Бои в Курской области — только начало? Интервью с военным экспертом Михаилом Самусем

Украинское наступление в Курской области сбило с толку военно-политическое руководство россии. Чтобы остановить продвижение ВСУ на территории рф, в москве вынуждены выводить некоторые подразделения с фронта на востоке и юге Украины.
О том, поможет ли неожиданный прорыв границы остановить наступление оккупантов на Донецком и Харьковском направлениях; почему западные союзники в этот раз не боятся эскалации; могут ли ракеты ATACMS изменить течение войны; как продвижение нашей армии приводит к конфликтам в кремле — в разговоре hromadske с Михаилом Самусем, военным аналитиком и директором New Geopolitics Research Network.
Почему именно Курская область?
Может ли эта операция быть превентивной — призванной остановить потенциальное наступление россиян на Сумскую область?
Это может быть что угодно — ответ на этот вопрос может дать только генерал Сырский. Мы можем только приводить гипотезы. Любая операция проводится с четко обозначенными целями и задачами. Так или иначе, речь идет об улучшении оперативной или тактической ситуации.
Конечно, эта операция может преследовать цель предотвращения агрессивных действий россии. Со своей территории враг наносит авиационные и артиллерийские удары.
Впрочем, я предполагаю, что это задача на публику. На самом же деле это наступление может быть и элементом более широкой операции стратегического уровня, которая должна переломить ход войны.
Наши силы зашли вглубь рф и закрепляются там. Таков был замысел, это ли реакция по ситуации? Так сказать, операция оказалась более успешной, чем планировалось.
Любая операция имеет определенные оперативные и стратегические задачи. Тактика — это детали, которых мы точно не знаем. Однако я могу однозначно сказать, что прорыв на определенную глубину совершают в соответствии с планом операции, в котором четко указано, к какому рубежу каждое подразделение должно выйти. Наступление на вражескую территорию начинают только после тщательной разведки.
Это точно не самодеятельность. Не бывает так, чтобы какой-нибудь батальон ушел, не зная куда. В операции такого масштаба одной из важнейших задач есть соблюдение плана.Михаил Самусь, военный аналитик
К примеру, если группировка совершает рейд, то по плану примерно такая же группировка по численности и составу — а возможно и больше — должна прикрывать фланги. Противнику нельзя разрешать бить с флангов по группе наступления.
Помимо продвижения вглубь, так же расширяют и фронт операции. То есть, украинские войска оберегают фланги от прорыва российских сил.
При планировании учитывают и географические особенности местности. В зоне боевых действий в Курской области протекают реки. Украинские войска пытаются двигаться вдоль их русла, чтобы обезопасить свои фланги.
Стратегическая ошибка россиян
Враг сейчас перебрасывает в Курскую область резервы из других направлений — в частности, из Харьковского. Может ли благодаря этому захлебнуться наступление россиян в Волчанске и Липцах?
В этот раз российское руководство приняло совершенно неправильное решение. На мой взгляд, россияне ошиблись, когда решили не отправлять мощные группировки для нейтрализации угрозы прорыва украинских сил.
Чтобы ударить по украинским флангам и создать проблемы для ВСУ в Курской области, необходимо как минимум две-три дивизии. Конечно, это привело бы к остановке наступления в Донецкой области, потому что оттуда можно снять такие силы.
Вместо этого россияне решили продолжить наступление на востоке Украины — путин лично это подтвердил, заявив, что наступление только ускоряется. Это совершенно неадекватно в данной ситуации. Они решили наскрести любые резервы по всем направлениям и бросить в бой «сборную солянку», третьи эшелоны, спецподразделение «Ахмат» и им подобных.
В конце концов, часть войск перебросили уже из Украины — из Запорожской и Херсонской областей и Волчанского направления в Харьковской. То есть россияне пытаются малой кровью остановить наступление ВСУ в Курской области. Это совершенно неправильное решение с военной точки зрения, поскольку этих сил недостаточно.
Да, сейчас российские силы могут создавать отдельные точки сопротивления и наносить удары по нашим позициям. Впрочем, их подразделений недостаточно для концентрированных ударов, чтобы, например, угрожать нашим флангам или полностью остановить фронтальное продвижение украинских войск.
В течение одной или двух недель россияне постараются собрать эту «солянку» — и будут бросать ее в бой. Однако эти резервы ВСУ смогут уничтожать или взять в плен. То есть будет продолжаться то, что происходит сейчас. Рано или поздно для того, чтобы остановить наше наступление, им придется перебрасывать уже целые соединения — то есть дивизии или полки.
Через несколько недель бои в Курской области превратятся для кремля в огромную проблему. Но тогда уже будет поздно исправлять ситуацию, ведь к тому моменту украинские войска смогут закрепиться на определенных рубежах.
Фактически, россияне сначала приняли неправильное решение, а теперь продолжают его совершать, загоняя себя в ловушку. Они размазывают свои резервы по всем направлениям и неэффективно их используют.
