Гибель украинских пленных в российском самолете: умышленное или случайное убийство

Львов, 25 июля, прощание с 12 пленными, погибшими в авиакатастрофе 24 января 2024 года
Львов, 25 июля, прощание с 12 пленными, погибшими в авиакатастрофе 24 января 2024 годаПредоставлено hromadske

«Казалось, что воздуха нет, а есть только горе и боль», — плачет 32-летняя Елена Тайлакова. В конце июля во Львове она была одним из организаторов прощания с 12 бойцами сразу. Один из них — ее бывший муж Деуран.

Все они погибли 24 января 2024 года. Тогда самолет, на борту которого находились 65 пленных, потерпел крушение в небе над Белгородской областью. Украинских защитников везли на обмен.

Женщина рассказала hromadske, как семьи по крохам собирали информацию о военнопленных, как это — писать им письма, не зная, что они мертвы, и почему дочь до сих пор считает папу живым.

Первые из первых в плену

У Деурана Тайлакова (родом мужчина из Туркменистана, но вырос во Львове) родителей не стало давно, но хотя у него есть пять младших сестер и брат, самыми родными для него были дочь Софийка и бывшая жена. С Еленой прожили всего три года, но отношения сохранили теплые, человеческие.

«Он не исчез из нашей жизни, а продолжал быть семьей. Конечно, я не думала о нем каждый день, но со временем все обиды забылись. А когда попал в плен, вставала с мыслью: пил ли он сегодня, что ел, как сильно его пытали? После каждого обмена в надежде искала фамилию, всматривалась в фото, а все ребята между собой похожи: похудевшие, несчастные. Но я высматривала кого-то, кто хотя бы знал его, слышал, видел — нащупывала хоть какую-нибудь ниточку», — рассказывает Елена.

Она вспоминает, что Деуран пошел добровольцем в первый же день большой войны. Как львовянин, попал в 24 бригаду, которая базируется в Яворове. Звонил им с дочерью из-под Попасной, говорил кратко, несколько минут в день: «Как вы? Я жив».

27 марта 2022-го сообщил, что идет на задание и если через неделю не вернется, пусть Елена поднимает всех на ноги. На следующий день ей прилетело сообщение на русском языке на Viber из российского номера: «Это Уран, я в плену». После того как спросила, кто такой Уран, начался видеовызов. Это уже действительно был ее бывший муж, который подтвердил, что в плену.

«Что я могу сделать?» — спросила. Трубку выхватил «вагнеровец», мол, обращайся к руководству страны, пусть прекращают боевые действия и складывают все оружие. Связь прервалась.

А в российских пабликах завирусилось видео: семнадцать украинских бойцов без оружия, без шевронов очень быстро выталкивают из грузовика. У кого-то связаны руки за спиной, у кого свободные — помогают слезть тем, у кого ранены ноги (на них турникеты). российские военные подгоняют их, заставляют встать на коленях под стеной и обещают наказать. Мол, жалости к вам не будет. Среди украинцев и Деуран.

Еще однажды Елене пришло написанное под диктовку письмо из плена. Деуран, как и его побратимы, писал одно и то же: «Я на территории российской федерации, лечат, кормят, жду обмена».

Тем временем женщина уже несколько месяцев его искала. Для этого бросила работу. Торила путь вместе с родственниками других пленных. Звонили, подавали заявления и заявки в полицию, Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными, Красный Крест, Европейский суд по правам человека — бросались, куда могли дотянуться. Это было начало полномасштабного вторжения, и структуры сами не знали, как работать с болезненной темой.

Родным обещали: ребята внесены в список на обмен, он вот-вот уже состоится, ждите. Тем временем все больше людей попадали в плен.

«Когда я узнала, сколько людей вышли из “Азовстали”, а это тысячи, очень испугалась. В новостях крутили, что москали — дураки, а я действительно понимала, что ситуация гораздо хуже, чем люди могут себе представить», — признается Елена.

Где-то с мая 2022 года стали обменивать первых пленных. Домой вернулся первый из семнадцати украинцев, которые попали на видео. Он рассказал, что их группу разделили, и искренне был уверен, что десятерых обменяли. Он слышал разговор: семеро остаются в СИЗО Луганска, а других повезли в Украину.

