Зеленский в зоне ООС: от освобожденных в 1942-м до оккупированных в 2018-м

В День памяти и примирения президент Украины Владимир Зеленский посетил Луганскую область. Он прибыл в городок, из которого началось освобождение Украины от нацистов в 1942—м и пообщался с семьями, дома которых захватили боевики в сентябре 2018—го.
Место, откуда началось изгнание нацистов
Обращение к украинскому народу по случаю Дня памяти и примирения президент Зеленский записывал в Меловом в Луганской области.
«Неподалеку от этого места расположено село Пивневка, которое было первым населенным пунктом, где в декабре 1942 года началось изгнание нацистских оккупантов с украинской земли», — сказал президент в видеообращении.
Сначала Зеленский должен был посетить именно Пивневку, но выяснилось что там просто нет соответствующего фона. Зато в Меловом — райцентре, который находится на 20 км восточнее — есть большой мемориальный комплекс «Украина — освободителям». Он находится не в лучшем состоянии, поэтому Зеленский пообещал его «отремонтировать и достроить».
Текущий, средний, самый масштабный
Вторым объектом в программе президента стало строительство дороги Северодонецк — Станица Луганская. Задачу отремонтировать ее во время своего предыдущего визита в Луганскую область в ноябре 2019-го Зеленский ставил главе ОГА Сергею Гайдаю, который на тот момент работал на этой должности меньше месяца.
— За зиму сделаю документы и можно дорогу сделать немного лучше, чем Мариуполь — Запорожье — ответил тогда Гайдай.
— Да вы что?! Ну, посмотрим! — удивился Зеленский.


«Хотела бы на него посмотреть»
Инспектировать дорогу президент ехал на окраину Новоайдара. Именно здесь с начала войны и до мая 2018-го находился блокпост Национальной полиции.
— Ждете президента? Хотели бы что-то ему сказать? — спрашиваю я у молодой девушки, которая вместе с младшими братьями вышла из дома.
— Сказать? — удивляется Алина. — Ничего. Хотела бы на него посмотреть. Я горжусь им. Никто не сделал для нашей страны так много, как Зеленский.
— А что самое главное он сделал?
— Не знаю... Много всего сделал, не знаю, что лучше.
— А что-то изменилось в вашей жизни?
— Пока нет... Но я верю в то, что изменится.
«Поэтому вы все и в масках»
Президент вместе с главой Офиса Андреем Ермаком по правую руку и главой Луганской ОГА Сергеем Гайдаем по левую, направился к баннеру, который визуализировал «большое строительство» в Луганской области. На баннере речь шла о том, что планируется построить 7 школ, 4 детских садов, 5 приемных отделений больниц и 66 км дорог. Еще за десять минут до того баннеров было два. Второй сообщал об «амбициозном плане» по строительству 193 км дорог (в чем отличие между 66 км на одном баннере и 193 км на другом, баннеры не уточняли) и о проекте строительства еще 176 км за счет кредита Международного банка реконструкции и развития. Однако более амбициозный баннер не выдержал порыва ветра, поэтому его быстро разобрали, а мешками и палками, которые освободились, укрепили баннер, что остался.
У баннера Зеленский, Ермак и Гайдай обсуждают сложную логистику строительства дорог, и идут к прессе.
— Уважаемые журналисты. Я думаю, что из-за масок нас не слышно. Или слышно? Не очень? Могу снять. Я проверялся, не бойтесь.
— А мы нет, — говорит Зеленскому один из фотографов.
— Поэтому вы все и в масках, — не растерялся Зеленский.

«Та сторона» VS временно оккупированная территория
Кратко упомянув День памяти и примирения (на этот раз первым украинским освобожденным городком он назвал Меловое, а не Пивневку), президент перешел к теме строительства дорог: «Эта дорога очень важна для людей, которые живут в Украине — на нашей части — и на той... на временно оккупированной части».
Зеленский, очевидно, сначала хотел сказать «та сторона» — именно таким безоценочным словосочетанием почти всегда называют неподконтрольную часть востока страны жители Луганской области и Донецкой области. Но быстро исправился.
Далее Зеленский перешел к всеукраинским масштабам.
— Вообще наш план — четыре тысячи...
— ...[Четыре тысячи] двести, — тихо уточнил глава «Укравтодора» Александр Кубраков.
— Четыре-пять — верим, что [в этом году построим] пять тысяч километров дорог, — округлил в большую сторону Глава государства.

Квартиры в Золотом вместо домов в Золотом
Третьим пунктом программы президента стало прифронтовое Золотое. Там он должен торжественно вручить квартиры людям, которые были вынуждены покинуть свои дома из-за войны. Эти семьи жили в настоящей «серой зоне» — части поселка Золотое-4, которая не контролировалась ни Украиной, ни боевиками. Однако в сентябре 2018-го Вооруженные силы Украины заняли большую часть Хутора — так местные называют эту часть поселка; в сводках боевых действий это место фигурирует как Хутор Вольный (производное от народного названия местности и названия главной улицы села — Вторая Свободная). Меньшую часть Хутора, которая была отделена балкой, заняли боевики, заставили несколько семей, которые там жили, оставить дома. Жилье этим людям Зеленский обещал во время предыдущего визита в Луганскую область.
Сначала журналистам давали возможность выбрать, что снимать — инспектирование Зеленским дороги или вручение нескольким семьям переселенцам ключей от отремонтированных квартир. Практически все выбрали второй пункт. Однако позже Офис президента передумал, и в Золотое Зеленский поехал без прессы.
«Мы сейчас поедем в Станицу Луганскую — мы обещали людям, которые остались там без жилья, отремонтировать и выдать квартиры. 15 квартир мы обещали — 10 уже сделаны», — сказал Владимир Зеленский.
Глава государства перепутал Золотое и Станицу Луганскую, однако на этот раз исправлять его никто не рискнул.
- Поделиться: