Офис генпрокурора оценил, законно ли Зеленский временно отстранил от должности председателя Конституционного суда

Отстранение президентом Владимиром Зеленским от должности судьи Конституционного суда в связи с привлечением его к уголовной ответственности состоялось в соответствии с требованиями действующего законодательства, считают в Офисе генпрокурора.

Об этом говорится в разъяснении ведомства.

Там считают необоснованной позицию правового департамента Секретариата КСУ по поводу того, что положения ч. 3 ст. 154 Уголовного процессуального кодекса Украины не распространяются на судей Конституционного суда и не могут быть применены к ним.

«Законодательство Украины нужно применять комплексно с учетом его бланкетных норм, содержащихся в профильных кодексах и специальных законах», — сообщает ведомство.

При этом в Офисе генпрокурора уточнили, что прекращение полномочий судьи КСУ или увольнение судьи с должности «не охватывают вопрос временного отстранения судьи КСУ в связи с приобретением им статуса подозреваемого в совершении уголовного преступления».

А конкретнее, почему это законно?

В ведомстве подчеркнули, что отстранение от должности является одним из институтов уголовного судопроизводства, который закреплен в системе мер обеспечения уголовного производства, в частности в главе 14 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины.

А порядок применения такой меры обеспечения уголовного производства, как отстранение от должности, содержит как общие нормы, так и специальные, касающиеся судей (ст. 155-1), а также людей, которые назначаются президентом Украины (ч. 3 ст. 154).

«В связи с этим президент Украины, рассмотрев ходатайство и. о. генерального прокурора об отстранении от должности судьи Конституционного Суда Украины, принял законный указ в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины», — подытожили в Офисе генпрокурора.

Конституционный кризис углубляется

Президент — гарант Конституции Украины, а Конституционный суд — орган конституционной юрисдикции, который обеспечивает верховенство Конституции Украины. Это в идеальной Украине. Сейчас мы видим, как два главных защитника (по крайней мере формально) Конституции ведут жесткий спор и обвиняют друг друга в грубых нарушениях закона.

Справедливости ради следует указать, что началось все с ряда скандальных решений Конституционного суда, после которых Офис Зеленского просто не мог ничего не делать.

Толчком для усиления противостояния стала публикация журналистами «Схем» «пленок Тупицкого» — они свидетельствуют, что нынешний глава Конституционного суда принимал теневое участие в приватизации «Зуевского энергомеханического завода». После этого его вызвали в Офис генпрокурора. Тупицкий не пришел, поэтому о подозрении ему сообщили по почте.

Впоследствии Зеленский провел заседание Совета нацбезопасности и обороны, после которого отстранил Тупицкого от должности судьи КСУ. Однако в самом суде такой указ главы государства считают юридически ничтожным, а также пригрозили Зеленскому ответственностью.

Зато представитель президента в КСУ Федор Вениславский заявил, что «официальное заявление» суда, в котором указ Зеленского назван «юридически ничтожным», само является юридически ничтожным.

С чего все началось

27 октября Конституционный суд Украины признал неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность для чиновников и судей в форме штрафа или лишения свободы за представление заведомо ложных сведений в декларации.

До этого чиновники за ложное декларирование могли получить от 5 до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет. Также 27 октября КСУ закрыл доступ к электронным декларациям чиновников, а НАПК лишил ключевых полномочий. НАБУ и Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции просили принять законопроект о восстановлении ответственности за ложную информацию в декларациях до конца декабря, иначе чиновников нельзя было бы привлечь к ответственности за ложь в декларациях 2020 года.

Поэтому 23 декабря Зеленский подписал закон, который возвращает ответственность за декларирование ложной информации и за непредставление субъектом декларирования декларации. Однако в новом законе лишения свободы в качестве наказания не предусмотрено.