Партнерский материал

«Я не женщина, я — боец»: три истории женщин, которые работают по ранее запрещенным для них профессиям

Светлана Журик — единственная женщина-спасатель в Днепре, ее привлекают к боевым выездам пожарно-спасательной части
Светлана Журик — единственная женщина-спасатель в Днепре, ее привлекают к боевым выездам пожарно-спасательной частиПредоставлено hromadske Светланой Журик

Пожарные, водолазы, машинисты крана, плотники — профессии, которыми до 2017 года в Украине не могли официально заниматься женщины. Всего в списке было 450 профессий. Уже прошло 3 года, как они стали разрешенными для женщин. Рассказываем истории женщин, которые работают в Государственной службе МЧС Украины. Этот материал мы подготовили при поддержке EVA.UA.

***

«До пяти часов я боец — после пяти уже девушка»

Светлана Журик, старшина пожарной части

Светлана — единственная женщина-спасатель в Днепре. Она работает старшиной 4-й пожарно-спасательной части 8-го отряда Главного управления ГСЧС в Днепропетровской области. Учится в Черкасском институте пожарной безопасности. Весной этого года Светлана была одной из пожарных, которые тушили пожары в Чернобыльской зоне.

Я с детства мечтала носить форму. Для меня примером был двоюродный брат, он работал в этой сфере. Поэтому на работе я не хожу в гражданской одежде, даже если это разрешено. Быть без формы для меня недопустимо. Мне неинтересно сидеть на одном месте, поэтому я решила продолжить учиться — в будущем хочу быть руководителем тушения пожаров. Я проявляю инициативу и меня привлекают к боевым выездам. В 2016 году, когда я только стала старшиной, постоянно была в части. Уже после того, как запрет отменили, меня стали больше привлекать к тушению пожаров. Руководство начало проявлять поддержку. Если бы даже запрет действовал сейчас, то только в пределах рабочих часов, а вне работы никто не может запретить заниматься любимым делом. Даже когда я иду по улице и вижу пожар, то не пройду мимо, потому что у меня выходной — не позволит совесть.

«Я приехала сюда выполнять ту же работу, что и вы». Список из более 450 профессий, запрещенных для женщин в Украине, отменили в 2017 году, в частности пожарные и водолазыПредоставлено hromadske Светланой Журик

Конечно, иногда спрашивали: «Зачем оно тебе?». Я всегда говорю, что это моя жизнь, мой выбор. До пяти часов я боец — после пяти уже девушка. Когда была в Чернобыле (в апреле 2020-го в Чернобыльской зоне загорелся пожар на площади 20 гектаров. Спасатели около двух недель пытались его потушить), меня поставили в караул. Парни-пожарные из других областей говорили: «Вот, с вами женщина, баба». А я посмотрела на них и сказала: «Я не женщина, не баба — я боец. С погонами, аттестованная. Не стою перед вами в юбке и не делаю селфи. Я приехала сюда выполнять ту же работу, что и вы». Люди могут работать 10-15 лет в этой сфере и не видеть такого пожара, который я видела в Чернобыле.

Светлана с коллегами и коллежанкой из 4-й пожарно-спасательной части в ДнепреПредоставлено hromadske Светланой Журик
«Я всегда говорю, что это моя жизнь, мой выбор. До пяти часов я боец — после пяти уже девушка»Предоставлено hromadske Светланой Журик

Тогда к моему начальнику подошел коллега из другой области со словами: «У тебя такой боец — вообще не выпускает из рук оборудования. Такой молодец, терпеливый». А руководитель ответил: «Но это не боец, это бойцовка». Тот мужчина был очень удивлен, когда я обернулась к нему. Просил, чтобы меня забрали отсюда. Уже возвращаясь, ко мне подходили другие коллеги и благодарили за работу. Они не ожидали, что женщина будет так работать. Фотографировались со мной и говорили, что я — пример для подражания.

Родные часто волнуются. Когда мне позвонили и сказали «Ты едешь в Чернобыль», я рассказала об этом маме. Она пыталась отговорить. Но потом я объяснила ей, что такой опыт бывает очень редко.

Светлана была одной из пожарных, которые тушили пожары в Чернобыльской зоне весной этого годаПредоставлено hromadske Светланой Журик

Мои родные знают, как я люблю свою работу. Дети (у меня мальчик и девочка) также поддерживают, просят быть осторожной. Свободное время стараюсь проводить с ними. Они также активны: сын занимается каратэ, а дочь вокалом, ездит на соревнования. Когда кто-то из них привозит грамоты, мы даже между собой немножко соревнуемся — у кого больше. Дочь перешла в 8 класс, после школы хочет поступить в университет и связать жизнь с пожарной сферой. Она тоже хочет носить форму.

***

«Мечтала об этой должности, но в то время не было гендерного равенства — такие профессии запрещали для женщин»

Карина Хачатурян, начальница караула пожарной части

Карина — первая девушка-начальница караула пожарной части в Днепропетровской области. Ее назначили 15 июня 2020 года. Работает в Кривом Роге. Начкар (так между собой называют эту должность работники ГСЧС) участвует в тушении пожаров, руководит командой и несет ответственность за подчиненных.

Моя мама работала в этой структуре, поэтому с детства водила меня в пожарную часть на экскурсии. Я видела, как спасатели выезжали на задание. Хотела тоже это делать — помогать людям. В 2015-м я поступила в Высшее профессиональное училище Львовского государственного университета в Виннице. Проучилась 2,5 года и получила специальность диспетчера-телефониста. Присвоили звание прапорщика. Полгода я работала телефонистом в пожарной части, а потом решила продолжить учебу. Поступила в Харьков сразу на третий курс. Так я получила звание лейтенанта и возможность занимать должность начальника караула пожарной части.

