Леса Амазонии на грани уничтожения. Можно ли это остановить?

Амазония пылает — и с каждым деревом исчезают надежды на сдерживание глобального потепления. В отличие от масштабных пожаров в Сибири, Канаде, Аляске и Гренландии, здесь виновник известен — президент Бразилии Жаир Болсонару и его политика агрессивной эксплуатации лесов Амазонии. Но международное сообщество не может повлиять на его политику.

Что происходит?

По состоянию на 27 августа, в этом году в бразильских лесах Амазонии зафиксировано более 40 тыс. пожаров. Это на 128% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 58% больше среднего показателя за последние 5 лет. Но все же меньше рекордных 2004 и 2005 года, когда в сельве за весь год регистрировали около 215 тыс. пожаров.

Несмотря на то, что леса Амазонии горят каждый год, сейчас есть по крайней мере две причины бить тревогу.

Во-первых, если раньше масштаб пожаров частично объяснялся засушливой погодой, в этом году таких предпосылок нет.

Как утверждает итальянский ученый Джорджо Вакьяно, пожары являются на 99% рукотворными. Спутниковые фотографии показывают, что большинство пожаров происходят на границе леса и хозяйственных участков.

Бразильская исследовательница Амазонии Эрика Беренгера подчеркивает, что пожар является последним этапом очистки земли от леса. Фермеры сознательно поджигают его, чтобы на освобожденной от деревьев территории пасти рогатый скот или выращивать сою.

Во-вторых, пожары являются следствием политики президента Бразилии Жаира Болсонару.

Как и его коллега из США Дональд Трамп, Болсонару с недоверием относится к ученым и отрицает глобальное потепление. Болсонару хочет открыть Амазонию для масштабной агропромышленности и добычи полезных ископаемых — и считает механизм защиты окружающей среды препятствием.

После его прихода к власти в начале 2019 года резко снизилось финансирование ранее эффективных природоохранных органов, упало количество штрафов за нарушение эксплуатации леса и возросло количество разрешений на вырубку деревьев.

Гигантские пожары бушуют и в соседних Парагвае и Боливии. Но, в отличие от Болсонару, местные лидеры не отрицают проблемы и пытаются бороться с бедой. К тому же, в Бразилии находится более 60% амазонской сельвы — что делает ее роль решающей.

Акция с требованием спасти амазонские тропические леса от пожара у посольства Бразилии в Брюсселе, Бельгия, 26 августа 2019 года. Надпись на плакате — «остановите экоцид Болсонару»EPA-EFE/STEPHANIE LECOCQ

Почему это важно?

Амазонские леса являются гигантским хранилищем углекислого газа и влияют на климат в регионе и всей планете. Смерть деревьев во время пожаров способствует одномоментному распростронению огромного количества этого газа, что ведет к повышению мировой температуры и изменению глобального климата.

Более того, ученые подчеркивают, что амазонские леса близки к точке невозврата. Они могут вскоре превратиться в сухую саванну и потерять ключевую роль в регулировании климата. Уже уничтожено около 20% сельвы, а необратимые процессы могут начаться после вырубки 25% площади лесов — а то и раньше. Поэтому специалисты призывают не только немедленно остановить вырубку лесов, а залесить еще миллионы гектаров территории.

Кроме того, пожары наносят необратимый вред крупнейшему на земном шаре многообразию животных и растений.

Какая реакция властей Бразилии и мировых лидеров?

Жаир Болсонару отрицает масштабы проблемы и не собирается брать на себя ответственность за состояние Амазонии.

Ранее он предположил, что леса могли поджечь представители общественных организаций, «чтобы нанести ущерб репутации правительства». Когда правительственное агентство представило данные о том, что в июле количество вырубок леса выросло на 278% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, он назвал их лживыми и уволил руководителя агентства, уважаемого физика Рикардо Галвао.

Когда президент Франции Эмманюэль Макрон призвал рассмотреть проблему пожаров в Амазонии на саммите «Большой семерки» в Биаррице, Болсонару обвинил его во вмешательстве в суверенные дела Бразилии и назвал его действия проявлением колониализма.

Франция и Ирландия пообещали заблокировать ратификацию Соглашения о торговле между блоком латиноамериканских государств Меркосур и ЕС. Однако Макрон является чуть ли не единственным тяжеловесом мировой политики, который решительно бросил вызов политике Болсонару. Дональд Трамп даже не посетил встречу, посвященную борьбе с изменением климата. Ангела Меркель и Борис Джонсон выразили обеспокоенность, но отметили, что отказ от Соглашения не выход.

Под международным давлением Болсонару, хоть и неохотно, но признал проблему пожаров и задействовал армию, в том числе самолеты, для того, чтобы потушить пожар. Однако, хоть министр окружающей среды Тереза Кристина и говорила о нехватке средств и невозможности контролировать огромную территорию лесов, во вторник Бразилия отказалась принять средства из специального фонда Большой Семерки, инициатором создания которого стала Франция.

Глава правительства Оникс Лоренцони заявил, что Франция не может поучать Бразилию после того, как не смогла уберечь от пожара свой знаменитый собор. Сам Болсонару сказал, что будет разговаривать с Макроном только после того, как тот извинится за свои слова — раньше Макрон обвинил Болсонару в том, что тот нарушил обещание изменить политику в отношении Амазонии.

Это не мешает Болсонару, его сыновьям и министрам прибегать к личным оскорблениям Макрона, его жены и даже высмеивать дрожь Меркель.

Вырубка лесов в бразильской Амазонии. В 2019 году почти на 300% больше по сравнению с прошлым годом (на фото — рабочий спиливает дерево в лесу, Бразилия, 14 августа 2019 года)EPA-EFE/JOEDSON ALVES

Можно ли остановить уничтожение Амазонии?

Эрика Беренгера отмечает, что наиболее засушливым месяцем в Бразилии в этом году будет октябрь. Поэтому нынешние пожары еще не достигли своего пика.

Высланные самолеты могут немного сдержать распространение огня. Но без решения реальных причин пожара — агрессивной эксплуатации со стороны государства и экстенсивного использования сельским хозяйством — на продвижение ждать не стоит.

Определенную надежду дает то, что большинство бразильцев выступает за сохранение Амазонии. Однако хотя ежегодно погибают десятки экоактивистов и защитников лесов, пока что бразильцев больше волнует экономический застой и преступность. Возможно, что-то изменится, когда последствия они почувствуют на себе — как, например, несколько дней назад, когда дым от пожаров в Амазонии превратил день в вечер в Сан-Паулу, который находится за тысячи километров от эпицентра пожаров.

Но бразильское общество поляризовано, а оппозиция до сих пор не может прийти в себя после разгромных антикоррупционных расследований.

Поэтому защитники Амазонии, прежде всего, надеются на давление извне.

Журналист издания The Atlantic Франклин Фоер убеждает, что Болсонару нельзя позволить безнаказанно уничтожать важный для всей планеты регион. Ведь угроза, которую несет его политика является не меньшим поводом вмешаться в дела Бразилии, чем разработка химического или ядерного оружия. Нужны, как минимум, жесткие санкции против Болсонару и его окружения, которые, кажется, получают удовольствие от того, чтобы «насолить» защитникам Амазонии.

Грузовики вывозят срубленные деревья тропических лесов Амазонии в штате Рондония, Бразилия, 27 августа 2019 годаEPA-EFE/JOEDSON ALVES

Другие шаги следует направить на связанных с Болсонару агропроизводителей, которые обеспокоены тем, что европейцы перестанут покупать мясо из Бразилии. На такое давление Болсонару действительно реагирует. Еще раньше, когда Макрон впервые пригрозил заблокировать переговоры о зоне свободной торговли, Болсонару отказался от намерений выйти из Парижского соглашения.

Сейчас соглашение о торговле уже подписано, однако его еще должны ратифицировать парламенты всех государств ЕС. Если Болсонару ничего не изменит, маловероятно, что оно будет принято. Более того, Финляндия, которая сейчас председательствует в ЕС, призвала партнеров рассмотреть запрет импорта говядины из Бразилии. Впрочем, другие европейские лидеры не спешат поддержать эту инициативу.

Специалисты напоминают, что ЕС — как и другие импортеры бразильских товаров — разделяет ответственность за миллионы гектаров уничтоженной сельвы. Амазонские леса подвергают огню, чтобы получить площади для производства 120 тыс. тонн говядины и миллионов тонн сои, которые покупают страны ЕС. Европейские и другие покупатели должны ужесточить требования к сертификации импорта из Бразилии и усилить контроль над происхождением продуктов на полках супермаркетов.

В то же время, предложенный Макроном небольшой фонд для финансирования ликвидации пожаров — как и личные пожертвования Леонардо ди Каприо и других звезд — вряд ли что-то изменит. Для Болсонару, несмотря на его риторику, средства не являются первоочередной проблемой. Недавно он фактически заблокировал работу фонда под руководством Норвегии и Германии, который за декаду выделил почти 1 млрд евро на проекты по устойчивому хозяйствованию в лесах Амазонии.

Бразильский военные и пожарный ищут потенциальные источники возгорания в тропическом лесу Амазонки в штате Рондония, Бразилия, 27 августа 2019 годаEPA-EFE/JOEDSON ALVES

Впрочем, санкций и призывов к совести может оказаться недостаточно, чтобы убедить пораженных экономическим кризисом бразильцев не использовать свой самый большой ресурс.

Как утверждает научный сотрудник исследовательского центра Еврокомиссии Джакомо Грасси, рядом с давлением на Болсонару и агропроизводителей стоит усилить уже существующие международные механизмы компенсации, которые создают альтернативы эксплуатации сельвы.

Например, по добровольному механизму REDD + под эгидой ООН богатые страны платят бедным за уменьшение обезлесения. Бразилия, как и десятки других стран, уже получала средства. Проблема в том, что сейчас размер выплат не компенсирует упущенных выгод — десятки миллионов евро меркнут на фоне многомиллиардных расходов на импорт из Бразилии. Чтобы не быть лицемерными, страны ЕС и другие богатые страны должны немедленно повысить финансирование программы.

Надежды добавляет то, что Бразилия ранее уже показала, что способна существенно сокращать вырубку сельвы. В период с 2005 по 2013 год ежегодные темпы обезлесения упали на 80%. Помогло создание эффективной системы контроля и штрафов, значительное расширение площади защищенных от хозяйственного использования территорий и отказ крупных трейдеров от покупки сои, выращенной на пострадавших участках.

Однако на успех сложно ожидать, пока забота об окружающей среде действительно не станет приоритетом как для мировых политических лидеров, так и значительной части населения — и пока не будет найдено эффективные механизмы сдерживания против угрожающих всей планете действий политиков — таких, как Болсонару.