Коронавирусная экономика: кто теряет, а кто зарабатывает на эпидемии?
Пандемия коронавируса наносит человечеству двойной удар: как болезнь и как причина самого большого с 2008 года экономического кризиса. Паника на рынках и неопределенность будущего оказывают огромное давление на бизнес. Еще больше экономическую ситуацию ухудшают ограничительные меры, которые правительства во всем мире вводят, чтобы остановить распространение вируса.
Однако в этой ситуации находятся и те, для кого пандемия — это прекрасная возможность заработать, расширить рынки сбыта или избавиться от конкурентов. Для кого коронавирус может стать причиной для банкротства, а кто, наоборот, выигрывает от пандемии — разбиралось hromadske.
Кто проигрывает от пандемии?
Коронавирус повлиял практически на все сферы экономики.
Из-за карантина в Китае временно закрылись заводы и фабрики, а промышленное производство за январь-февраль упало на 13,5% — больше всего за последние 30 лет. Такое падение вызывает особые беспокойства, если учитывать роль Китая в мировой экономике — это вторая по величине ВВП страна в мире и один из крупнейших экспортеров товаров. Производственные мощности в Китае есть у большинства промышленных и инновационных компаний мира. Однако больше всего на их прибыли повлияет не столько закрытие заводов и фабрик, сколько падение спроса на их продукцию во всем мире.
В частности, компания Apple уже предупредила инвесторов о «существенном сокращении» своих доходов за первый квартал 2020 года. Там отмечают, что спрос на смартфоны и другую технику компании во всем мире сократился из-за распространения коронавируса. Об убытках сообщили также интернет-гиганты Google и Facebook. Они объясняют это падением доходности рекламы —крупнейшего источника доходов. Точные цифры там пока не называют, поскольку ситуация с распространением коронавируса еще разворачивается.
Пандемия коронавируса нанесла удар по крупнейшим автопроизводителем. Такие компании, как Volkswagen и Fiat Chrysler, уже сообщили о закрытии своих фабрик в Европе. Спрос на новые автомобили только в США в 2020 году может сократиться на 1,6 миллиона авто, а производство автомобилей в мире по итогам 2020 года может упасть на 16%.
Однако больше всего убытков пандемия нанесла туристическому сектору. Из-за ограничений на передвижение между странами, закрытия границ и запрета пользоваться транспортом эта отрасль пострадала от мгновенных убытков.
Только в США компании, которые работают в туристическом секторе, не получат минимум $24 млрд доходов от иностранных туристов. В Италии — европейском эпицентре эпидемии — ожидают уменьшения количества туристов в 2020 году по меньшей мере на 30 миллионов человек, или на 50%.
По данным Всемирного совета по вопросам путешествий и туризма, пандемия коронавируса может привести к исчезновению около 50 миллионов рабочих мест в туристической отрасли. «COVID-19 — это большая угроза всей туристической отрасли, а также тем людям, которые в ней работают, и тем, которые еще хотят путешествовать», — заявили в организации.
Существенные убытки коронавирус нанес и авиаперевозкам. По расчетам аналитиков из компании CAPA, большинство мировых авиаперевозчиков могут не пережить кризис, который вызвала пандемия — они обанкротятся до конца мая, если правительства государств не придумают, как их спасти.
Падение спроса на транспорт, закрытие авиасообщения и границ, а также уменьшение объемов потребления энергоресурсов привело к падению спроса на нефть. Крупнейшие страны-экспортеры «черного золота» планировали ограничить добычу, чтобы предложение нефти отвечало спросу. Однако эти договоренности провалились из-за неуступчивой позиции России.
Как следствие, цены на нефть уже достигли рекордно низких значений за последние 17 лет.
Падение цен на нефть нанесло значительный ущерб энергетическому сектору. За первую неделю после рекордного падения 9 марта крупнейшие энергетические компании потеряли почти $500 млрд капитализации (на столько упала общая стоимость этих компаний на рынке). Кроме этого, рекордно низкие цены на нефть делают ее добычу нерентабельной для некоторых компаний.
