«Иду на мессу». Как в Польше протест против запрета абортов превращается в борьбу с Католической церковью

В Польше шестой день продолжаются протесты против решения Конституционного Трибунала по делу об абортах. Протестующие обвиняют правящую партию «Право и справедливость» и Католическую церковь во вмешательстве в их частную жизнь. Эксперты прогнозируют: решение Трибунала, вместо того чтобы сделать из Польши оплот консерватизма, в результате может привести к радикальной секуляризации.

22 октября Конституционный Суд Польши, отвечая на обращение 119 депутатов от правоконсервативных партий, решил: прерывание беременности из-за тяжелой болезни и генетической патологии плода противоречит польской Конституции.

Еще в 1993 году Сейм запретил польским женщинам делать аборты по так называемым социальным причинам (когда главной причиной прерывания беременности является материальное положение матери или нежелание иметь детей). Но разрешил в случаях, если беременность является следствием изнасилования, инцеста, угрожает жизни или здоровью матери или если у плода есть генетические патологии.

В результате ежегодно несколько тысяч полек, чья беременность не подпадает под эти исключения, делают аборты за границей.

Решение же Трибунала фактически приведет к полному запрету прерывания беременности. Потому что среди более чем тысячи абортов, сделанных в польских больницах в прошлом году, 98% сделаны именно из-за болезни плода.

После решения судей Польшу лихорадит от протестов. Если сторонники запрета абортов — политики правящей партии «Право и справедливость» (ПиС), представители pro-life движений, церковные иерархи — говорят о «триумфе жизни» и «возвращении достоинства эмбрионам», то противники — о недопустимом вмешательстве власти в частную жизнь, обреченных на пытки сотнях и тысячах тяжелобольных детях и их матерях.

Причем протесты очень быстро набрали не только антиправительственный, но и антицерковный характер. Фрустрация противников ПиС, умноженная на неопределенность времен пандемии и усталость от непоследовательных антиэпидемических мер, грозит Польше крупнейшим за последние десятилетия социальным взрывом.

Люди участвуют в протесте против ужесточения закона об абортах в Архикафедральной базилике Святых Петра и Павла в Познани, Польша, 25 октября 2020 годаEPA/JAKUB KACZMARCZYK

У дома пана К.

Симптоматично, что решение о запрете абортов принял Конституционный Суд, но протесты под его зданием проходили только в первый вечер. После этого главной целью протестующих стал частный дом лидера ПиС, недавно ставшего вице-премьером Ярослава Качиньского.

Именно его считают главным автором преобразований, через которые страна проходит с 2015 года. В частности, по его инициативе была ограничена независимость Конституционного Трибунала и судебной системы в целом.

Вопрос о доступе к абортам долго был для Качиньского инструментом отвлечения внимания от коррупционных афер в правительстве или неудач на международной арене. Хотя только 15% поляков выступают за полный запрет абортов, тема вызывает в обществе острые эмоции.

В последние недели партия Качиньского как раз требует горячей темы: Польша демонстрирует одни из самых высоких темпов роста заболеваемостиCOVID-19 в ЕС, госпитали переполнены, «скорые» часами не могут добраться до пациентов. При этом летом, вместо подготовки ко второй волне эпидемии, правительство щеголяло весенними успехами и раскручивало кампанию против «идеологии ЛГБТ».

«К сожалению, все эти события подтверждают классическую схему — чем больше объективная реальность ставит препоны авторитарной власти, тем больше эта власть усиливает свою хватку там, где может надеяться на слабый ответ,пишет журналист еженедельника Polityka  Эдвин Бендик. — Сейчас важно удержаться у власти, потому ПиС стремится радикализировать центр, чтобы снизить конкуренцию с правой стороны».

Под домом Качиньского вечером 23 октября собрались более 10 тысяч человек. Когда в соцсетях начали распространяться слухи, что Качиньский на это время перебрался в резиденцию премьер-министра в другой части Варшавы, толпа двинулась туда. Организаторы заявляют, что в кульминационный момент в акции приняли участие более 30 тысяч человек. Часть протестующих атаковала полицию. Десятки были задержаны — в Польше во время эпидемии массовые собрания формально запрещены.