Давали есть собачью шерсть

Спустя всего два года женщина сложила весь пазл. Деурана действительно должны были обменять в апреле-мае 2022-го (есть люди, которые помнят его в самолете, который направлялся в условное место, где собирают пленных для обмена). Он пролетел часть пути, но по какой-то причине операция сорвалась. Его и других сняли с борта.

Деуран попал в СИЗО №2 в Вязьме, которое в народе называют «лагерем смерти». Позже женщина общалась с ребятами, которые тоже находились там, а затем вернулись домой. Украинцев травили собаками, избивали каждый день, пытали шокерами. Вынуждали приседать по тысяче раз в день. В душ украинские бойцы ходили раз в неделю и там же стирали свои вещи. Одевали мокрую одежду (в руках запрещалось носить) и возвращались в свои камеры. И даже когда зимой было -20°C. Еще и окна открыты. Отопления не было. Пленные в той одежде и спали, и стояли на морозе. Очень многие болели туберкулезом.

Как-то кто-то из украинцев выцарапал на тюремной металлической миске номер их батальона. Их наказали. Всех. Три дня давали вместо еды посуду с собачьей шерстью.

Те побратимы, которые были с Деураном, рассказывали, что он тихонько говорил по-украински, учил их «западенским» словам. У многих опускались руки, они падали духом и хотели покончить с жизнью. Деуран же читал Библию, молился, подбадривал других: «Скоро будем дома».

Совсем недавно Елене позвонил один из бывших пленных и рассказал, что сидел с ее мужем в одной камере в этом СИЗО два года до последнего дня освобождения.

«Деуран делился с ним историями обо мне, моей собаке, моих родителях (мы жили все вместе), о дочери. Вспомнил, как когда-то увидел, как она шла со школы, а рюкзак был больше, чем она сама. И так тепло было слышно, что он с таким светом и нежностью о нас думал. Делился, что хочет сделать для ребенка, больше времени с ним быть, догнать какие-то упущенные моменты», — голос женщины смягчается.

Писали письма мертвым

Елена не раз видела фамилию мужчины в списках, которые гуляли по интернету. Уже устала разочаровываться, даже не реагировала на них. И вот 3 января 2024-го состоялся очередной обмен, домой приехали два парня из семнадцати. Сказали, что Деуран сидел в трех камерах от них.

«Мне стало так обидно, что его нет вместе с ними. Это так несправедливо. Такая мысль: ну сколько же еще можно? И тут вдруг Тайлаков мне приснился, а до этого ни разу. Будто я прихожу домой, а там он, но телосложение такое размытое. И я спрашиваю: “Почему ты не позвонил?”. Я тысячу раз в голове прокручивала тот звонок и его голос: “я дома”, потому что знала — точно позвонит мне. И тут, в этом сне, я очень злая с ним ссорюсь, мол, знаешь сколько я здоровья потратила, чтобы тебя оттуда вытащить? И на этих эмоциях проснулась. Еще и знакомым говорила: “Я чувствую, его точно обменяют в следующий раз”», — вспоминает Елена.

Она и другие близкие в напряжении и ожидании. И вот 24 января. Утром в украинских новостях появляется информация, что наши сбили самолет Ил-76 над территорией рф. В Генштабе сообщили, что самолет перевозил ракеты к комплексам С-300, которыми россияне обстреливают Харьковскую область.

«россияне смеялись: “Что вы, дураки, радуетесь? Сбили своих военнопленных”. [российская пропагандистка Маргарита] Симоньян обнародовала списки. Там был и Тайлаков», — добавляет женщина.

Украинская сторона возразила, что в самолете были пленные.

Через день родственников вызвали в Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными.

«Там подтвердили, что действительно в тот день должен был состояться обмен и фамилии из списка Симоньян действительно правдивые. Но все сорвалось в последний момент, и россияне наших пленных не отдали. Что произошло с самолетом, никто не говорил, мол, будет расследование, будут изучать данные спутников и все такое. Главное же — нам дали надежду, что ребят обменяют живым. Тихо будут дергать по одному, по два. Попросили не общаться с медиа, чтобы не сделать хуже», — Елена обижена на Координационный штаб, который, по ее мнению, повел себя равнодушно. Не было нормальной коммуникации, семей избегали, поэтому те стали выходить на митинги с плакатами: «Требуем правду об ИЛ-76».

В октябре прошлого года близким предложили писать письма пленным. Их обещали передать через Красный Крест в россию.

