Выборы в Европарламент: усиление ультраправых — изменение курса по поводу Украины?
Выборы в Европейский парламент принесли немало неожиданностей, и некоторые из них у многих вызывают опасения. В частности, приличный результат в нескольких странах ЕС показали ультраправые силы, часто обвиняемые в ксенофобии и симпатиях к москве. А вот руководящие в местных парламентах партии выборы проиграли. Такие последствия голосования даже привели к переформатированию правительств во Франции и Бельгии.
Как теперь будет выглядеть политический ландшафт Европы и какие последствия для Украины будут иметь выборы в Европарламент — в материале hromadske.
Кто сформирует коалицию в Европарламенте?
Европейский парламент — главный законодательный орган Европейского Союза, формируемый в результате прямых общенациональных выборов во всех 27 странах ЕС. Выборы в Европарламент на пропорциональной основе проводятся раз в пять лет. В общий парламент на них избирают депутатов от политических сил каждой отдельной страны.
Уже в Европарламенте избранные представители национальных партий объединяются в альянсы под эгидой общеевропейских групп. Или могут оставаться независимыми представителями национальных политических партий.
Эта избирательная кампания — первая после выхода Британии из состава ЕС в 2020 году, из-за чего общее количество депутатов уменьшилось. На выборах, состоявшихся 6-9 июня 2024 года, граждане стран Евросоюза избрали 720 депутатов. Теперь новосформированная коалиция назначит руководителей ключевых наднациональных институций Союза: собственно Европарламента, Европейской комиссии, Европейского совета и Европейской службы внешних дел.
По состоянию на 11 июня подсчет голосов официально завершен в 12 из 27 стран ЕС. Однако говорить о последствиях мы уже можем — обычно в демократических странах результаты выборов практически полностью совпадают с показателями Опросы, проводимые независимыми социологическими службами после выхода избирателей из избирательных участков. Результат этой выборки обычно подобен официальномуэкзитполов, поэтому полная картина нового политического портрета Европы вырисовывается достаточно четко.
Больше всего мест в Европарламенте получили представители консервативных сил. А именно группа «Европейская народная партия» (ЕНП), лидером которой является действующий президент Европейской комиссии — Урсула фон дер Ляйен; левоцентристский «Прогрессивный альянс социалистов и демократов»; и группа По-английски Renew Europe«Обновить Европу».
Эта же тройка политсил выиграла выборы в Европарламент и пять лет назад. Тогда она сформировала коалицию, которая после полномасштабного вторжения стала надежным союзником Украины по наиболее принципиальным вопросам, таким как европейская интеграция и санкции против россии.
В то же время несколько усилились позиции ультраправых партий, выступающих с популистскими лозунгами евроскептицизма и жесткой антииммиграционной политики. Впрочем, ультраправому лагерю не хватает единства по многим вопросам — от позиции по российско-украинской войне до взглядов на ключевые проблемы внутренней политики ЕС.
В обновленном Европарламенте будут по меньшей мере две мощные ультраправые фракции — группа «Европейские консерваторы и реформаторы» и группа «Идентичность и демократия». Наиболее влиятельная в группе «Европейские консерваторы и реформаторы» действующий премьер-министр Италии и глава тамошней партии «Братья Италии» Джорджа Мэлони. Она известна своей бескомпромиссной проукраинской позицией. А вот лидер группы «Идентичность и демократия» — одиозная французская деятельница Марин Ле Пен, которая, наоборот, неоднократно демонстрировала склонность к тесному сотрудничеству с россией.
Не стоит забывать и о Представляющие только свои национальные политические силы и не входящие в общеевропейские межпартийные объединения«независимых» ультраправых депутатах из немецкой партии «Альтернатива для Германии» (AfD) и партии «Фидес» действующего премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Обе национальные политсилы регулярно поддерживают пророссийские инициативы и являются последовательными евроскептиками — выступают против расширения ЕС и, соответственно, вступления Украины в Союз.
Кроме того, нынешние выборы стали разочарованием для «зеленых» партий, центральной темой которых является борьба с негативными климатическими изменениями. Так, если сравнить с выборами 2019 года, «Зеленые» потеряли 18 депутатских кресел.