Скоро ситуация для врага на Волчанском направлении может резко ухудшиться, если они сейчас снимут оттуда значительную часть сил, соответственно, украинские войска смогут провести там контрнаступление. Это очевидно.Михаил Самусь, военный аналитик
Такая же ситуация будет в другом месте, откуда россияне поспешно будут снимать целые соединения. Если они начнут оттягивать силы из Покровского направления, то там их наступление захлебнется. Это позволит украинским силам улучшить свои позиции на востоке.
Раздор в кремле
Если же россияне решат не жертвовать наступлением, им может не хватить резервов, чтобы выбить украинцев из Курщины?
Совершенно верно. Более того, обратите внимание на еще один важный аспект. Когда путин проводил заседание Совета безопасности рф, там появился его помощник Алексей Дюмин, а также Виктор Золотов — главнокомандующий войсками так называемой росгвардии.
Дюмин и Золотов — самые близкие к путину люди, его личные охранники еще с 1990-х годов. По некоторым инсайдам, именно Золотова и Дюмина путин назначили кураторами так называемой контртеррористической операции в Курской области. Так что создан еще один силовой центр принятия решений.
Глава российского генерального штаба — валерий герасимов — фактически завалил оборону Курской области, а теперь отвечает исключительно за наступление на востоке Украины — такова его задача до конца текущего года. В кремле его не меняют, а для реализации требуются большие силы.
Между тем ближайшие соратники путина — Золотов и Дюмин — должны как-то остановить украинское наступление и стабилизировать ситуацию. Впрочем, они располагают только росгвардией и ФСБ. Этих сил точно недостаточно, чтобы остановить украинское наступление, которое является масштабной военной операцией.
Через некоторое время Дюмин и Золотов поймут, что для противодействия ВСУ в Курской области их сил и резервов недостаточно. Докладывая об этом путину, они будут вынуждены сообщить, что им нужны более мощные силы — полноценные боеспособные военные соединения. Это приведет к конфликту между Золотовым и Дюминым с одной стороны и герасимовым — с другой. Ведь именно от Герасимова соратники путина потребуют перенаправить несколько дивизий на Курскую область, которому эти силы нужны для своего наступления на востоке Украины.
Возникает неординарная ситуация, когда за целые дивизии будут конфликтовать две мощные группы влияния. Может случиться и так, что и на востоке Украины эффективность вражеского наступления упадет, и в Курской области россиянам не удастся стабилизировать ситуацию. В дальнейшем это может привести к кадровым ротациям — по отношению к тому же герасимову, например.Михаил Самусь, военный аналитик
Это довольно трудная и неприятная ситуация для кремля. Курская операция нанесла мощный репутационный удар лично по владимиру путину. И то, что он своих ближайших соратников бросает на Курскую область, показывает уровень проблемы. Наступление украинцев вносит раздор в систему, а для нас это положительный процесс, открывающий новые возможности.

Поможет ли врагу мобилизация?
Если у россиян не хватает резервов, напрашивается ли сценарий масштабной мобилизации?
Это возможно, но не повлияет на ситуацию здесь и сейчас. Сначала нужно набрать «мобиков», хотя бы одеть их во что-то — на это уходит месяц. Чтобы их подготовить — еще месяц. Даже если мобилизацию провести уже сейчас, эффект от нее может произойти не раньше октября. А это уже будет слишком поздно.
Я уверен, что наступление в Курской области — лишь часть большой стратегической операции наших сил. Когда планировалась эта операция, командование учитывало все факторы, среди которых и мобилизация.
Украине нужно проявить себя до ноября, когда в США пройдут президентские выборы. Одной стратегической обороной мы победы не добьемся. Уже в 2024 году мы должны продемонстрировать союзникам, что можем проводить асимметричные наступательные операции. Именно это сейчас и происходит.Михаил Самусь, военный аналитик
Именно с ситуацией в Курской области мобилизация врагу уже не поможет. Она может повлиять на поле боя уже во время зимней кампании. Пока же мобилизация ничего не даст с военной точки зрения, а прибавит напряжения в российском обществе, которое озадачено тем же продвижением ВСУ на территорию россии. Начавшийся в кремле ступор очевидно также является одной из целей операции, которая, по моему убеждению, только начинается.
Хватит ли Украине резервов для продолжения наступления?
Когда планируется операция, учитывают все: и резервы, и материально-техническое обеспечение. Если эта операция была начата, все ее детали должны быть уже просчитаны. Генерал Сырский не первый день в военном деле, он уже планировал не одну масштабную операцию.
Что изменят удары ATACMS по россии?
По сообщению Forbes, украинцы развернули в Курской области большое количество батарей ПВО, а также систем РЭС. Есть ли признаки, что Украина использует на территории россии американские Patriot или истребители F-16?
У нас не так много систем противовоздушной обороны Patriot — это искусственный инструмент, имеющий свою специфику. Он может сбивать баллистические ракеты, угрожающие стратегическим объектам, большим городам.