Лозунги протеста неизменны с первого женского «черного марша» против полного запрета абортов в 2016-м: «Это война!», «Отстаньте от наших маток», «Мое тело — мое дело». Однако появился и новый — «Съе...те отсюда!»

О нем среди оппозиционных политиков из «Гражданской платформы» и «левых» партий идет жаркая дискуссия. Уместно ли использовать нецензурную лексику во время общественных акций? За подобные сюжеты сразу хватаются проправительственные СМИ, чтобы дискредитировать протест.

С другой стороны, людей на улице вывела бессильная ярость, усталость от ситуации, когда тела женщин становятся заложниками политико-церковных игр. Именно эту ярость они хотят выкрикнуть. Чувствуете себя неудобно? И очень хорошо. Нам надоело поступать так, чтобы вы чувствовали себя удобно, считают протестующие.

Демонстрации проходят не только в Варшаве, но и в 150 больших и малых городах. 26 октября протестующие по всей стране перекрывали автомобильное движение, даже в небольших населенных пунктах на акцию вышли несколько десятков человек. Это делает нынешние протесты хоть и не самыми массовыми — эпидемия все-таки отбивает у многих желание участвовать — но самыми географически широкими.

«Люди протестуют не только из-за вопроса об абортах. Протестуют из-за того, что у нас полный клинч бесправия. Большинству из нас уже нечего терять», — подытожила лидер протестного движения «Забастовка женщин» Марта Лемпарт в эфире радио ТОК FM.

Люди стоят перед кордоном полиции, участвуя в акции протеста против ужесточения закона об абортах перед кафедральным собором Христа в Катовице на юге Польши, 25 октября 2020 годаEPA/ANDRZEJ GRYGIEL

Вторая Ирландия

В отличие от предыдущих «черных протестов», сегодняшние имеют ярко выраженную антиклерикальную направленность.

Польша является одной из самых религиозных стран ЕС. Католическая церковь, которая имеет неоспоримые заслуги в борьбе за национальное единство в XIX-м и с коммунизмом в ХХ веке, сегодня активно вмешивается во внутреннюю политику. В Польше есть уроки религии в школах, врачи могут отказаться выписывать контрацептивы из-за своих религиозных взглядов, во многих публичных учреждениях есть распятия.

Однако ситуация в последние годы начала меняться: процент поляков, которые регулярно посещают мессу, падает, уменьшается и число желающих стать священниками и монахами.

При этом польские епископы не скрывают недовольство папой Франциском, который избрал курс на либерализацию церковной жизни, признание за представителями ЛГБТ-сообщества права на гражданские союзы, расследование случаев педофилии среди иерархов. Польские епископы продолжают заминать педофильские скандалы и категорически высказываться о прихожанах с негетеронормативними взглядами. Церковь и аффилированные с ней общественные движения были главными лоббистами полного запрета абортов в Польше.

Поэтому нынешние протесты — это не только реакция на конкретное решение Трибунала, но и часть масштабного конфликта старого и нового, глобализации и консерватизма в Польше. В частности — выступление против влияния церкви на общественную жизнь.

В воскресенье по всей стране «Забастовка женщин» провела акцию «Иду на мессу». Во время воскресной службы протестующие заходили в храмы с плакатами, призывая к защите прав женщин и возвращению им возможности самим решать, прерывать ли беременность.

В Кракове манифестанты кричали под окнами архиепископа Марека Ендрашевского — под которыми 15 лет назад собирались, чтобы вместе оплакать смерть папы Иоанна Павла II — чтобы он «съе...ся отсюда». В Познани памятник папе-поляку разрисовали и нарядили в одежды из протестных транспарантов. В городе Щецинек девушки-подростки на улице окружили священника и кричали, чтобы он отцепился от них и их тела.

Люди участвуют в протесте против ужесточения закона об абортах перед церковью Святого Креста, Варшава, Польша, 25 октября 2020 годаEPA/PIOTR NOWAK

«Протест в церкви — это профанация? А что такое приговор Трибунала, как не вульгарная профанация прав и тел женщин? — риторически вопрошал депутат от «левых» Франек Стерчевский. — Перестаньте относиться с большим уважением к мертвым зданиям, чем к живым людям!»

Эксперты сравнивают польский антицерковный бунт с ирландским. В Ирландии Католическая церковь тоже долго и крепко держалась своих позиций, не желая сделать ни шагу назад. Но в результате ирландцы прошли через быстрый процесс секуляризации, церкви за десятилетие опустели, а два года назад жители республики на референдуме отказались от закона, запрещающего аборты.

По мнению публициста портала Kultura Liberalna Войцеха Энгелькинга, в октябре 2020-го в Польше закончилось «время католических святош». Полякам надоело жить той частной жизнью, какой живут их французские или британские сверстники, но при этом публично изображать из себя мещан прошлой эпохи: «Поддержка, которую протесты получают вне метрополии, в малых и средних городах, доказывает, что эта двойственность стала невыносимой. Многие перестали хотеть жить этой двойной жизнью, в которой современность не является полноценной, поскольку ее регулирует традиция».

В то же время консервативные поляки защищают церковь. При этом польское государство теряет монополию на насилие. В воскресенье варшавский костел Святого Креста от протестующих охраняла ОНР — организация правых радикалов, соорганизатор ежегодного Марша независимости. Мужчины в характерной черной форме и беретах, с повязками на рукаве, не только не давали пройти, но и буквально отшвыривали протестующих. Одну из женщин сбросили с лестницы, ее забрала «скорая».

При этом обе стороны конфликта называют действия оппонентов «варварством», «недопустимой агрессией», «переходом всех границ».

Протестующие перекрывают улицу в центре города во время протеста против ужесточения закона об абортах, Варшава, Польша, 26 октября 2020 годаEPA/RADEK PIETRUSZKA

Ад для женщин

Решение Конституционного Трибунала вступит в силу после публикации в правительственном вестнике. Это может произойти уже на этой неделе. Польские больницы, опасаясь возможных юридических последствий, уже отменяют запланированные операции по прерыванию беременности из-за генетических патологий плода.

Те польки, которые захотят сделать аборт по медицинским причинам, теперь должны ехать в другую страну ЕС. Что, конечно, возможно, но связано с дополнительными затратами. Плюс во время пандемии зарубежные поездки в целом является нелегким и непредсказуемым делом.

Акции солидарности с польскими женщинами проходят во всем мире. Французский министр по делам ЕС Клеман Бон назвал решение польских судей «серьезным нарушением прав женщин и наших ценностей» и предложил, чтобы право на прерывание беременности было вписано в законодательство Евросоюза. Шведки начали кампанию за то, чтобы Стокгольм сделал доступ к прерыванию беременности для полек бесплатным.

В Украине в понедельник прошли пикеты под польскими дипломатическими представительствами в Киеве, Львове и Харькове. В то же время в Киеве прошла также акция в поддержку «польского государства» против «опозоренных либералов». Организатором выступила ультраконсервативная организация «Традиция и порядок» при поддержке портала Polonews, который называет себя частной инициативой членов польского проправительственного Союза журналистов и энтузиастов польско-украинского объединения.

Перспективы польских протестов пока ограничены. Решение Трибунала отменить невозможно. Следующие парламентские выборы состоятся через три года. В среде оппозиции циркулирует идея о проведении референдума о прерывании беременности, для этого нужны 500 тысяч подписей. Но пока она не пользуется популярностью.

Но в долгосрочной перспективе минутный триумф может обернуться сокрушительным поражением консерваторов.

«Решение Трибунала положило конец прогнившему “абортивному компромиссу”, за который политические силы от правых до центристов держались как за спасательный круг, — отмечает Кайя Путо, автор портала Krytyka Polityczna. — Этот компромисс был нарушен, поэтому даже консерваторам из “Гражданской платформы”, избиратели которой прогрессивнее своих политиков в этом вопросе, будет трудно вернуться к нему. Это шаг на пути к праву, которое существует во всем цивилизованном мире. То есть — к абортам по желанию».

Автор: Елена Бабакова