Дипломатия иглы. Как российская вакцина раскалывает Европу

Уже шестьдесят стран одобрили использование российской вакцины от коронавируса «Спутник V». Всего доступ к ней, если верить оценкам Российского фонда прямых инвестиций, имеют 3 миллиарда человек — это около 40% населения планеты. Россия пытается демонстрировать искреннюю поддержку «друзей» в сложные времена и щедро предоставляет свой препарат для прививок.

Но там, где Кремль декларирует «лучшие намерения», что-то непременно должно настораживать. Так, в марте правительство Франции обвинило Россию в распространении вместе с вакциной своей «пропаганды и агрессивной дипломатии». А в некоторых странах «Спутник» даже привел к громким отставкам и политическому кризису.

Рассказываем, как российская вакцина раскалывает Европейский Союз и к чему может привести «вакцинная дипломатия».

Доставка «здоровья» без границ

В августе 2020-го Россия стала первой страной мира, которая зарегистрировала собственную вакцину от коронавируса — «Спутник V». Ее разработал один из самых авторитетных научных институтов России — Национальный центр эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи в Москве. Тогда президент России Владимир Путин назвал это «первым большим шагом для всего мира» — и в стране развернули вакцинацию.

Производители «Спутника» достаточно спокойно относились к тому, что на тот момент препарат прошел только две фазы исследования из трех необходимых. При этом у ученых из-за рубежа были вопросы и ко второму. Третий начали параллельно с активным вакцинированием россиян.

Тренер-медик проводит урок тай-чи для больных коронавирусом в рамках курса реабилитации во временной больнице для больных коронавирусом в Крылатском ледовом дворце в Москве, Россия, 10 февраля 2021 годаAlexander Zemlianichenko/AP

Но если тогда в ЕС очень осторожно относились к российскому препарату, то в феврале 2021-го ситуация несколько изменилась. В авторитетном медицинском издании The Lancet вышла статья о промежуточных результатах третьего этапа исследований «Спутника V». Приведенные в ней данные свидетельствовали, что российская вакцина действительно эффективна на уровне обещанных производителем по меньшей мере 91%. И хотя вопросы о корректности проведения испытаний оставались, возражения со стороны стран ЕС уже не были такими бескомпромиссными.

Первой страной Евросоюза, которая начала прививать своих граждан «Спутником V», стала Венгрия — в обход общеевропейской процедуры. На упреки Еврокомиссии, что это решение Будапешта противоречит позиции ЕС, который все еще сомневается в действенности и безопасности российской вакцины, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан ответил: «Нет западных и восточных вакцин, есть только плохие и хорошие». И в ответ обвинил Еврокомиссию в том, что ЕС не способен удовлетворить потребности в вакцине для всех своих жителей.

На самом деле основания для таких заявлений были: темпы вакцинации в Евросоюзе пока довольно неравномерные и не такие стремительные, как ожидалось. Большинство стран ЕС по проценту вакцинированных хотя бы одной дозой уступают Великобритании (почти 48%), которая покинула Союз, и США (37,5%). В той же Венгрии, которая прививала своих граждан, кроме «Спутника V», еще тремя вакцинами — Pfizer/BioNTech, Moderna и AstraZeneca — вакцинировано 32%. Это второе место в ЕС после Мальты.

Такой ситуации способствовал ряд факторов: и бюрократические процедуры ЕС, единые для всех 27 государств, и низкое доверие к вакцинам, и попытки сэкономить и заключить выгодные сделки с поставщиками, на которые было потеряно время, и неудачные попытки разработать собственную европейскую вакцину.

Медсестра вводит женщине дозу вакцины Sputnik V против COVID-19 в государственной больнице Перес Каррено в Каракасе, Венесуэла, 9 апреля 2021 годаAriana Cubillos/AP

Аргументы о том, что четырех зарегистрированных в ЕС вакцин (кроме уже упомянутых — еще американская Johnson & Johnson) недостаточно, звучат уже и от Австрии, Италии, Германии и некоторых других стран.

Канцлер Германии Ангела Меркель отметила, что отдала бы предпочтение западным препаратам, но в случае необходимости рассмотрит «Спутник V» как вариант. Глава немецкого Министерства здравоохранения Йенс Шпан тоже уже готов начать переговоры с Россией, а премьер-министр Баварии Маркус Зёдер даже заявил о возможных даты поставки российской вакцины — июль этого года.

