Чернобыль: почему пожары вернутся и что с ними делать

Лесной пожар на зоне отчуждения вблизи Чернобыльской АЭС, Украина, 10 апреля 2020
Лесной пожар на зоне отчуждения вблизи Чернобыльской АЭС, Украина, 10 апреля 2020EPA-EFE / STR

В Чернобыльской зоне отчуждения 4 апреля возник пожар на площади 20 гектаров. Спасателям понадобилось 10 дней, чтобы погасить открытый огонь и понадобится еще несколько дней, чтобы погасить тление. В Госслужбе по чрезвычайным ситуациям сообщают, что радиационный фон в Киеве в пределах нормы. Hromadske вместе с экспертами разбирало, почему пожары продолжатся и какие последствия могут быть.

Почему стал возможен такой пожар

Полиция пока подозревает двух мужчин в поджоге, рассказал hromadske представитель МВД Артем Шевченко. Но есть подозрения, что могли быть другие лица, которые проникли в зону отчуждения: «Этот пожар был необычен тем, что было несколько очагов во многих местах. Пока есть предположение, что могла действовать группа лиц».

Изменения климата, а именно бесснежная зима, осушенные земли, снижение уровня подземных вод стали благоприятными условиями для возникновения пожара, считает член ученого совета Института геохимии окружающей среды НАН Украины Евгений Яковлев.

«Таким образом мы имеем малую увлажненность почв. Кроме того, на Полесье почвы имеют торфяной состав. Их сложно потушить и они тлеют. Они способны к восстановлению очага. Длина осушительных каналов вчетверо больше, чем длина рек. Таким образом, есть дефицит влаги», — пояснил Яковлев.

Зона отчуждения всегда горела, но в этом году сложились уникальные условия, поэтому все наземные экосистемы превратились в потенциальный костер, говорит эколог Чернобыльского заповедника Денис Вишневский. Соглашается, что на пожар повлияла теплая зима и Михаил Байтала, начальник управления по вопросам обеспечения барьерной функции зоны отчуждения. Он рассказал, что в этом году около полутора километров с двух сторон рек Уж и Припять была сухая трава. Поэтому с ветром 10-18 метров в секунду пожар мог быстро распространяться.

Лесной пожар на зоне отчуждения вблизи Чернобыльской АЭС, Украина, 10 апреля 2020EPA-EFE / STR

Почему так долго тушили огонь

Кроме сухой земли, мешал погасить пожар ветер, который трижды менялся, объяснил Байтала: «Мы должны были погасить ее 4 дня назад, утром развернулся ветер и пошел в другую сторону. Фронт пожара (наиболее подвижная часть пожара — ред.) — 18 километров. С ветром более 5 метров в секунду очень трудно остановить огонь».

Что нужно восстанавливать

Пока нет точных подсчетов ущерба от пожара. Эксперты начали анализировать, сколько потеряно леса, животных и растений.

«Мы только начали этот процесс, потому что техника (спасателей — ред.) еще работает на территории зоны отчуждения и заповедника. Наши специалисты проводят первые полевые обследования, чтобы понять, какие категории земель заповедника пострадали и насколько. Говорить об убытках пока рано», — рассказал эколог Чернобыльского заповедника Денис Вишневский.

В ближайшее время на сайте заповедника сообщат, как желающие могут им помочь, чтобы компенсировать ущерб, который нанес пожар.

Директор агентства «Чернобыль тур» (Chernobyl TOUR) Ярослав Емельяненко рассказал, что более 30% туристических локаций потеряно полностью: полесские села и даже некоторые металлические конструкции. Вероятно, часть локаций восстановят с использованием современных технологий.

Кроме того, от пожара сбежали крупные животные, в частности лошади. Впоследствии они вернулись, но уже на обгоревшую местность, где нет еды.

«Основные локации не затронуты. Городок Чернобыль, режимный, в котором работают рабочие, городок Чернобыль-2, военный, где расположена радиолокационная станция ... Город Припять, в нем буквально по границе прошел огонь», — отметил Емельяненко.

Лесной пожар в Котовском лесничестве возле села Владимировка в Чернобыльской зоне отчуждения, 5 апреля 2020EPA-EFE/YAROSLAV YEMELIANENKO

Опасность последствий пожаров для людей

«Когда гасится пожар в зоне отчуждения, радиация повышенная именно там, где тушат пожар. Для измерения радиации есть тысячи датчиков, которые проверяют почву, воду. Оперативная группа с радиометрами также выезжает на место и измеряет радиацию на месте пожара. Пожарный может работать в этой зоне 10 часов. Дальше надо меняться», — говорит Михаил Байтала, начальник управления по вопросам обеспечения барьерной функции зоны отчуждения.

По его словам, у пожарных есть респираторы, маски и шлемы. После работы в зоне отчуждения у пожарных в специальной клинике проверяют дозу радиоактивного излучения.

«Сейчас ни один спасатель не получил критической дозы», — сказал Байтала.

Информационная гигиена не менее важна чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на платформе Спiльнокошт! Поддержите независимую журналистику

Для жителей Киева угрожающей дозы радиоактивного излучения нет. Радионуклиды уже осели и не имеют такой опасности, как в первые годы после катастрофы на ЧАЭС. Впрочем, в Киеве могут быть ощутимы запахи горения.

«По сравнению с фоновыми уровнями загрязнения в Киеве мы можем иметь в тысячи раз больше загрязнение, но оно все равно будет меньше опасных уровней», — пояснил заведующий отделом информатики окружающей среды НАН Украины Иван Ковалец.

Лесной пожар в зоне отчуждения вблизи Чернобыльской АЭС, Украина, 10 апреля 2020EPA-EFE / STR

Почему пожары продолжаться и что с этим делать

Пожары будут продолжаться, в частности, из-за изменения климата: воды становится меньше, становится суше, объясняют экологи.

Но уже сейчас нужно создавать новую стратегию реагирования на пожары, потому что у огня большая интенсивность, считает Денис Вишневский, эколог Чернобыльского заповедника: «Меня удивляет страшная динамика — скорость распространения огня. Его динамичность была сильнее, чем реакция соответствующих служб. Пожар будет эффективным кейсом, который нужно разобрать и произвести из него новое видение противопожарной безопасности в зоне отчуждения. То, что мы увидели, больше похоже на пожар в южной части Украины. Мы уже видим, что изменения климата касаются и зоны отчуждения, и всей страны».

Кроме того, начальник управления по вопросам обеспечения барьерной функции зоны отчуждения Михаил Байтала пояснил, что для предотвращения и борьбы с пожарами нужно создавать противопожарные разрывы в лесах, противопожарные водоемы, устанавливать «вышки» для наблюдения, а для этого необходимо государственное финансирование.

Заведующий отделом информатики окружающей среды НАН Украины Иван Ковалец отметил, что на радиационный фон не повлияет увеличение пожаров. Также от пожаров не должны пострадать могильники радиоактивных отходов, поскольку они уже под слоем почвы.

«Крупнейшая катастрофа от пожаров — это то, что страдают люди, которые там находятся», — подчеркивает ученый.

Лесной пожар в зоне отчуждения вблизи Чернобыльской АЭС, Украина, 10 апреля 2020EPA-EFE / STR