Так, в Курской области россияне уже применяли несколько баллистических ракет «Искандер» — для поражения группы украинских бойцов, которая состояла из 15 военных. Но это полный идиотизм!
Нет смысла использовать Patriot во время операции в Курской области. Есть другие системы ПВО, которые могут прикрывать наши силы от тактической и армейской авиации врага. Вместо этого системы Patriot следует сохранить для других целей. То же касается F-16.Михаил Самусь, военный аналитик
Дело в том, что мы получаем информацию от самолетов дальней радиолокационной слежки — AWACS. Это самолеты наших союзников. F16, в отличие от советских истребителей в нашем авиапарке, могут сразу же получать данные от этих разведчиков, что позволяет им выбирать дальнюю цель, находясь в небе.
Однако эти самолеты получают больше информации на южном направлении, чем на восточном. Нашим истребителям F-16 просто не смогут эффективно указывать цели в Курской области, так что они теряют одно из своих главных преимуществ.
К тому же, F-16 ценны как помощь нашим наземным системам ПВО на территории Украины.
В боях в Курской области участвуют немецкие и американские бронемашины типа Marder и Stryker — и правительства США и Германии не имеют ничего против использования этого оружия на территории россии. Близки ли мы к снятию ограничений на использование дальнобойных ракет ATACMS по территории россии или предоставлению Германией ракет Taurus?
Думаю, в ближайшее время Германия все же не предоставит Украине ракету Taurus. Применительно к американским дальнобойным ракетам ATACMS тоже уже не вижу причин, почему бы не позволить нам бить ими по территории россии.
Это решение сейчас зависит от воли только двух человек — президента Джо Байдена и его вице-президента Камалы Харрис. Наверное, на них влияют советники Джейк Салливан и Уильям Бернс, убеждающие свое руководство, что «эскалация конфликта» не в интересах Соединенных Штатов.
Не знаю, почему они считают, что поражение ракетами ATACMS целей в россии может привести к ядерным ударам по Вашингтону. Так же не могу объяснить, почему нам до сих пор не разрешают бить по аэродромам на территории россии.
Удары по аэродромам крайне важны. Когда мы бьем по аэродромам, а российское ПВО не срабатывает — они вынуждены забирать оттуда самолеты куда-то дальше. Это дает нам большую свободу действий.
Сейчас мы атакуем вражеские аэродромы беспилотниками-камикадзе. Кое-где им удается пройти ПВО и долететь до цели. Однако эти дроны медленные, так что российские самолеты успевают подняться в небо и эвакуироваться. Баллистические ракеты ATACMS в течение 5 минут долетают с территории Украины до любого аэродрома в зоне их поражения — это полностью изменяет правила игры.
Нам достаточно запустить одну ракету ATACMS по одному аэропорту, чтобы в радиусе 300 километров от Украины на территории россии не было ни одного самолета — оттуда бы все убрали. Пилоты же не будут спать в кабине, чтобы в случае нашего ракетного удара быть готовы эвакуировать авиацию за 5 минут.Михаил Самусь, военный аналитик
Часто говорят, что у нас меньше ракет и самолетов, чем у россии. Но это ничего не значит, если мы можем прицельно бить по российским аэродромам. Даже один такой удар может заставить вражескую авиацию держаться подальше от зоны боевых действий. Они быстро поймут, что в любой момент в их сторону может прилететь ракета — баллистическая из ATACMS или крылатая из F-16, которую российские самолеты могут даже не увидеть.
Важно не количество, а сам факт наличия дальнобойных возможностей и средств поражения. Если у нас есть такие возможности, то россияне будут вынуждены на них реагировать. И эта реакция прогнозирована: в зоне поражения не будет базироваться авиация.
Поэтому с военной точки зрения я не могу объяснить, почему США не позволяют нам поражать цели на территории россии ракетами ATACMS. Это противоречит логике.
Если бы это разрешение использовать ATACMS мы получили сейчас, это могло бы изменить ход войны?
Конечно. Если бы мы выгнали российскую авиацию из аэродромов в радиусе 300 километров от Украины, то получили бы существенное преимущество. Это позволило бы нам видеть взлет самолета, следующего на поле боя в 500 километрах от Украины. У нас было бы гораздо больше времени на реагирование. В таком случае мы могли бы эффективно противодействовать вражеской авиации с помощью истребителей F-16 и других имеющихся у нас инструментов.
Скажем, мы видим, что Су-34 взлетели в 500 километрах и направляются на фронт — мы можем поднять в небо F-16, можем приготовить системы ПВО, предупредить подразделения на местах. В то время как сейчас они находятся условно за 100 километров и могут за несколько минут долететь, применить УАБы и быстро исчезнуть с наших радаров. Выкурить россиян с пограничных аэродромов — это коренным образом изменить ситуацию. Не только в контексте боев в Курской области, но и в этой войне.
- Поделиться: