместе шли к целям. Это даже немного напоминало соперничество. А ведь спорт был важной частью жизни для нас обоих. Он обожал велосипед, турники, ходил на кроссфит, бегал», — говорит женщина.
Подал документы на летную специальность
Александр родился в Севастополе, в семье военных. Его мать, Нина, помнит сына белокурым мальчиком со светлыми глазами.
«За три месяца лета у него на солнце так выгорели волосы, что он был белый-беленький. Осенью в школе его спрашивали, не покрасился ли. Еще маленького Сашу отец часто брал в церковь, где помогал священнику. Тот садился рядом с местом, где отец отправляет службу. Однажды там и задремал. Когда пришло время обхода с кадилом, кто-то хотел перенести ребенка, но священник не разрешил», — вспоминает мама.
Александр окончил музыкальную школу, играл на фортепиано, пел. Немного занимался греко-римской борьбой, добавляет мать. Однажды ходил в горы. Надо было спуститься с крутой горы на стропах, он с трудом справился.
«Все потом удивлялись: боялся высоты, а летать ему было не страшно», — говорит Нина.
После школы Александр поступил в Севастопольский военно-морской лицей, а затем — в Харьковский национальный университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. О том, что хочет летать, дома не признавался.
«Мне звонят: “А вы знаете, куда ваш Саша документы подал?” — “На оружейника”. — “Да. А еще на летчика в Харьков”», — вспоминает мать. Своим самолетом Александр избрал штурмовик Су-25.
Нина рассказывает, что последний раз сын приезжал домой в январе 2014-го. Единственный из числа крымчан на курсе в университете, кто не покинул обучение. Говорил, что дал клятву на верность Украине — и не отречется.
Все делал на совесть
Отец Александра умер в 2018-м. С ним у сына была особая связь. Благодаря рассказам папы о покорении неба он избрал эту профессию.
«Отец научил Сашу всему. Муж все дома умел. И делал так, чтобы наверняка, на совесть. Говорил: “Чтобы полочку повесить, надо пробочку забить, чтобы лучше держалась”», — рассказывает Юлия Корпан.
Она вспоминает, что муж обожал готовить.
«Утром варил кофе в джезве. Он знал тонкости приготовления и разбирался в кофе: сколько должно быть арабики, сколько робусты, какая с кислинкой, а какая нет. Обожал запекать скумбрию с лимоном — это был домашний рецепт из Севастополя. Наши друзья говорили: “Корпаны любят хорошо поесть, поэтому вкусно готовят”. Саша часто шутил, был компанейским. Его друзья и сейчас поддерживают меня», — добавляет Юлия.

Мать каждый день разговаривает с портретом сына
«Я — жена летчика. Жизнь меня научила терять людей. Многие наши друзья, коллеги мужа, погибли, — говорит Нина. — Я не знаю, что со мной было с начала полномасштабной войны. Я переживала за людей, за страну. А за Сашу ни разу сердце не замерло, не было мысли, что его могут подбить», — словно спрашивает себя женщина.
Нине за 70. Она каждый день разговаривает с портретами сына Александра и мужа Богдана. Рассказывает, что успела за день. С улицы взяла двух кошек. О них говорит, что у него есть маленькие дети. Вспоминает случай, когда она приезжала в гости к Александру.
«Мы гуляли, присели на лавочку, и я его обняла крепко. Он: “Мам, ты чего?” “Я соскучилась, дай тебя поцелую2. Он щечку подставил, а Юля как раз вышла из магазина и сфотографировала нас. В тот момент мне так хотелось его обнять. Когда началась война, он только отправил SMS: “У меня все хорошо”».
Нина никогда не забудет день, когда узнала о гибели сына.
«Мы с внучкой пришли домой с прогулки. Она обычно уходит в свою комнату. А тут возвращается, кладет мне в рот таблетку, мол, вдруг я себя плохо чувствую. Заходит старшая дочь — и звонит по телефону Юля. Я все поняла».
Катастрофа военного самолета
Юлия говорит, что когда друзья разговаривали о вероятной войне, Саша говорил: «Вам больше не о чем говорить?» В последний раз она виделась с мужем 3 февраля. Он отправился на ротацию в Мелитополь Запорожской области. А через несколько дней попросил жену собрать тревожный чемоданчик.
«23 февраля он не взял трубку, но затем перезвонил. Я спросила, могу ли я спать спокойно. “Да, любимая”. Утром я проснулась от взрыва. Поняла, что рядом был прилет».
Юлия уехала из города в Ивано-Франковскую область.
«Наши с ним разговоры были короткими, но теплыми. “Кошечка, привет. Как ты?” У меня был страх в голосе, а у него уверенность. Мы планировали ребенка. Он спрашивал, забеременела ли я. “Ничего, скоро встретимся и родим ребенка”», — делится воспоминаниями женщина.
В день гибели Александра они с Юлей разговаривали около двух минут.
«Там была плохая связь. Но он все-таки дозвонился. Вот это его “Кошечка, привет!” останется в моей памяти навсегда. Я спрашиваю: “Тебя отпустят на мой день рождения 8 марта? Мы же планировали отпуск”. А он: “Юля, война. Все будет, когда выгоним орков”».
Что она делала в следующие часы, не помнит. Увидела сообщение о том, что ее муж погиб. Затем получила подтверждение от командования.
«Я не верила. Просила отправить спасателей. Надеялась: может, искалеченный, но живой. Думала, что я его выхожу. И даже представить не могла, что такое катастрофа военного самолета с полным баком топлива», — делится женщина.
На фотографиях из документов Государственного бюро расследований Юлия увидела тело Александра после авиакатастрофы.
«Это был его самолет, его личные вещи. Но в гибель мужа не хотелось верить до последнего».

Похоронили рядом с отцом
Александр Корпан погиб 2 марта во время выполнения боевого задания. Что именно произошло — неизвестно. При угрозе ракетного удара борта подняли в воздух. Самолет Александра загорелся.
Похоронили капитана Корпана возле отца в Подгайцах Тернопольской области. Люди встретили траурную процессию на коленях, образовали живой коридор. Юлия говорит, что испытывала отчаяние, боль, но и благодарность за такое уважение. Когда поминальная процессия проходила мимо пожарной частьи, спасатели включили сигнал воздушной тревоги.
«Эти сирены всю меня словно выворачивали изнутри. Каждый спасатель провожал на коленях», — говорит сквозь слезы женщина.
Юлия нашла блокнот Александра, в котором он расписал цели на февраль 2022 года. Знакомым почерком выведены: самодисциплина, тренировки, обучение, полеты. И среди них — выбрать подарок жене на день рождения.
«5-6 марта Саша должен был приехать с ротации. 7-го у него должен был начинаться отпуск, мы собирались лететь на отдых», — тяжело выдыхает она.
Планы, мечты, будущее разрушила война. Юлия плачет. После гибели Александра Корпана прошло больше года.
«Саша всегда говорил: “Ты у меня сильная”. Но с ним я могла быть слабой — девочкой, принцессой. Таких, как он, единицы: идейный, принципиальный, смелый, умный. Я понимаю, что его нет. Но очень тяжело это принять», — говорит Юлия.
Александр Корпан посмертно получил звание Героя Украины. В сентябре 2022 года улицу Гастелло в Кременчуге Полтавской области переименовали в его честь.
- Поделиться: