10 украинских фильмов, которые вы могли пропустить за последние 10 лет

Мы знаем, насколько сейчас тяжело (а иногда просто невозможно) оторваться от новостей. Но выныривать из болезненной реальности надо, ведь забота о собственной эмоциональной гигиене — один из важных залогов надежного тыла. Кино было и остается одной из самых популярных форм эскапизма, а интерес к украинской культуре — в зените. Поэтому просмотр украинского кино кажется как никогда уместным.
За последние десять лет в отечественном кинематографе произошло немало интересного: нашумевшая комедия «Мои мысли тихи», первый украинский блокбастер «Киборги», народный хит «Бешеная свадьба», самая титулованная в истории украинского кино драма «Племя», фэнтези «Сторожевая застава»... Все эти ленты имели безумный кассовый успех и были на слуху. В этой подборке мы собрали фильмы, которые не пользовались такой популярностью, но не стали от этого менее достойными зрительского внимания.
И если буквально несколько лет назад такие ленты после фестивальных премьер и ограниченного кинопроката найти и пересмотреть было почти нереально, теперь благодаря стриминг-платформам они доступны каждому украинцу. Так что айда смотреть!
«Врата» (2017, реж. Владимир Тихий)
Появлению «Врат» предшествовала популярная пьеса Павла Арье «В начале и конце времен». И хотя экранизация театральных постановок — обычно шаг на очень хрупкий лед, режиссеру Владимиру Тихому удалось на нем устоять (хоть лед немого и похрустывал).
Одна из причин, почему «Врата» стоят зрительского внимания — невероятная актерская работа Ирмы Витовской, которую почти невозможно узнать в гриме. Звезда первого украинского ситкома «Леся + Рома» играет бабушку Фрося, которая вместе с семьей живет в Чернобыльской зоне отчуждения. Однажды героиня получает сообщение о неминуемой катастрофе.
Ранее мы заслуженно включили «Врата» в подборку must see лент о Чернобыльской катастрофе (кстати, в фильме есть монолог, из-за которого Павел Арье обвинил авторов хита от HBO в плагиате). Несмотря на определенную китчевость и дешевизну спецэффектов, история бабы Фроси от Владимира Тихого — одна из самых интересных работ в украинском авторском кино последних лет.
«U311 “Черкассы”» (2019, реж. Тимур Ященко)
С военным кино все сложно. В погоне за патриотичностью авторы часто грешат чрезмерным пафосом, из героев делают чуть ли не святых, а их реплики превращают в набор лозунгов. Врагов же, напротив, чрезмерно демонизируют.
У этой проблематики нет географической привязки, и она универсальна для мирового кино. В украинском кинематографе, все чаще обращающемся к нашей истории, тоже есть примеры неудачного заигрывания с патриотичностью (простите, «Червоный» и «Круты 1918», но как есть). Поэтому фильм «Черкассы» о трехнедельном сопротивлении последнего украинского корабля в Крыму во время аннексии 2014 года было смотреть особенно боязно. Слишком уж свежа и болезненна тема, что покушение на нее мало известного в то время режиссера Тимура Ященко казалось, по меньшей мере, дерзким.
После просмотра выдыхаешь с облегчением и слезами на глазах. «Черкассы» — добротная военная драма: с объемными образами, живым языком. История о дружбе и мужестве, о (извиняемся за патетическую риторику) настоящем подвиге. Такое патриотическое кино нам необходимо, как и отправка всех русских кораблей вслед за крейсером «москва».
«Герой моего времени» (2018, реж. Тоня Ноябрева)
Украинский кинобестселлер «Мои мысли тихи» позиционировали как первую смешную украинскую комедию. Отчасти это правда, ведь не только украинская — мировая комедия как жанр переживает в последние пару десятков лет не лучшие времена. Поэтому каждая работа, которая пытается рассмешить и, по крайней мере, не вызывает испанский стыд — это событие.
«Герой моего времени» — хорошая комедия, ведь рассмешить зрителя у нее получается. По сюжету провинциал Жорик переезжает в Киев в поисках лучшей жизни. Но столица Жорика упорно не принимает, какие бы работы и направления деятельности он ни пробовал. Шутки в ленте иногда банальны, зато их без проблем считает каждый украинец. А к радости синефилов в фильме есть отсылки к фильму-победителю Каннского фестиваля и артхаус-хиту «Квадрат» Рубену Эстлунду.
«Стоп-земля» (2021, реж. Екатерина Горностай)
Меланхолическая Жанр литературы и кино про взрослениеcoming of age драма о жизни выпускного класса одной из киевских школ. Герои — типичные украинские подростки, которые переживают влюбленность и разочарование, напиваются и пробуют наркотики, принимают первые важные решения.
Режиссер Екатерина Горностай задумывала ленту как автобиографическую, но наконец адаптировала ее, учитывая особенности жизни современных подростков. Вышедший из школы более 10 лет назад зритель непременно почувствует разницу между собой и новым поколением тинейджеров. В каком-то смысле, «Стоп-земля» — это своего рода антропологическое исследование «зуммеров»: поколение соцсетей, несмотря на тотальную цифровизацию жизни, растет более осознанным, чувственным, заинтересованным. Впрочем, доза ностальгии по школьным коридорам обеспечена аудитории всех возрастов.
«Стоп-земля» рассказывает историю 16-летней Маши, влюбляющейся в одноклассника. О чувстве девушки знают только самые близкие друзья — такие же интроверты Сеня и Яна. Но рано или поздно Маше придется выйти из зоны комфорта, чтобы понять, взаимна ли ее влюбленность. Роли в фильме исполнили не профессиональные актеры, а обычные школьники, перед съемками прошедшие экспресс-курсы по актерскому мастерству и драматургии. Это придает ленте еще большую «ламповость», а в пользу этой авантюры с кастом свидетельствует еще и одна из наград на Одесском кинофестивале: ее вручили всему актерскому коллективу подростковой драмы.
«Вулкан» (2018, реж. Роман Бондарчук)
Лукас переживает кризис среднего возраста. Он работает переводчиком в офисе ОБСЕ и однажды отправляется в рабочую поездку на админграницу с Крымом. Из-за странных совпадений Лукас остается без коллег, машины и документов. Он оказывается один на один с таинственным и хаотическим миром Херсонщины, в котором жизнь кажется оторванной от любых правил и законов.
Игровой дебют автора замечательных документальных фильмов «Диксиленд» и «Украинские шерифы» Романа Бондарчука — многослойная притча о жизни людей на украинском Юге. Магический реализм здесь удивительно тонко переплетается с постсоветской обыденностью. Война в ленте все еще где-то рядом, за кадром. Пусть виртуальное путешествие с «Вулканом» станет подготовкой к реальной и очень скорой поездке в наш зачарованный украинский Херсон.
«Атлантида» (2019, реж. Валентин Васянович)
2025 год. Война на востоке Украины закончилась и оставила после себя разрушения. Военные пытаются вернуться в мирную жизнь на опустошенных землях региона.
Валентин Васянович зарекомендовал себя как режиссер-визионер. Его стиль прослеживается еще с операторской работы в фильме «Племя». В новой работе Васянович также предпочитает образы, а не слова. Безупречно симметричные постапокалиптические кадры послевоенного Донбасса завораживают вопреки мрачности, участие непрофессиональных актеров делает ленту еще более реалистичной.
То, что события фильма происходят в недалеком будущем, режиссер объяснял желанием сконструировать собственный мир, фантастический. Однако сейчас «Атлантида» выглядит абсолютным пророчеством, ведь в том, что мы победим, нет никаких сомнений.
«Бесславные крепостные» (2020, реж. Роман Перфильев)
Представьте, что Квентин Тарантино снял байопик о Тарасе Шевченко, в котором Кобзарь бежит из барского плена в компании с японским самураем. Не получается? Тогда скорее смотрите ленту «Бесславные крепостные»! Правда, фильм Романа Перфильева смахивает, скорее, на микс лент «Джанго освобожденный» и «Убить Билла», чем на «Бесславных ублюдков», к которым нас отсылает название. Но, как говорится, намек понятен.
Сравнение с Тарантино в случае с «Бесславными крепостными» — вовсе не проявление неполноценности. Лента Перфильева — самобытный Работа, наследующая (и созданная в качестве жеста уважения) другому художнику, музыканту, режиссеруоммаж мастеру интеллектуальных боевиков и одна из самых интересных жанровых лент современного украинского кино. «Бесславные крепостные» продолжают тенденцию актуализации образа Шевченко, которую начал проект «Квантовый скачок Шевченко». На картинах Александра Грехова украинская литературная легенда уже восставала в образах супергероев, Шевченко же с катаной — это что-то новенькое!
«Плохие дороги» (2020, реж. Наталья Ворожбит)
Эта работа драматурга Натальи Ворожбит существенно отличается от предыдущих — телевизионного хита «Поймать Кайдаша» по школьной классике Нечуя-Левицкого, экранизации Жадана «Дикое поле» и военной драмы «Киборги» об обороне донецкого аэропорта в 2014-2010. Кстати, именно за историями для «Киборгов» Ворожбит несколько лет ездила на Донбасс. Часть материала легла в основу пьесы «Плохие дороги», а впоследствии — и одноименного фильма.
Режиссерский дебют Ворожбит собрал урожай наград на украинских и мировых фестивалях, выдвигался Украиной на премию «Оскар». Пять новелл рассказывают о жителях городка возле оккупированной части Донбасса и их отношениях с военными.
Конфликт от сюжета к сюжету становится все более напряженным, война в «Плохих дорогах» изображена до некомфортного натуралистично, хотя ни одной боевой сцены в фильме нет. Вполне возможно, что именно «Плохие дорогие» положили начало кинотрадиции, развитие которой еще ожидает нас после победы.
«Братья. Последняя исповедь» (2013, Виктория Трофименко)
Двое братьев-гуцулов доживают свой век в карпатском селе. В их жизни произошло событие, после которого они не разговаривали 40 лет. Единственной связью между братьями становится писательница, которая случайно оказалась на хуторе и не может оставить его из-за обстоятельств. Героиня фрагмент за фрагментом узнает историю родственников-врагов, жизнь которых превратилась в противостояние: кто дольше проживет и не порадует другого своей смертью.
«Братья. Последняя исповедь» — этапная лента, с которой фактически началась новейшая волна украинского кино. Это экранизация произведения «Шмелиный мед» шведского писателя Торгни Линдгрена. События романа разворачиваются в Скандинавии, но режиссер Виктория Трофименко перенесла сюжет в Карпаты, обогатив историю украинским колоритом. Герои ленты говорят по-гуцульски, для достижения аутентичного произношения актеры работали с профессиональными этнографами и языковедами.
«Домой» (2019, Нариман Алиев)
Старший сын Мустафы погибает в конфликте на Донбассе. Отец везет его тело в Крым, чтобы похоронить дома по мусульманским традициям. Вместе с собой Мустафа берет младшего сына, дорога многое меняет в их отношениях.
Премьера полнометражного дебюта Наримана Алиева состоялась в Каннах, впоследствии Украина выдвинула «Домой» на соискание «Оскара», фильм получил приз зрительских симпатий на фестивале в Одессе. И хотя режиссер считает, что награды не делают фильм лучше, их количество только подтверждает значимость драмы в украинском кино последней декады.
Нариман Алиев и исполнители главных ролей (Ахтем Сеитаблаев и Ремзи Билялов) имеют крымскотатарское происхождение, поэтому рефлексия этнического вопроса из-за конфликта отца и сына в этой щемящей драме приобретает особую остроту и глубину.