Количество мест в Европарламенте Согласно предварительному подсчету голосов по состоянию на 11 июня и данным экзитполовраспределяется между межнациональными объединениями таким образом:
- «Европейская народная партия» — 186 депутатов (25,83%), +10 мест, по сравнению с выборами 2019 года;
- «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» — 135 депутатов (18,75%), -4 места;
- «Обновить Европу» — 79 депутатов (10,97%), -23 места;
- «Европейские консерваторы и реформаторы» — 73 депутата (10,14%), +4 места;
- «Идентичность и демократия» — 58 депутатов (8,06%), +9 мест;
- «Зеленые» — 53 депутата (7,36%), -18 мест;
- «Левые» — 36 депутатов (5,0%), -1 место;
- внефракционные — 100 депутатов (13,89%), +38 мест.
Итак, сейчас самые высокие шансы сформировать руководящую коалицию имеют те же консервативные силы, что и пять лет назад: «Европейская народная партия», «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» и «Обновить Европу». Так называемая коалиция Центра уже имеет 400 мест в Европарламенте. Возможно, к этой коалиции присоединятся и «Зеленые».
Для того чтобы избрать главу Европейской комиссии, нужен 361 голос. Переговоры о создании коалиции могут продолжаться неделями, но траектория этих переговоров в общем-то уже вырисовывается достаточно ясно.
Задержка в обновлении коалиции может повлечь за собой вопрос дальнейших назначений. Например, главной претенденткой на должность главы Европейской комиссии будет действующий президент этого исполнительного органа — Урсула фон дер Ляйен, известная своей проукраинской позицией. Она уже официально заявила о намерении баллотироваться на второй срок подряд. Однако внутри консервативного лагеря сейчас достаточно большое количество противников ее кандидатуры.
Если договориться не удастся, Урсуле фон дер Ляйен придется снять свою кандидатуру на должность президента Европейской комиссии для создания коалиции консервативных сил. Такой сценарий вполне возможен, но пока в публичной плоскости соответствующие заявления еще не звучали.
Триумф ультраправых во Франции
Наиболее неожиданным результатом выборов в Европарламент стала потрясающая победа во Франции ультраправого «Национального объединения» Марин Ле Пен. Эта политсила обошла «Возрождение» — руководящую ныне партию действующего президента Эмманюэля Макрона. Партия Ле Пен получила более 30% голосов, в то же время партия Макрона — 14,6%, практически вдвое меньше.
Поэтому убежденные евроскептики из «Национального объединения» получат 30 кресел в Европарламенте, тогда как партия «Возрождение» — всего 13. Более того, на уверенную победу своих оппонентов неожиданно ответил президент Макрон, объявив о роспуске местного парламента и назначив новые выборы. Первый тур состоится 30 июня, а второй — 7 июля этого года.
«Я решил вернуть вам выбор вашего парламентского будущего. Это решение серьезное и тяжелое, однако прежде всего это акт доверия», — заявил Эмманюэль Макрон 9 июня.
Зимой независимый аналитический центр «Европейский совет по международным отношениям» уже предупреждал, что ближайшие парламентские выборы в европейских странах могут усилить позиции ультраправых партий. «Крен направо» фактически начался и принесет изменения не только во Франции, но и в ряде других стран ЕС. Ультраправые уже занимают сильные позиции во Франции, Нидерландах, Австрии, Венгрии и Италии. Можно утверждать, что по итогам выборов в Европарламент к этим странам также присоединилась и Германия.
Турбулентность в Германии
Что касается Германии, то руководящая там Социал-демократическая партия действующего канцлера Олафа Шольца с треском проиграла своим конкурентам и заняла лишь третье место. Убедительную победу одержал Христианско-демократический союз, членом которого является Урсула фон дер Ляйен. А вот второе место неожиданно заняла пророссийская партия «Альтернатива для Германии».
Христианско-демократический союз набрал 30% голосов и получит 29 мест в Европарламенте. Партия «Альтернатива для Германии» получила 15,9% и 15 мест. В свою очередь, только 14 депутатов теперь будут представлять Социал-демократическую партию, набравшую лишь 14,1%. Это самый плохой результат для социал-демократов за 70 лет.
Провалилась и проукраинская партия «Зеленых» действующего министра иностранных дел Анналены Бербок — она финишировала четвертой, получив 11,9% голосов избирателей. «Зеленые» получат 12 мест в Европарламенте — на существенные 9 мест меньше, чем в 2019-м.
Из плохих новостей для Украины — и уверенный результат пророссийской «Альтернативы для Германии», захватившей региональное лидерство на востоке страны. Карта электорального триумфа этой ультраправой партии почти полностью совпадает с политической картой Германская демократическая республика — государство Восточной Германии в 1949-1989 годах, созданное на территории зоны советской оккупации после Второй мировой войныГДР — марионеточного государства, которое находилось в орбите влияния москвы со времен Второй мировой войны и до воссоединения Германии в 1990 году. Исключением стал только Берлин.
В отличие от французского президента, немецкий канцлер не распустил парламент из-за утраты доверия избирателей. Однако ужесточение позиций ультраправых популистов уже очерчивает новые контуры политической жизни в Германии. Выборы в Европарламент продемонстрировали значительное падение рейтинга руководящей коалиции, что предвещает смену власти на предстоящих парламентских выборах.
В Венгрии новые лица теснят Орбана, а в Польше крепкая политическая конкуренция
Что касается главных симпатиков москвы — венгерской ультраправой политсилы «Фидес» — новости одновременно и плохие, и хорошие. Партия многолетнего премьер-министра Виктора Орбана вновь победила, набрав 44% голосов, конвертируемых в 10 депутатских мандатов.
В то же время правящая партия набрала меньше голосов, чем ожидалось, — и показала худший результат за 20 лет. Конкуренты Орбана в лице Петера Мадяра и его партии «Тиса» уже дышат венгерскому симпатику путина в затылок — они получили в борьбе голоса 30% избирателей и будут иметь в Европарламенте 7 представителей.
Действующий премьер Виктор Орбан блокирует большинство общеевропейских решений в поддержку Украины. А вот у его соперника Петера Мадяра четкая проукраинская позиция — он выступает за интеграцию Украины в НАТО и ЕС и предоставление нашей стране военной и экономической поддержки. Высокие результаты «Тисы» могут означать, что «Фидес» столкнется с серьезным сопротивлением уже на следующих парламентских выборах.
У другой нашей соседки, Польши, особых неожиданностей не произошло. Победу на выборах в Европарламент одержала партия власти «Гражданская коалиция» премьер-министра Дональда Туска. Проукраинская политсила набрала 37,1% голосов и будет иметь 21 место в Европарламенте. Близкий результат показала и до недавнего времени руководящая партия «Право и справедливость» президента Анджея Дуды — за нее проголосовали 36,2% избирателей, благодаря которым политсилу в ЕС будут представлять 20 депутатов.
Ультраправые усиливают позиции
В Италии победила руководящая ныне партия «Братья Италии» премьер-министра Джорджи Мэлони. Она увеличит представительство в Европарламенте более чем вдвое — со своими 28,8% голосов получит 24 кресла в Европарламенте, что на 14 больше, чем у политсилы было с 2019 года. В отличие от большинства ультраправых сил в странах ЕС, партия Джорджи Мэлони имеет последовательную проукраинскую позицию, и ее усиление вряд ли принесет нам что-то плохое.
Второе место в Италии заняла левоцентристская оппозиционная «Демократическая партия», получившая заметные 25,6% голосов избирателей и 22 места. Третьей же финишировала еще одна ультраправая партия — оппозиционное «Движение пяти звезд», у которого из 10% голосов будет 8 депутатов в Европарламенте. Столько же мандатов будет иметь и партия «Лига» пророссийского политика Маттео Сальвини, получившая поддержку 9,6% избирателей.
А вот в Бельгии эти выборы стали подлинным электоральным шоком для премьер-министра Александра де Кроо. Его партия По-нидерландски Open Vlaamse Liberalen en Democraten«Фламандских либералов и демократов» потерпела сокрушительное поражение, набрав всего 5,8% — теперь у них будет только 1 место в Европарламенте.
