За что судят Коломойского. Объясняем простыми словами

Один из самых известных бизнес—магнатов Украины больше месяца находится в камере временного содержания, отказываясь вносить сотни миллионов гривен залога. Соцсети пестрят мемами, а правоохранители «сливают» журналистам информацию о скромной жизни Игоря Коломойского за решеткой. Действительно ли его ждет тюрьма и какие странные детали в судебном процессе увидели активисты — рассказывает hromadske.
В чем обвиняют Коломойского?
Ему объявили три подозрения: два — от Службы безопасности Украины, а между ними одно — от Национального антикоррупционного бюро Украины.
СБУ и Бюро экономической безопасности первыми выдвинули Коломойскому подозрение в мошенничестве и отмывании более 570 млн гривен. В тот же день, 2 сентября, суд в закрытом формате отправил Коломойского на два месяца под стражу с альтернативой залога более чем 509 млн гривен.
Следующее подозрение от СБУ стало фактически продолжением первого: следователи разоблачили новые факты и обвиняли Коломойского в незаконном завладении 5,8 млрд гривен. Так что и залог суд увеличил до 3,9 млрд гривен.
Между этими подозрениями выдвинуло свое и НАБУ. Там Коломойского и еще пятерых экс-работников «ПриватБанка» подозревают в завладении более 9,2 млрд гривен средств банка.

«Имитация внесения денег в кассу»
Дело СБУ/БЭБ касается схемы с ЧАО «Нефтехимик Прикарпатья». Если коротко: в 2013 году «Нефтехимик», который связывают с группой «Приват» Коломойского, заключил кредитные соглашения с «ПриватБанком». Мажоритарным акционером банка тогда был Коломойский, и он же стал поручителем «Нефтехимика», отмечается в материалах дела.
Следствие говорит, что Коломойский с помощью сообщников имитировал внесение в кассу «ПриватБанка» наличных денег, получил на свой счет зачисления и этими несуществующими деньгами в виртуальном формате погасил долг «Нефтехимика» перед банком.
Таким образом, у «Нефтехимика» был долг уже не перед «ПриватБанком», а перед самим Коломойским. Поэтому предприятие перечислило ему деньги на счета в «Айбокс Банке», а Коломойский купил за эти деньги евро и ими рассчитывался с иностранными юридическими фирмами, представлявшими его интересы по другим делам.
В третьем подозрении следователи уточняют, что в 2013-2014 годах Коломойский таким образом «обменял» 5,8 млрд гривен вымышленных наличных на реальные зачисления средств в банке в безналичной форме. Для их легализации этими средствами Коломойский предоставлял займы, рассчитывался за кредиты подконтрольных предприятий, выводил их за границу, обналичивал и снимал в отделениях банка.
Сам Коломойский в зале суда говорил, что если по первому подозрению «можно говорить о вопросе трактовки», то в третьем описаны «нереальные, фантастические вещи».
Адвокаты Коломойского и сам бизнесмен называют данные следствия о разрыве в кассе банка почти на 6 миллиардов гривен «абсурдом». По их словам, кассы банка проверяют тщательно каждый день, а не заметить отсутствие такой огромной суммы, например во время аудита «ПриватБанка», было невозможно.

Завладение 9,2 млрд грн «ПриватБанка»
По данным НАБУ, в 2015 году «ПриватБанк» искусственно обязали выплатить подконтрольной Коломойскому офшорной компании более 9,2 млрд гривен. Сделали это под предлогом якобы обратного выкупа собственных облигаций по завышенной стоимости. В то время Коломойский был главой Днепропетровской ОГА и конечным бенефициаром банка.
По данным следствия, часть денег (более 446 млн гривен) выводили через несколько фирм, и в конце концов средства зашли на личный счет Коломойского. А тот внес их в уставный капитал «ПриватБанка» во исполнение требований НБУ.
Это уже четвертый эпизод по делу завладения средствами «ПриватБанка». Отметим, дела «ПриватБанка» расследовали разные правоохранительные органы. Однако в 2019 году генпрокурор определил подследственность по всем этим делам за детективами НАБУ.

Конкуренция за Коломойского
В судебных материалах по делу СБУ/БЭБ указано, что соответствующее уголовное производство было открыто всего за месяц до того, как Коломойский получил подозрение. Это вызвало вопрос, как в столь рекордные сроки были собраны необходимые доказательства. Уголовное производство по делу от НАБУ, напротив, открыли еще в 2017 году.
Поскольку именно СБУ первым задержала Коломойского, бизнесмен находится в камере изолятора временного содержания (ИВС) Службы безопасности. Для правоохранителей это означает, что теперь для каждого доступа к Коломойскому НАБУ нужно получать разрешение от БЭБ. Впрочем, бюро уверяет, что палки в колеса не ставит и «полностью удовлетворило запрос» о проведении следственных процессуальных действий при участии Коломойского.
Интересно, что в день, когда НАБУ приехало в изолятор вручать Коломойскому свое подозрение, анонимы сообщили о «минировании» помещения. Это отсрочило вручение подозрения, хотя только менее чем на час.
У активистов возник вопрос: почему СБУ и НАБУ взялись за Коломойского в одно время? По данным LIGA.net, НАБУ планировало вручить подозрение Коломойскому еще 24 августа, на День Независимости. В тот день его сфотографировали на выходе из Бюро. Однако в это время руководство НАБУ было с рабочим визитом в США, поэтому вручение подозрения отсрочили, а Коломойский «отделался» допросом.
Глава общественной организации «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин считает, что о подготовке подозрения НАБУ узнали в СБУ и БЭБ, поэтому быстро начали готовить свое. А заместительница исполнительного директора ЦПК Елена Щербан отмечает, что СБУ одержала информационную победу, поскольку первой объявила подозрение Коломойскому.
Как указывает Шабунин, быстро готовя подозрение Коломойскому, СБУ и БЭБ забыли инициировать арест активов. Поэтому уже 8 сентября НАБУ и САП наложили временный 48-часовой арест и ходатайствовали в суде о наложении полноценного ареста.
Еще одна странность: в сообщениях СБУ не указывается, что по делу о «Нефтехимике Прикарпатья» получил подозрение еще кто-то, кроме Коломойского. В судебных материалах отмечается, что подельники бизнесмена не установлены, а другие фигуранты-сотрудники банка были введены в заблуждение.
Внимание активистов — на ВАКС
Сейчас «Центр противодействия коррупции» обращает внимание на следственного судью ВАКС Олега Ткаченко, отпустившего без меры пресечения двух подозреваемых по делу Коломойского, которым занимается НАБУ.
Как пишет журналист Олег Новиков, судья Ткаченко считает, что по делу истекли сроки досудебного расследования, руководствуясь так называемыми правками Лозового, хотя дело было открыто до их принятия. Шабунин заявляет, что с помощью решений Ткаченко дело НАБУ «непременно попытаются похоронить».
А что слышно о гражданстве Коломойского?
Точно сказать, есть ли у Коломойского до сих пор гражданство Украины, трудно. Сам он на вопрос журналистов прямо не ответил, а в судебных документах он то гражданин Украины, то гражданин Израиля.
На заседании 6 октября судья Киевского апелляционного суда спросила Коломойского прямо, есть ли у него гражданство Украины. Но тот уклонился от вопроса и отметил, что у него есть гражданство Израиля и Кипра. Этим прокуроры частично обосновывают риски отмены меры пресечения Коломойскому. По их словам, если его отпустить, он может скрываться в этих странах.
- Поделиться: