«Поговорить с Байденом — уже будет удачный визит». Чего ждать от встречи президентов США и Украины
Предшественнику Владимира Зеленского встречи с американским визави — Дональдом Трампом — пришлось ждать менее полугода. Масштабных результатов она не принесла: тогда для украинской власти важно было прежде всего встретиться с президентом США до саммита «Большой двадцатки», где присутствовал Путин. Тем более, уже начиналась история с якобы вмешательством Украины в американские выборы, а сам Трамп не слишком считался с правилами традиционной дипломатии.
Сейчас, кажется, все наоборот: после прихода к власти Джо Байдена буря в Белом доме вроде бы стихла, однако в украинских властных кругах продолжают играть не по правилам. Вашингтон не в восторге от того, что дипломатией де-факто руководит не министр иностранных дел, а глава Офиса президента, и как прямо, так и намеками пытается вернуть Киев к честной игре.
Именно на таком фоне и проходила подготовка к встрече Зеленского и Байдена, запланированной на 1 сентября. О чем будут говорить президенты Украины и США и чего можно ожидать от саммита — в материале hromadske.
Долгожданный визит
О намерениях встретиться с Байденом Зеленский открыто заявлял еще в июне — когда стало известно о подготовке саммита США-Россия: президент Украины хотел увидеть американского визави раньше Путина. Не получилось. И, как утверждали источники издания Axios, это произошло из-за увольнения главы правления «Нафтогаза» Андрея Коболева. Это решение позже публично раскритиковал госсекретарь США Энтони Блинкен.
Впрочем, в июне Зеленский и Байден провели телефонный разговор, во время которого договорились о визите. Но если Белый дом говорил, что он произойдет «этим летом», Офис президента уверенно заявлял о «середине июля», которая потом сдвинулась на «начало августа», потом — на конец лета, и в конце концов — на начало осени. К тому же Банковой пришлось оправдываться за самовольное упоминание, что во время этого телефонного разговора Байден поддержал предоставление Украине План действий по членству в НАТОПДЧ.
А в середине августа источники «Зеркала недели» сообщили о планах Зеленского устроить четырехдневный визит в США, во время которого предусмотрены встречи с Илоном Маском и Тимом Куком, лекция о Бабьем Яре в Стэнфорде и встреча с американским бизнесом в Чикаго. Однако всему этому, учитывая заявление главы МИД Дмитрия Кулебы, не суждено было сбыться: в программе (пока еще не обнародованной) речь идет только о визите в Калифорнию и Вашингтон.
Изменение даты визита вызвало критику: мол, конец лета — мертвый сезон, когда конгрессмены и конгрессвумен в отпусках, поэтому много встреч не запланируешь.
«С внешнеполитической точки зрения это определенное свидетельство того, что Украина для администрации Байдена — тема не первоочередная, особенно на фоне Афганистана и “Северного потока-2”», — отметил в разговоре с hromadske Александр Краев, эксперт Совета внешней политики «Украинская призма».
По его мнению, перенося визит Зеленского в США, администрация Байдена имела целью максимально сосредоточить повестку дня на себе.
«В следующем году в США будут промежуточные выборы в Конгресс. И сейчас обозреватели ставят на то, что республиканцы выйдут условными победителями этих выборов, а демократы потеряют свое большинство в обеих палатах Конгресса. Фактически это закроет законодательное окно возможностей для Байдена как во внутренней, так и во внешней политике», — добавляет Краев.
Более скептически критику даты визита воспринимает Владимир Дубовик, директор Центра международных исследований Одесского национального университета имени Мечникова. «Я не понимаю определение “мертвый сезон”. Президент будет? Будет, как и другие члены администрации. А с другими политиками Зеленский может встретиться когда-нибудь еще», — объясняет эксперт в комментарии hromadske.
Дубовик напоминает: Украина имеет поддержку обеих ведущих американских партий, а также исполнительной и законодательной ветвей власти. А на фоне критики отдельными сенаторами действий администрации Байдена в отношении «Северного потока-2» организация отдельных встреч была бы даже неуместной.
Ничего личного
Важным штрихом на фоне визита Зеленского в США является и личное отношение Байдена к Украине. Во время своего вице-президентства он фактически курировал украинское направление внешней политики Штатов, и не скрывал, что хочет, чтобы Украина стала «историей успеха» в реформах и борьбе с коррупцией.
Однако на все это легли две темных пятна: участие сына Байдена, Хантера, в деятельности украинской газодобывающей компании Burisma, а также давление Байдена-вице-президента на украинскую власть (речь идет о разблокировании миллиарда долларов помощи в обмен на увольнение генпрокурора Виктора Шокина, который, по мнению Вашингтона, блокировал антикоррупционные расследования).