Радикальное изменение предпочтений избирателей и отсутствие доверия к действующему правительству заставили премьера подать в отставку. Правда, ни одна политсила в стране не имеет поразительного преимущества. Так, больше всего голосов получила ультраправая популистическая партия «Фламандский интерес» — 14,5% и 3 депутата. Недалеко от нее и партия националистов и консерваторов «Новый фламандский альянс» — 14% и также 3 депутата. Так что предсказать ситуацию на предстоящих национальных выборах крайне сложно.
Ультраправые популисты победили и в Австрии. 25,4% и 6 мест в Европарламенте получили евроскептики «Свободы» — партии, поддерживающей тесное сотрудничество с россией. Их результат в этом году вдвое превзошел показатель 2019-го.
Недалеко финишировала «Австрийская народная партия» либеральных консерваторов — у нее 24,5% голосов и 5 мест в Европарламенте.
Риски для Украины
Выборы в Европарламент продемонстрировали несколько тенденций, постепенно изменяющих политический ландшафт Европы. Очевидно, все возрастают симпатии избирателей к ультраправым популистам. Особенно в крупнейших европейских странах — Германии и Франции. Во-вторых, падает популярность политсил, поддерживающих Украину, и на их место претендуют не только нейтральные, но и откровенно пророссийские партии.
Например, Марин Ле Пен и ее «Национальное объединение», которое теперь посягает на большинство во французском парламенте. Ле Пен, в частности, сторонница тезиса, что поддержка Украины может привести к Третьей мировой войне.
Политика и раньше обвиняли в симпатиях к путинскому режиму. Она называла Крым «легитимной частью россии» и заявляла, что на аннексированном украинском полуострове произошло «свободное волеизъявление» местных жителей.
Более того, в 2014 году партия Ле Пен взяла 9 миллионов евро кредита на свою политическую деятельность в одном из российских банков. Комментируя решение получить В сентябре 2023 года партия Ле Пен выпустила пресс-релиз, в котором утверждалось, что полностью выплатила этот кредит, включая процентыкредит именно от россии, Ле Пен сообщила, что в этом нет ничего плохого, ведь она разделяет взгляды путина на международную политику.
Хотя весной 2024 года Марин Ле Пен неожиданно сделала недвусмысленное заявление в поддержку Украины, это не помешало ей удержаться во время голосования в парламенте за ратификации двустороннего соглашения о безопасности между Францией и Украиной.
«Мы обязаны украинскому народу нашим уважением и поддержкой. Напав на Украину, россия спровоцировала войну на пороге Европейского Союза», — заявила тогда Ле Пен.
Это было только второе проукраинское заявление Ле Пен за всю ее политическую карьеру. Сразу после начала полномасштабного вторжения россии Ле Пен заверила, что поддерживает суверенитет Украины и стремление украинского народа вступить в НАТО.
Еще более опасная ситуация складывается в Германии, где солидный результат получила ультраправая партия «Альтернатива для Германии». Эта политсила выступает против предоставления военной помощи Украине, обвиняет Олафа Шольца в «разжигании войны» и даже подала судебный иск против федерального правительства с требованием остановить поставки оружия в Украину.
Летом прошлого года немецкое издание Spiegel опубликовало резонансное журналистское расследование, свидетельствующее, что представители россии контактировали с ультраправыми политиками в Германии — среди них и руководство AfD. Проанализировав взломанную электронную переписку российского пропагандиста Владимира Сергиенко с представителями партии «Альтернатива для Германии», журналисты Spiegel выяснили, что депутаты от этой политической силы неоднократно получали тексты своих выступлений из москвы в обмен на финансовую поддержку.
Поскольку Германия и Франция являются крупнейшими поставщиками оружия в Украину, рост роли ультраправых пророссийских партий в этих странах может повлиять на поддержку Украины в будущем. Впрочем, выборы в Европарламент вряд ли изменят проукраинскую позицию ключевых институтов Европейского Союза уже сейчас — «сдвиг вправо» в ряде европейских стран создает серьезные риски в долгосрочной перспективе.