И все же одобрение европейским регулятором — главное условие для большинства стран, готовых закупать «Спутник». В Еврокомиссии говорят, что в ближайшее время не будут спешить с началом переговоров по поставкам российского препарата. Ссылаются на то, что во-первых, в настоящее время зарегистрированных вакцин все же хватает, а во-вторых, проверки препарата Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA) еще не завершены.

Политические перипетии из-за «Спутника»

Но есть и другая причина — опасения, что использование российской вакцины в определенной степени поставит европейские страны в зависимость от Кремля и будет проявлением поддержки российской политики, в частности на фоне нынешнего обострения в Донбассе.

Тревожные звоночки уже начали раздаваться в Словакии. Закупки российской вакцины вызвали в стране политический кризис.

Началось с того, что в начале марта премьер-министр Словакии Игорь Матович объявил о прибытии 200 тысяч доз российской вакцины «Спутник V». Он лично встречал самолет с российской вакциной и благодарил Россию за помощь в беде. И все бы ничего, но это было вопреки упомянутой выше общей позиции ЕС, и в тайне даже от коалиционных партнеров Матовича. На закупку вакцины и ее транспортировку, конечно, пошли бюджетные средства.

Против использования неодобренной российской вакцины выступила президент Словакии Зузана Чапутова. А министр иностранных дел Иван Корчок даже заявил, что российская вакцина — инструмент гибридной войны, который разобщает страну. В ответ на действия Матовича из словацкого правительства ушли шесть министров, возникла угроза распада правительственной коалиции и досрочных выборов.

Пока этого удалось избежать благодаря своеобразной рокировке: Матович оставил премьерское кресло, но из правительства не ушел — лишь поменялся должностями с министром финансов Эдуардом Хегером. Сейчас 200 тысяч доз «Спутника V» ожидают своей дальнейшей судьбы на словацких складах — срок годности истекает в июле.

Медсестра ожидает, чтобы привить группу пожилых людей вакциной Sputnik V против COVID-19 в государственной больнице Перес Каррено в Каракасе, Венесуэла, 9 апреля 2021 годаAriana Cubillos/AP

Новый виток этой истории добавили испытания Словацкого государственного института контроля за медпрепаратами. Выяснилось, что полученная партия по своим характеристикам и свойствам отличается от одноименного препарата, результаты исследований которого публиковал Lancet.

Когда Словакия сообщила об этом, в России выводы ученых назвали «фейком» и «актом саботажа», и заверили, что все партии вакцины — одинакового качества и проходят строгий контроль. И одновременно попросили вернуть партию «Спутника V» якобы из-за нарушений условий контракта. После этого ее отправят в другую страну.

Чтобы быть уверенной в качестве вакцины, Германия, например, планирует производить «Спутник» на собственных мощностях — если его утвердит европейский регулятор.

А на днях первой страной Европы, которая начала производство «Спутника» в Европе (за пределами ЕС) стала Сербия.

Классика «вакцинной дипломатии»

Сербский пример специфической «вакцинной дипломатии» вообще довольно показателен.

В Сербии используются четыре вакцины: помимо утвержденных ЕС Pfizer/BioNTech и AstraZeneca, еще российский «Спутник V» и китайский Sinopharm, причем два последних пользуются большей популярностью.

С Евросоюзом диалог в Сербии не сложился с самого начала пандемии, когда ЕС запретил экспорт медицинского оборудования в третьи страны, а президент Сербии Александр Вучич в ответ заявил о том, что «никакой европейской солидарности, очевидно, не существует».

Во многом это повлекло за собой и недоверие в Сербии к «западным» вакцинам — поэтому ими правительство страны решило вакцинировать иностранцев. Предложение сразу же нашло отклик в соседних балканских странах, где ситуация с вакцинацией значительно хуже.

Вучич тем временем вел переговоры о поставке вакцин из КНР, уверяя, что «Европа не справится без помощи китайских братьев» и России.

Аналитики BalkanInsight обеспокоены тем, что с помощью вакцинной поддержки России и КНР Вучич стремится превратить Белград в региональную столицу «сербского мира» (Srpski svet — по аналогии с «русским миром») и форпост для продвижения интересов этих государств в Европе.

Палестинец получает укол российской вакцины против коронавируса Sputnik V в клинике БАПОР в городе Газа, 17 марта 2021 годаKhalil Hamra/AP

Это не единственные примеры того, что политика все же неотделима от вопроса вакцинации. Например, в Молдове, которая сейчас договаривается о российской вакцине, активным лоббированием закупок «Спутника» занимался Игорь Додон — бывший президент, известный своими чрезвычайно теплыми отношениями с Россией.