Карина Хачатурян — первая женщина-начальница караула пожарной части в Кривом РогеПредоставлено hromadske Кариной Хачатурян

Я мечтала об этой должности еще тогда, когда выпускалась с винницкого училища, но в то время не было гендерного равенства — такие профессии запрещали для женщин. По первому образованию я могла быть либо телефонистом, либо командиром отделения. Последняя специальность также была под запретом. Поэтому решила поработать хотя бы телефонистом. Уже во время моего обучения в Харькове запрет сняли.

Сейчас работаю в Кривом Роге. На эту должность меня назначили 15 июня, сразу в день выпуска. Когда в институт поступает определенное количество людей из области, то в ГСЧС рассчитывают, что они будут учиться четыре года и придут к ним работать по месту жительства. Затем их распределяют по должностям.

В институте мои друзья знали, что я хочу быть начальницей караула, что это моя мечта. Но никто не верил, что такое может произойти, потому что девушек-начальников караула не было. Но когда меня уже назначили на должность в главном областном управлении Днепропетровской области, я была очень довольна.

Карина полгода работала телефонистом в отряде, а затем продолжила обучение, стала пожарным и возглавила отделениеПредоставлено hromadske Кариной Хачатурян

В нашей части также работает женщина-телефонист, а вообще я единственная девушка-начальница караула. Меня приняли нормально, относятся так же, как и к другим начальникам караула в пожарной части. Рабочая смена длится сутки, а потом три дня выходных, поэтому время на личную жизнь есть. Кроме работы я хожу в зал, занимаюсь спортом, по вечерам бегаю.

***

«Мне не помогают нести баллон, одевать оборудование, если я этого не прошу»

Оксана Чехместренко, водолаз

Оксана работает водолазом аварийно-спасательного отряда специального назначения Главного управления ГСЧС в Киеве. Она — первая женщина в Украине на этой должности, почти три года работает в этой сфере.

Вообще вся моя жизнь была связана с бухгалтерией, хотя в детстве я мечтала стать пожарным, потому что мой дядя был пожарным. Впоследствии я все-таки решила бросить бухгалтерию и на какой-то период осталась без работы. Хотела сменить сферу деятельности. Как-то мы с сыном (у Оксаны два мальчика и одна девочка) пошли смотреть на соревнование «Самый сильный пожарный». Мне так понравилось, что я решила подойти и спросить, могу ли попробовать тоже. По технике безопасности мне это не позволили, зато предложили прийти на тренировку.

Оксана Чехместренко — первая женщина на должности водолаза аварийно-спасательного отряда спецназначенияАнастасия Власова / hromadske
Анастасия Власова / hromadske

Сейчас я уже полноценно участвую в таких соревнованиях и занимаю призовые места. Там мне и посоветовали учиться на водолаза. Обучение длилось 2 месяца. А потом мне позвонили из ГСЧС. Они звонили и раньше, но предлагали должность бухгалтера. А в тот раз сообщили, что запрет наконец-то сняли, и предложили работать у них. Если бы ограничения продолжали действовать, я бы все равно что-нибудь придумала. Возможно, пошла бы в армию — такие мысли тоже были.

Сначала я не могла погружаться под воду глубже, чем на 4 метра. Затем этот показатель достиг 12 метров. Могла работать только в паре с другим водолазом. Это было что-то вроде стажировки.

Оксана, бухгалтер по образованию и профессии, однажды исполнила детскую мечту и выучилась на водолазаАнастасия Власова / hromadske

На работе должны увидеть, что я действительно могу выполнять такие задачи, и только потом разрешать полноценно работать. Дискриминации я не испытывала. Мне не помогают нести баллон, одевать оборудование, если я этого не прошу. Водолаз должен все делать самостоятельно. Рядом должны быть только работники, которые перед погружением будут проверять оборудование на исправность. Никто не говорил: «Ты девочка, поэтому не должна это нести». И не спрашивал: «Зачем тебе это надо?».

Родные восприняли нормально. Мама начала волноваться только тогда, когда я рассказала суть и детали работы. Теперь переживает, когда я еду на вызов. Дети сначала думали, что я пожарный — они так решили, потому что я часто принимаю участие в соревнованиях, которые связаны с пожарными. Затем я привела их на работу, они увидели, как я работаю, и теперь говорят, что мама спасает людей под водой.

«Водолаз должен все делать самостоятельно. Рядом должны быть только работники, которые перед погружением будут проверять оборудование на исправность»Анастасия Власова / hromadske
Никто не говорил: «Ты девочка, поэтому не должна это нести». И не спрашивал: «Зачем тебе это надо?»Анастасия Власова / hromadske

Старший сын хочет быть водолазом. Дочь еще определяется. А младший сын мечтает стать пожарным. Муж говорит, что это я навязала ему — но нет, он решил сам.

Баланс между работой и личной жизнью не всегда удается находить. Моя мама живет в Луганске. Редко получается ее навестить. Видимся раз в год. В последний раз — прошлой осенью. Когда я на работе, то с детьми папа. А когда есть выходной, то часто даже не пускаю их в садик, чтобы провести время вместе.

Старший сын Светланы тоже мечтает стать водолазом, как и его мамаАнастасия Власова / hromadske