«Мы, как дураки, писали, а они уже были мертвы. И Координационный штаб знал об этом, потому что, как позже выяснилось, ребят никто не подавал на обмен. Нас просто забавляли, как маленьких детей».


hromadske обратилось в Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными. Там на упреки родственников, что им сказали писать письма уже погибшим, ответили так:

«Согласно III Женевской конвенции, военнопленным разрешено как отправлять, так и получать письма и почтовые карточки. Об этой возможности информируют абсолютно всех родственников попавшых в плен и пропавших без вести бойцов, поскольку такой вид коммуникации является дополнительным инструментом установления факта пребывания в плену государства-агрессоры. Таким образом иногда удается получить сведения об защитниках, о которых не было никакой информации».


Через месяц после того, как родственников собрали в Коордштабе, россия заявила, что возвращает тела погибших. В частности, 65 тел из самолета, сбитого 24 января.

«Мы бросились в штаб, а там: “Ваших там нет”. Мы скандалим, там молчат. И только когда мы заявили, что все поедем в морг Кременчуга (туда повезли тела), то пришел ответ: “Да, это они”», — Елена сердится.

В Координационном штабе по вопросам обращения с военнопленными разъяснили эту ситуацию так:

«Организацией репатриационных мероприятий занимаются уполномоченные подразделения МВД Украины и одно из управлений Генерального штаба, которые являются членами Коордштаба. Репатриированные тела (останки) украинских защитников проходят процесс обязательной идентификации. Только по результатам всех этапов ДНК-экспертизы следствие может идентифицировать личность и сообщить факт совпадений маркеров ДНК семье погибшего».

Родственникам сообщили, что тела в таком состоянии, которое не позволяет провести комплексную идентификацию, чтобы установить причину смерти.

«Ходили разговоры, что россия уже не раз возвращала тела замученных в плену украинцев, то под видом погибших в самолете нам вернули тела тех, кого на самом деле замучили в тюрьме. Но со слов парней, которые вернулись живыми, я знаю, что Тайлаков 23 января своими ногами, здоровый вышел из камеры. Это было в 10 часов вечера, а на следующее утро мы уже знали, что самолет сбили», — говорит Елена.

Семьи сдали материалы на ДНК-тесты. Сейчас есть совпадения по большинству тел. У четырех нет родственников. Их фрагменты положат в общую могилу. Остальные семьи забирают своих домой. В группе «65» у Viber выскакивают сообщения: «Я своего забрала», «Я своего везу».

Похороны продолжаются по всей Украине.

Я, однако, буду думать, что папа жив

«Мы все понимаем, что война, что не все ситуации можно предвидеть, и хотелось бы, чтобы с нами нормально общались и проявили уважение как к семьям, у которых близкие погибли в плену, так и к самим ребятам. А так Координационный штаб показал пренебрежение, презрение, нежелание коммуницировать. А что они сделали? Заставили писать мертвым письма — это плевок в лицо. Сказали, что 65 фамилий в списке — это фейк Симоньян, а через неделю после авиакатастрофы устроили большой обмен, писали: “Наши дома”. А это наши мужья и сыновья должны быть дома, а их нет! И на большие похороны к нам от штаба не приехал никто, потому что в глаза мамам не могут смотреть!» — Елена возмущается.


Из Координационного штаба по вопросам обращения с военнопленными по запросу hromadske ответили, что их работники общаются с семьями через групповые и индивидуальные консультации. С семьями, чьи близкие находились на борту ИЛ-76, в 2024 году в штабе были проведены три групповые встречи. Также их проконсультировали в индивидуальном порядке и во время мирных акций, в которых они участвовали.

Также в штабе добавили, что захоронениями бойцов не занимаются: это полномочия других структур.


Большие похороны — это прощание одновременно с 12 военными во Львове (состоялось 25 июля в Гарнизонном храме, затем на площади Рынок. Троих погибших похоронили в городе, других — в области. Им от 26 до 56 лет — ред.). Среди них и Деуран Тайлаков.

После 22 месяцев плена и 18 месяцев неизвестности, борьбы за возвращение тела, долгих месяцев экспертиз герой вернулся на щите.

Его бывшая жена — одна из организаторов церемонии.

«Мое уважение Львовскому городскому совету и всем структурам города: в среду вечером мы попросили помочь, а в пятницу уже все произошло. То есть у них были только сутки на подготовку. После полутора лет безразличия от разных структур было приятно почувствовать, что ты не один в этой беде. Знаете, сколько времени прошло, с тех пор как я попросила поставить Деурану, кроме украинского флага, еще флаг его 24 бригады? Я не успела выкурить сигарету», — делится женщина.

Такое массовое прощание состоялось впервые в Украине.

«В тот день у меня было такое впечатление, что нет воздуха, есть только боль и горе. Очень тяжело эмоционально, очень. Это даже физически больно, — выдыхает Елена. — Но я рада. Было важно, чтобы наши герои оказались наконец-то дома и обрели покой. А также чтобы люди увидели, что плен убивает. Когда говорят о Дне памяти погибших в плену, чаще всего вспоминают Оленовку, но нас, родных, это оскорбляет. В плену много замучивают наших ребят, и все они герои. Они не предали Украину».

Когда женщина с дочерью шли с Марсового поля (военного кладбища во Львове), 13-летняя София сказала: «Я, однако, буду думать, что папа жив».

«Здесь либо сыграло то, что гроб был закрыт, либо так детская психика себя защищает. Я отвечала ей: “Для нас будет большое чудо и счастье, если твой папа вернется живым”. Я хочу, чтобы и она, и все знали, чего мы добились: мы не тихонько забрали и похоронили тела, мы заявили о себе. Важно, что ребята будут покоиться достойно. А эта история с военнопленными никогда меня не оставит. Я и дальше посвящу себя борьбе за их возвращение. И еще очень хочу, чтобы София гордилась папой», — заканчивает разговор Елена.

«Она будет гордиться и мамой», — добавляю я.

Независимое расследование

Следствие по делу авиакатастрофы самолета продолжается. Официальных ответов на вопрос, куда направлялся самолет, кто находился на борту, что стало причиной его падения и кто в этом виноват — до сих пор нет.

В течение года представители разных органов расследования преступления, причастных к розыску и освобождению пленных, неоднократно выдавали разные версии событий. От предоставления объективной информации уклоняется и россия.

Медийная инициатива за права человека провела собственное расследование обстоятельств падения самолета, пытаясь выяснить обстоятельства полета и нападения на самолет.

Согласно этому расследованию, есть несколько ключевых факторов, которые устанавливают ответственность россии:

Во-первых, накануне крушения рф осуществляла давление и нападения на украинские территории, в том числе на мирных жителей. В январе 2024 года в Белгородской области проводились активные боевые действия. То есть россия, отправляя военный самолет в этот регион, понимала, что направила его в зону повышенного риска поражения.

Во-вторых, в публичном доступе есть информация, что до 24 февраля 2022-го белгородский аэропорт обслуживал гражданские рейсы, а во время боевых действий российская армия начала использовать его исключительно в военных целях.

И самое главное — россия ответственна за жизнь и здоровье военных, взятых в плен. Статья 23 ІІІ Женевской конвенции запрещает направление военнопленных в районы, где им может грозить огонь из зоны боевых действий. То есть все выглядит так, что россия сознательно направила военный самолет на неизбежную гибель в зону законного поражения украинской системы ПВО.

Законы и обычаи войны предусматривают обязанность различать военные и гражданские объекты и население. Это означает, что военные должны атаковать исключительно военные цели. А что такое Ил-76? Это военно-транспортный самолет, то есть это военная цель. Гражданским объектом этот самолет становится только в том случае, если противная сторона знала об этом или не могла не знать. То есть россия должна была сообщить Украине о конкретном маршруте этого самолета и о том, что в нем перевозят пассажиров.

В таких условиях для любой системы ПВО в мире военный самолет является законной военной целью.

Данных о том, что россия сообщила Украине о перевозке военнопленных и необходимости организации воздушного коридора безопасности, нет. Более того, россия пыталась скрыть самолет, выключив его транспондер.

В таких условиях есть все основания полагать, что россия сознательно спланировала действия, которые создали смертельно опасную ситуацию, в результате чего произошло умышленное убийство военнопленных. И это, безусловно, военное преступление.

Ну а то, что россия не предоставляет доказательств использования военного самолета в невоенных целях (то есть для перевозки пленных), увеличивает вероятность того, что на самом деле Ил-76 могла атаковать российская система ПВО. Цель ясна: обвинить в этом Украину, чтобы подорвать поставки ей западного оружия.