Коронавирус вызвал настоящую панику на фондовых рынках. Суммарная стоимость всех акций крупнейших мировых компаний снизилась на триллионы долларов. Из-за непрерывного и существенного падения на биржах уже трижды приостанавливали торги.
Как следствие, теряют средства инвесторы — брокеры, дилеры, а также инвестиционные фонды, банки и страховые компании, которые инвестируют в ценные бумаги.
Инвесторы распродают рисковые активы, среди которых не только акции компаний, но и облигации развивающихся стран. В частности, украинскому Минфину все труднее привлекать средства на покрытие дефицита бюджета: такие ссуды становятся краткосрочными, а проценты по ним растут.
Из-за ограничительных мер, в частности карантина, терпит убытки и сектор услуг. Так, совладелец сети «Планета Кино» Дмитрий Деркач отметил, что его компания может недополучить более 100 млн грн ($3,5 млн) из-за закрытия кинотеатров, а убытки могут достичь десятков миллионов гривен. «Сегодня многим бизнесам пришлось закрыться. Мы закрылись еще на прошлой неделе и уже успели несколько смириться с этим. Ситуация сложная. Многое неизвестно, и пока нет понимания, что будет дальше», — отметил он.
Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на Спильнокоште. Любая помощь имеет большое значение.
Кто выигрывает от пандемии?
Распространение коронавируса привело к уменьшению объемов потребления товаров — как длительного использования, так и повседневных. Не уверенные в завтрашнем дне люди ограничивают свои расходы. Однако некоторым компаниям коронавирус принес дополнительные доходы.
Больше всего от новостей о пандемии выиграли производители гигиенической продукции. Так, в США рекордно вырос спрос на дезинфекторы и санитайзеры для рук — на 1400%, или в 15 раз.
Из-за нехватки этих товаров в штате Нью-Йорк объявили о планах производить собственные дезинфицирующие средства, которые будут называться New York State Clean. Производить их будут в том числе и тюремные заключенные.
Цены на дезинфекторы в США выросли с $4,5 до $50 за бутылку, но даже несмотря на это, продажи этих средств только в первую неделю марта 2020 года выросли на 470%.
В то же время из-за ограничительных мер люди больше времени проводят у себя дома. Это меняет подход к шопингу и побуждает больше покупать онлайн.
В частности, одна из крупнейших в мире площадок для продажи товаров через интернет, компания Amazon объявила о рекордном увеличении заказов. Для того, чтобы была возможность их обработать, компания наймет на работу 100 тысяч новых работников. Более того, работникам, которые уже работают на складах компании, повысили зарплату на $2 в час в США и на 2 фунта стерлингов в час в Британии.
Вырос спрос на электронный шопинг и в Италии. В феврале 2020 года онлайн итальянцы покупали в 1,5-2 раза больше товаров, чем в феврале 2019 года.
Также выросли обороты китайских сервисов доставки. В разгар карантина в Китае они доставляли в среднем на 33% больше товаров своим клиентам, чем обычно.
Невозможность сходить в кинотеатры повлияла на разные стриминговые сервисы. Самый большой из них, Netflix, в связи с карантином ожидает рост числа подписчиков на 7 миллионов.
Однако эти цифры могут быть обманчивыми, считают в Forbes. Там отмечают, что карантин и радикальные меры, которые вводят правительства во всем мире, приведут к падению количества подписчиков Netflix за пределами США. Стриминговий сервис люди сочтут чем-то вроде роскоши, от которой будут отказываться в первую очередь, когда почувствуют финансовые проблемы.
В то же время прибыль Netflix не зависит от количества времени, которое его подписчики проводят перед экраном, ведь за пользование сервисом предусмотрена фиксированная ежемесячная плата, а не плата за просмотр каждого конкретного фильма или сериала.
Кроме спроса на стриминговые сервисы в странах, где зафиксировано больше всего случаев заражения коронавирусом, растет спрос на просмотр порно. По данным Pornhub, 11 марта трафик сайта из Италии вырос на 13,8% по сравнению с обычным днем.
В общем посещаемость сайта во всем мире выросла на 5,7% (в Украине — на 7,1%). А это означает рост доходов компании от рекламодателей.