Украина, ЕС, война. Отвечаем на главные вопросы про статус кандидата для Украины и его значение

Президент Украины Владимир Зеленский с опросником для начала процесса рассмотрения заявки Украины на членство в Европейском Союзе и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляейн в Киеве, 8 апреля 2022 года
Президент Украины Владимир Зеленский с опросником для начала процесса рассмотрения заявки Украины на членство в Европейском Союзе и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляейн в Киеве, 8 апреля 2022 годаAP Photo / Adam Schreck

23-24 июня на саммите Евросоюза Украина получит окончательный ответ о предоставлении ей статуса кандидата на членство. Чтобы это произошло, лидеры всех 27 стран ЕС должны единодушно его поддержать его. У нас уже есть положительный фидбек от Еврокомиссии: 17 июня она рекомендовала дать Украине такой статус. «Украинцы готовы умирать за европейскую перспективу. Мы хотим, чтобы они проживали с нами европейскую мечту», — написала в своем Twitter в тот же день глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.

В последние дни за статус кандидата в ЕС для Украины начали высказываться даже Дания и Нидерланды, которые до сих пор были настроены скептически. Действительно ли у Украины ныне столь высокие шансы для дальнейшей евроинтеграции? Отвечаем на главные вопросы.

Что такое статус кандидата и что он меняет?

Статус кандидата на членство в ЕС это следующий и очень важный шаг в евроинтеграции Украины, которая длится около десятилетия. Ее формальным началом можно считать подписание Соглашения об ассоциации с ЕС еще в 2014-м — со второй попытки после того, как соглашение забраковал Виктор Янукович и поплатился за это президентским креслом.

Впрочем, до начала полномасштабной войны сближение Украины и ЕС шло довольно неспешно. Украине в Брюсселе постоянно напоминали, что ожидают более стремительных реформ, которые сделают возможным дальнейшее движение в направлении Евросоюза.

Однако после агрессии россии все начало развиваться с невероятной скоростью. И теперь Украина, похоже, станет первой страной, которая молниеносно прошла путь от официальной подачи заявки на вступление в ЕС до получения статуса кандидата — всего за четыре месяца.

Конечно, для этого появились объективные обстоятельства: об Украине активнее заговорили во всем мире, а ЕС изменил свой скепсис на почти безусловную поддержку — даже начал посылать нам летальное оружие, чего никогда в своей истории не делал. Однако в значительной степени это и вознаграждение Украины за приложенные усилия и удавшиеся реформы.

17 июня Еврокомиссия обнародовала свое решение с учетом опросника, который ранее оперативно заполнила Украина: именно по нему ЕС определяет, насколько вообще страна-претендент достойна статуса кандидата. Речь идет прежде всего о соответствии так называемым Копенгагенским критериям, которые свидетельствуют, хорошо ли в стране работают демократия и верховенство права, рыночная экономика, соблюдаются ли права человека и идеи равенства и т.д.

Если статус кандидата получен — значит страна «дотягивает» до представлений ЕС о европейской демократии, и, как ранее высказывалась Урсула фон дер Ляйен, значит, в Евросоюзе Украину считают «одной из нас».

Вместе с тем впереди у Украины еще очень длительный и непростой путь реформ, которые нужно будет имплементировать, чтобы стать уже полноправным членом ЕС. Статус кандидата означает обещание со стороны Украины, что она готова к этому пути, а со стороны Евросоюза — что они готовы помогать на всех его этапах.

Премьер-министр Денис Шмыгаль отмечал, что статус кандидата сможет ускорить процесс вхождения Украины на внутренний рынок ЕС и будет способствовать формированию совместных энергетических и цифровых рынков, дальнейшей либерализации торговли и сближению в таможенной и транспортной отраслях.

Кроме того, по мнению аналита ни центра «Новая Европа» Марианны Фахурдиновой, статус кандидата также пригодится Украине благодаря получению доступа к финансовым инструментам ЕС, которые «помогают лучше подготовиться к членству: провести реформы и имплементировать законодательство Евросоюза».

Флаги Евросоюза и Украины у Европейского парламента в Страсбурге, 8 марта 2022 годаAP Photo / Pascal Bastien

Мы точно его получим? Или что-то все еще может помешать?

За последние дни в этом плане для Украины было много положительных сигналов. Если еще в мае некоторые из лидеров ЕС колебались, достойна ли Украина такого статуса (а премьер Италии Марио Драги вообще говорил, что большинство ключевых стран Евросоюза против этого), то теперь все изменилось. 16 июня от лидеров Франции, Германии, Италии и Румынии Украина получила четкий месседж о поддержке статуса кандидата — и это весьма существенно, ведь речь идет о ключевых игроках ЕС (и Румынии), которые будут голосовать на саммите в Брюсселе, и их мнение очень важно.

На следующий день хорошие новости мы услышали и от Европейской комиссии. Вслед за ее решением стало известно, что Дания и Нидерланды тоже поддерживают предоставление Украине статуса кандидата на членство в ЕС. Это были именно те страны, за позиции которых на саммите можно было бы беспокоиться — еще 9 июня Bloomberg со ссылкой на свои источники говорил, что они противятся такому решению для Украины.

Еще семь стран (но без уточнения, какие именно) вице-премьер по вопросам евроинтеграции Ольга Стефанишина назвала предлагающими Украине альтернативный статус. Впрочем, сейчас маловероятно, что они сочтут нужным спорить с выводом Еврокомиссии.

Что же касается «друзей» Украины на Балтике и, например, Польши, то они первыми выступили в поддержку статуса кандидата для Украины. А президент Польши Анджей Дуда вообще отправился в турне по европейским столицам — убеждать тех, кто еще сомневался.

Под «альтернативным статусом» следует понимать так называемый статус «кандидата в кандидаты» или потенциального кандидата, то есть определенную промежуточную строчку, которую могли бы предложить Украине на саммите, и таким образом подтвердить, что к реальному кандидатству Украина пока не готова. Но в то же время и вознаградить усилия Киева в его евроинтеграционных достижениях.

Украинские чиновники отмечали, что такой вариант для Украины — неутешительная перспектива, хотя бы потому, что это, собственно, приравняло бы нашу страну к другим «кандидатам в кандидаты»: частично признанному Косово и Боснии и Герцеговине, где очень сложное государственное устройство и которую вообще трудно назвать успешным государством с четкой перспективой членства в ЕС.

Но дело не только в неготовности Украины: некоторые члены союза не без основания напоминают о недостаточном прогрессе, например, в судебной и антикоррупционной реформе. А еще — во внутренних вопросах ЕС, усложняющих принятие новых членов.

В недавнем интервью изданию Süddeutsche Zeitung этот вопрос поднял канцлер Германии Олаф Шольц. Он заявил, что на саммите 23-24 июня будет призывать ЕС «модернизировать свои структуры и процессы принятия решений». Уже не первый раз и сами чиновники ЕС отмечают, что консенсус, то есть способ согласования всех вопросов в Евросоюзе путем единогласной поддержки является неэффективным.

Распространенное мнение в ЕС, на которое в контексте вопроса о кандидатстве Украины ссылались эксперты, заключалось в том, что сначала нужно изменить эти внутренние механизмы ЕС, а затем думать о принятии (пусть и в отдаленной перспективе) новых членов.

Еще один вопрос, который должны рассмотреть лидеры стран-членов ЕС на саммите в Брюсселе, — это дальнейшее продвижение в направлении ЕС Западных Балкан. Уже давно имеют статус кандидата, но так и зависли с присоединением к Союзу Албания, Северная Македония, Сербия и Черногория. В статусе кандидата еще и Турция: ее переговоры о вступлении идут уже 23 года.

Если есть статус кандидата, скоро ли мы будем в Евросоюзе?

На самом деле не все так быстро — даже если старт у Украины будет довольно успешным. Несмотря на желание украинских властей попасть в ЕС по ускоренной процедуре, вероятнее всего, избежать прохождения всех важнейших и обязательных этапов не удастся.

Если на саммите в Брюсселе Украина получит зеленый свет для получения статуса кандидата, за этим последует длительный процесс глубинных реформ, чтобы законодательство Украины полностью отвечало нормам ЕС, а властные институты работали по европейским стандартам.

Затем начнется процесс переговоров о вступлении между Украиной и Евросоюзом, и именно этот этап в основном самый длинный и сложный. Впрочем, здесь все индивидуально для каждой отдельной страны: Турция ведет переговоры с 1999 года, Хорватия прошла путь от кандидатства до вступления за десять лет, а, скажем, Финляндия — всего за три.

Когда, в конце концов, переговоры закончатся, должно состояться голосование в Европарламенте и все страны ЕС должны поддержать вступление в союз нового члена. И уже тогда финишная прямая — подписание и ратификация соглашения страны о вступлении в Евросоюз.

Прогнозировать, сколько времени этот процесс займет для Украины, крайне сложно: безусловно, реализовывать реформы, которых ждет ЕС, в условиях войны или сразу после нее не так-то легко. Впрочем, эксперты «Новой Европы» оценивают шансы Украины на дальнейшую евроинтеграцию в целом достаточно положительно: по их подсчетам, 63% условий, прописанных в Соглашении об ассоциации, Украина уже успела выполнить. Конечно, этого еще мало для вступления в Евросоюз, но вполне достаточно для получения статуса кандидата.

Когда Еврокомиссия 17 июня объявляла свою рекомендацию по членству Украины, она также очертила и план действий, которые следует выполнить для начала переговоров Украины о вступлении в ЕС. Среди важнейших шагов:

  • принятие и внедрение законодательства о процедуре отбора судей Конституционного Суда, которое должно включать процесс предварительного отбора на основе оценки добропорядочности и профессиональных навыков, в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии;
  • завершение проверки добропорядочности кандидатов в члены Высшего совета правосудия и отбор кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей Украины;
  • дальнейшее усиление борьбы с коррупцией (в частности среди топ-чиновников), завершение отбора и назначение нового директора НАБУ и руководителя САП.
  • обеспечение соответствия законодательства о борьбе с отмыванием денег стандартам Группы по финансовым мерам (FATF);
  • принятие комплексного стратегического плана реформирования правоохранительного сектора;
  • внедрение закона об олигархах;
  • приведение законодательства о СМИ в соответствие с европейским аудиовизуальным законодательством;
  • завершение реформы законодательства о национальных меньшинствах.

Впрочем, несмотря на столь значительный фронт работ, вступление Украины в ЕС (если принять во внимание нынешние обстоятельства, когда Украина борется за свое будущее и европейские ценности) должно занять «не десятилетия, а годы», как отмечают в Еврокомиссии.