Действующая руководительница государства Майя Санду не против поставок российского препарата наряду с Pfizer/BioNTech и AstraZeneca по программе COVAX — учитывая неутешительное продвижение процесса вакцинации. Сейчас в стране хотя бы одну прививку получили лишь 2% граждан.

Позиция в отношении «Спутника» стоила должностей в правительстве не только словакам.

Президент Чехии Милош Земан в феврале лично просил Путина предоставить «Спутник» (если его все же одобрит европейский регулятор). В то же время всех несогласных попросили на выход: 7 апреля отправили в отставку министра здравоохранения Яна Блатны, а 12-го — министра иностранных дел Томаша Петршичка. Оба выступали против российской вакцины в Чехии.

«Спутник» уже не тот

Аналитики ВВС обращают внимание на символическое название российской вакцины: запуск первого советского спутника в 1957 году был сигналом для Запада в разгар «холодной войны». Теперь с помощью другого «Спутника» Россия стремится вернуть максимум стран в орбиту своего политического влияния.

Не похоже на совпадение, что в государствах, которые годами противостоят российской гибридной агрессии, вроде стран Балтии или Польши, речь о закупке российского препарата не идет. А в случае согласования «Спутника» в ЕС споры между ними и сторонниками идеи «здоровье важнее политики» могут только усилиться.

«Говорят, что “Спутник V” — это хорошо, но Путин не хочет использовать ее как лекарство для российского народа. Он предлагает ее миру как еще одно гибридное оружие для воплощения принципа “разделяй и властвуй”», — отмечала в феврале премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.

Прогнозы о том, будет ли в итоге ЕС закупать «Спутник», разнятся. По некоторым из них, прививать европейцев этим препаратом могут начать уже летом. Однако, вероятно, ЕС теперь снова насторожит ее закупка — теперь уже учитывая недавнюю публикацию брюссельского издания EUObserver. Из нее стало известно, что в России после вакцинации «Спутником V» умерли четыре человека — хотя в РФ связь смертей с прививкой отрицают.

На колебания ЕС в России отвечают, что «никому ничего не навязывают». В то же время, если взглянуть на страницу «Спутника» в Twitter, можно заметить, что пропаганда «на импорт» ведется полным ходом. В сообщениях не только хвалят российский препарат, но и регулярно напоминают о недостатках западных вакцин-конкурентов. Чаще всего отмечают, что AstraZeneca и Johnson & Johnson вызывают возникновение тромбозов. Так ли это на самом деле, ученые сейчас выясняют, но прививки препаратом AstraZeneca ряд стран все же приостанавливали.

В России зарегистрированы еще две вакцины собственного производства, но популяризируют их далеко не с таким энтузиазмом, как «Спутник». Здесь тоже, похоже, есть неожиданное совпадение: продвижением «Спутника» занимается Российский фонд прямых инвестиций, глава которого, Кирилл Дмитриев, как говорят, тесно связан с Кремлем, а его жена дружит с одной из дочерей Путина.

Сам Путин, кстати, тоже вакцинировался «Спутником», но фотографироваться во время процедуры отказался: мол, и так много сделано для пиара вакцины.

В феврале президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен удивлялась, что Россия предлагает свою вакцину другим странам, тогда как у нее самой дела с вакцинацией продвигаются не слишком быстро. Сейчас хотя бы одну прививку получили не более 6,5% россиян — и, похоже, это самая эффективная антиреклама препарата.

В Российской академии наук, правда, уверяют, что дело не в недоверии к вакцине, а скорее в безответственном отношении к вакцинации.

«Проблема действительно есть. Я уверен, что речь идет не о недоверии к ученым, а о двух моментах. Во-первых, усталость — мол, все уже позади, зачем вакцинироваться, когда закончился этот COVID-19? Во-вторых, такой “русский авось” — “меня это не коснется”», — считает президент РАН Александр Сергеев.

Решение о «ненужности» «Спутника» для ЕС вскоре вполне может найти обоснования. Уже в ближайшее время европейцев начнут прививать американским препаратом Johnson & Johnson, если в конце концов будет доказано, что он безопасен. А к лету должны зарегистрировать новую вакцину — немецкий CureVac, которая уже на завершающем этапе испытаний, и, вероятно, американскую Novavax. Кроме того, согласно предварительным обязательствам, должна наверстать поставки и AstraZeneca.

И если все сложится, темпы вакцинации удастся ускорить без «Спутника» и сопутствующих рисков.