Экспресс-кандидат. Приблизил ли саммит в Киеве членство Украины в ЕС
Двадцать четвертый саммит Украина-ЕС — ежегодный диалог на высшем политическом уровне — стал знаковым событием, по крайней мере, в двух смыслах.
Во-первых, он впервые в истории Европейского Союза состоялся на территории государства, в котором идет война — и это при том, что по очередности должен был проходить вообще в Брюсселе.
А во-вторых, появились сигналы, что, несмотря на публичный и непубличный скептицизм ЕС, Украина может в очередной раз сломать шаблоны и ускорить евроинтеграцию вплоть до членства уже в этом десятилетии (это очень амбициозная цель, и сейчас речь идет о теоретическом наиболее благоприятном сценарии).
О решении последнего саммита Украина-ЕС и о том, как они повлияют на дальнейшее европейское движение Украины — в материале hromadske.
Путь в ЕС, часть 1
Следует кратко напомнить, где мы находимся на пути в Европейский Союз. Итак, в июне 2022 года Европейский совет (лидеры государств-членов ЕС) предоставил Украине статус кандидата на членство. После этого она начала воплощать в жизнь так называемые семь рекомендаций Европейской комиссии, которые легли в основу положительного заключения Еврокомиссии о кандидатстве.
В документе эти рекомендации называются «шагами» и, что важно подчеркнуть, не указаны как обязательные. Но Брюссель и публично, и неформально давал понять, что без воплощения рекомендаций дальнейшего движения Киева в ЕС не будет.
Кратко вспомним эти требования: 1) запуск конкурсного назначения судей Конституционного суда Украины; 2) разблокирование работы Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей; 3) усиление борьбы с коррупцией, назначение главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры и Национального антикоррупционного бюро; 4) усиление борьбы с отмыванием денег; 5) принятие «антиолигархического» закона; 6) принятие закона о медиа; 7) принятие закона о национальных меньшинствах.
Украинские власти поставили чрезвычайно амбициозную цель — выполнить рекомендации до конца 2022 года. Не прибегая к тщательному разбору (для этого можно посоветовать анализ группы профильных организаций, который подготовил Центр «Новая Европа»), можно сказать коротко: добиться цели не удалось.
Наиболее скандальной оказалась реформа Конституционного суда: президент Владимир Зеленский подписал профильный закон вопреки призывам экспертов и Венецианской комиссии. И только накануне саммита Украина-ЕС в правительстве публично признали ошибку и пообещали внести необходимые изменения в парламент.
Проблемы возникли и с принятым в декабре законом о нацменьшинствах: Румыния публично выразила недовольство из-за отсутствия консультаций, о которых просила. Венгрия имеет давние претензии к Киеву в этом вопросе, и в последние недели начала раскручивать тезис о том, что венгров в Закарпатье якобы насильственно мобилизуют в ВСУ.
И еще стоит упомянуть об «антиолигархической» реформе — она блокируется из-за Венецианской комиссии, которая по неизвестным причинам с 2021 года до сих пор не предоставила Украине вывод о профильном законе. И буквально перед саммитом Украина-ЕС стало известно, что такой вывод будет в начале марта 2023 года.
Однако с июня 2022 года Украина действительно достигла заметного прогресса в выполнении семи рекомендаций. Но отметим: это не гарантия начала переговоров о членстве — следующего этапа вступления в ЕС. Начало переговоров — политическое решение, для которого нет четко выписанных критериев.
Собственно, это журналистам после саммита Украина-ЕС отметила и Урсула фон дер Ляйен, добавив, что путь каждого государства Евросоюза к членству — уникален.
Саммит Украина-ЕС: промежуточная остановка
Но вернемся к решениям саммита Украина-ЕС.
Часть положений совместного заявления Киева и Брюсселя дублировали предварительные объявления по итогам совместного заседания Кабмина и Еврокомиссии. Это, например, расширение тренировочной миссии ЕС для украинских военных EUMAM и открытие Международного центра по преследованию преступления агрессии в Украине в Гааге.
Что же было в заявлении нового, так это довольно категорические формулировки, посвященные сопротивлению российской агрессии.
Примечательно, что в заявлении напоминается об аннексии россией не только четырех украинских областей в сентябре 2022 года, но и Крыма и Севастополя. А еще — упор на то, что Украина «вправе освободить и восстановить полный контроль над всеми оккупированными территориями в пределах своих международно признанных границ».
Другими словами, Европейский Союз поддерживает вооруженный путь деоккупации Крыма или, если быть более корректным, не возражает против такого сценария. Это часть более широкого процесса изменения отношения к этому вопросу на Западе — ведь еще недавно высказывались опасения, что такой шаг может побудить рф на серьезную эскалацию вплоть до использования ядерного оружия.
Важно и заверение ЕС в дальнейшем усилении санкций. Здесь, правда, Украина пока не достигла заявленных целей.
На пресс-конференции с Урсулой фон дер Ляйен и Шарлем Мишелем Владимир Зеленский говорил о необходимости нанести удар по российской ядерной программе. Но у ЕС пока нет готовности пойти на такой шаг, не в последнюю очередь из-за зависимости от ядерного топлива из рф и позиции Венгрии, которая уже после полномасштабного вторжения дала «Росатому» согласие на расширение АЭС «Пакш».
В заявлении саммита Украина-ЕС отдельно упоминается об ответственности Ирана и Беларуси за войну. И если против первой санкции уже введены, то ограничительный пакет против Беларуси (а точнее, цитируя заявление, — «белорусского режима») еще готовится и, по данным СМИ, будет во многом следовать «российскому».
Отдельно ЕС выразил поддержку десятишаговой «формуле мира» Зеленского — и это тоже важный политический сигнал, особенно в преддверии Саммита формулы мира, который украинская сторона планирует провести в ближайшее время.
Продвижение «формулы мира» важно, учитывая попытки рф изобразить Украину якобы неготовой к переговорам — что, конечно, отнюдь не соответствует действительности, ведь «на сегодняшний день россия не проявила никакой подлинной готовности к справедливому и устойчивому миру».
Менее амбициозными, к сожалению, оказались тезисы совместного заявления о конфискации активов рф в пользу Украины — речь идет только о том, что ЕС «активизирует работу» в этом направлении, тогда как в Канаде и США уже появляются первые успешные кейсы, а Эстония обещает в ближайшее время представит собственный юридический механизм.
Путь в ЕС, часть 2
А амбициозность просматривается в положениях, касающихся вступления Украины в ЕС, и на них мы остановимся отдельно.
Не секрет, что Украина публично декларирует желание уже в 2023 году начать переговоры о вступлении. Но этому шагу, как отмечалось выше, должна предшествовать политическая оценка (рекомендация) Еврокомиссии и одобрение Европейского совета.
До сих пор ЕС декларировал, что такая политическая оценка появится не раньше осени 2023 года — в рамках так называемого пакета расширения (enlargement package). В таком случае начало переговоров о вступлении Украины в ЕС в 2023 году было бы несбыточной мечтой. Ведь Киев узнал бы о пожеланиях Брюсселя для получения положительного политического решения слишком поздно.
Поэтому в итоговом решении саммита записана компромиссная формула: «Без ущерба для этой всесторонней регулярной отчетности мы принимаем во внимание намерение комиссии предоставить обновленную информацию весной 2023 года, которая также будет передана Украине по соответствующим каналам».
Как пояснила в четверг президент Еврокомиссии, весной состоится устное обновление пакета расширения для государств-членов ЕС. Но из вышеприведенного пассажа следует, что это обновление будет доступно и Украине. Это существенно увеличивает шансы на то, что сценарий начала переговоров после осени 2023 года реален (ведь Украина будет понимать, в каком направлении для этого нужно двигаться).
Но, конечно, для такого достаточно амбициозного сценария Киеву нужно выполнить «домашнее задание». И в итоговом заявлении саммита Украина-ЕС один из его пунктов прописан прямо — реформа Конституционного суда в соответствии с рекомендациями экспертов. Остальные шесть рекомендаций также ожидают полной имплементации.
***
Сможет ли Украина вступить в ЕС через два года, как говорил премьер Денис Шмыгаль?
Можно спекулировать о природе этого заявления, которое появилось за несколько дней до саммита в Киеве. Возможно, Украина решила перенять принцип «бери вершину — будешь иметь середину», которому еще недавно следовала Грузия. Возможно, как позже пояснил Шмыгаль, два года — это срок, за который Украина обещает выполнить все условия для соответствия членству ЕС (что опять-таки не гарантирует своевременного исполнения).
Если оценивать реалистично, то начало переговоров о вступлении в 2023 году — это идеальный вариант. А дальше начинается еще более сложный период — проведение переговоров о согласовании законодательства по 35 блокам, который потребует еще большего количества реформ и изменений в Украине, чем нынешние семь рекомендаций.
Этот процесс, конечно, можно ускорить. Украинская сторона продвигает идею секторальной интеграции, предусматривающую постепенное сближение с ЕС в отдельных секторах. Сроки типа «транспортный безвиз», «таможенный безвиз» и «энергетический безвиз», о которых Киев и Брюссель уже договорились в 2022 году, а также «промышленный безвиз», о котором говорилось на совместном заседании Кабмина и Еврокомиссии — примеры такой секторальной интеграции. .
Поддержка членства в ЕС среди украинцев сейчас находится на рекордно высоком уровне и хочется надеяться, что будущие трудности и, возможно, завышенные ожидания ее не поколеблют.