Эти два факта стали поводом для обвинения Байдена в коррупции его политическими оппонентами, прежде всего Дональдом Трампом и его окружением. А значит — и поводом для сбора компромата на демократа, в чем не последнюю роль играло и окружение Зеленского.
«В то же время не стоит забывать, что Байден — политик прагматичный, поэтому выкладывать личные вопросы на стол переговоров для него — непрактично и невыгодно. Пожалуй, это козырь в рукаве Байдена, который тот может применить уже на личном уровне общения, если ситуация пойдет не по американскому сценарию. Но это не вписывается в его стратегию», — убежден Александр Краев.
С этим соглашается и Владимир Дубовик.
«В Украине по этому вопросу нет консенсуса: есть эксперты, которые говорят, что ситуация с Burisma является токсичной в отношениях Украины и США при Байдене. Но я склоняюсь к мысли, что после избрания президентом Байден перевернул страницу и не упоминает о Burisma и своем сыне, Хантере Байдене в контексте украинско-американских отношений», — утверждает эксперт.
Программа минимум
Чуть больше понимания о содержательном наполнении встречи Зеленского и Байдена дал подготовительный визит в США министра иностранных дел Дмитрия Кулебы и главы ОП Андрея Ермака в начале августа. Неожиданных тем там нет: война на Донбассе, деоккупация Крыма, расширение стратегического партнерства, прогресс в реформах, энергетическая безопасность.
Дискуссия без достижения прорывных договоренностей — тоже результат, по мнению Александра Краева. Но это не значит, что Украина не может претендовать на большее. Если пожелает.
«Программа максимум будет реализовываться, если Украина сможет привезти с собой определенные стратегии, то есть видение проведения реформ, которых от нас требуют Штаты: антикоррупционного сектора, судебной системы, Службы безопасности, государственного и корпоративного управления и борьбы с олигархами. Потому что результаты в этих сферах у нас, мягко говоря, не очень», — напоминает эксперт.
Краев добавляет, что эти стратегии можно будет связать с важными для Украины вопросами — например предоставлением Плана действий по членству в НАТО или дальнейшего военно-политического сближения с американцами.
Владимир Дубовик также не ожидает прорывных результатов от встречи Зеленского и Байдена. «Но для двусторонних отношений такая встреча — неплохая вещь: сверить часы, поговорить один на один, показать, что у нас работает стратегическое партнерство — это не повредит. Наверное, будет подписан ряд соглашений, которые традиционно готовятся к встречам такого уровня. Тогда визит будет успешным», — объясняет он.
По словам эксперта, Украина могла бы ориентироваться на наполнение конкретикой соглашения об оборонном сотрудничестве или об углублении стратегического партнерства. Но это в лучшем случае: «Намерений подписывать принципиально новое соглашение о сотрудничестве у этой администрации нет. Нынешний формат абсолютно их устраивает. Но Зеленский хочет показать, что он привезет что-то новое и конкретное из Вашингтона. Посмотрим».
Впрочем, и Краев, и Дубовик сходятся на том, что ожидать прогресса в вопросе «Северного потока-2» — одном из самых болезненных сейчас в отношениях Украины и США — не стоит. Киеву придется ориентироваться на соглашение между Германией и США о гарантиях транзита даже после достройки газопровода.
«Вероятно, публично стороны скажут, что битва еще не проиграна, что они осознают роль “Северного потока-2” как геополитического оружия РФ и тому подобное. Но важно, чтобы Вашингтон высказал свое видение ситуации, даже если это будет отрицательное для Украины видение. Мы тогда будем понимать, чего ожидать. Так как сейчас коммуникация по “Северному потоку-2” у нас на 50% состоит из слепой надежды, что все будет хорошо, и на 50% — из того, что Украина и США могут что-то с этим сделать», — говорит Александр Краев.
Владимир Дубовик, в свою очередь, предостерегает Зеленского от ультиматумов и резких высказываний относительно действий США:
«У Америки есть разные приоритеты и интересы. Один из них — поддержка Украины, другой — налаживание отношений с Европой. Они пытались из этой дилеммы как-то выйти. Публично они заявляют о противодействии “Северному потоку-2” и принимают соответствующие меры, но при этом не ввели санкции против компании-оператора и ее руководителя, чтобы сбалансировать отношения с Германией».
* * *
Несмотря на некоторые проблемы в отношениях Украины и США (от ситуации с «Нафтогазом» до «Северного потока-2») опрошенные hromadske эксперты единодушно говорят, что фон для встречи Зеленского и Байдена не является неблагоприятным. Главное — чтобы он не стал самоцелью.
«Если Зеленский приедет и поговорит с Байденом — это уже будет удачный визит. Потому что это уже стало идеей-фикс внешней политики этой администрации, и он это наконец получит», — заключает Владимир Дубовик.