Уволить главу Минздрава Супрун: когда оппоненты не могут, а союзники не хотят

15 февраля Окружной административный суд Киева должен рассмотреть иск народного депутата от Радикальной партии Игоря Мосийчука. Он убежден, что Ульяне Супрун не хватает компетенции, чтобы возглавлять Министерство здравоохранения.

Федор Прокопчук

15 февраля Окружной административный суд Киева должен рассмотреть иск народного депутата от Радикальной партии Игоря Мосийчука. Он убежден, что Ульяне Супрун не хватает компетенции, чтобы возглавлять Министерство здравоохранения. Кроме этого, по мнению депутата, Супрун занимает должность незаконно, ведь исполняющей обязанности нельзя быть более одного месяца. А еще она до сих пор является гражданкой США, что тоже не соответствуетукраинскомузаконодательству.

Поэтому Мосийчук попросил суд запретить Супрун исполнять обязанности министра. Окружной админсуд Киева так исделал.

Запрет будет действовать до 15 февраля, пока суд не начнет рассматривать дело. Пока Супрун, как объяснили в суде, исполняет обязанноститолько замминистра. Правительство уже обратилосьв суд с просьбой отменить запрет.

Громадское напоминает, кто и каким образом добивался отставки Ульяны Супрун, и объясняет, почему не хватает голосов дляназначенияее полноценным министром.

Война с комитетом

Крупнейшими противниками нынешнегоруководителяМинистерства здравоохранения являются большинство членов профильного парламентского комитета. Только в этом году они дважды выражали недоверие Ульяне Супрун, однако дальше политических заявлений дело не пошло. Парламент никак не может уволить исполняющегообязанности министра, потому что не назначал ее на должность. Это сделало правительство еще в июле 2016 года, и с тех пор Супрунработает в статусе и.о.

Громадское уже рассказывало о последнем решении комитета и проверяло, насколько оно обосновано. Члены комитета обвинили Ульяну Супрун в высокой смертности населения, массовом выезде медиков за границу, задержке с реформой первоначального звена медицины.

Особенно интересны заявления о том, что Министерство провалило программу вакцинации населения. Ведь в наличии есть все вакцины для проведения календарных прививок, а также с определенным запасом на случай интенсивной вакцинации. К тому же, Минздравведет активную информационную кампанию о пользе вакцинации.

Глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец (в центре) и еезаместитель Олег Мусий (слева) во время заседания Верховной Рады, Киев, 10 мая 2016 года. Фото: Косарев Александр/УНИАН

Фактор Счетной палаты

Еще одна линия конфликта —проверки Министерства Счетной палаты. Полгода назад и члены парламентского комитета, и народные депутаты от оппозиционных фракций требовали отправить в отставку заместителя министра здравоохранения Александра Линчевского. А вместе с ним —и его руководителяУльяну Супрун. Причина —отчет Счетной палаты, которая проверяла, как были использованы деньги по программе «Лечение за рубежом», и выступление Александра Линчевского на закрытом заседании.

Главная претензия контролирующего органа —неэффективное расходование средств, ведь каждый четвертый пациент так и не выздоравливает. Именно отвечая на претензии Счетной палаты, Линчевский сделал заявление, из-закоторогопротив него возбудили дисциплинарное производство: «Друзья, коллеги! Это рак. Они все умрут. Они все умрут, без вариантов. И эффективность этой программы —ноль процентов. Те проблемы, то есть те онкологические больные, которые, собственно, нуждаютсяв трансплантации костного мозга, заканчивают смертью. Рано или поздно».

Позже Министерство здравоохранения заявило, что таким образом Линчевский хотел объяснить, что в истории с онкобольными, которые по программе едут лечиться за границу, каждый случай нужно рассматривать отдельно. Потому что показателей эффективности в этих вопросах быть не может: кому-то удастся продлить жизнь на 5 лет, а кто-то не справится с нагрузками на организм и может умереть раньше. Поэтому можно ли считать деньги, заплаченные за лечение такого пациента, потраченными впустую?

Точку в этой истории поставила дисциплинарная комиссия, которая попросила государственных экспертов проанализировать, были ли нарушения в действиях Линчевского. Вывод —нет, не было.

А уже осенью Министерство здравоохранения поставило под сомнение законность аудита Счетной палатыи запланировалопроверку— насколько эффективно Минздравтратилсредства государственного бюджета за 2017-2018 годы.

Игра политиков

Главным критиком Ульяны Супрун является Олег Ляшко, который, как ни парадоксально, голосовал за базовый реформаторский закон—о финансовых гарантиях оказания медицинских услуг. Главная волна критики пришлась именно на июнь, когда возник скандал с Линчевским. Тогда «радикалы» даже приходили на заседание правительства итребовалиотставки руководства Минздрава.

В Министерстве такую ​​активность объясняют скандалом, который возник после того, как НАБУ открыло дело против помощника Олега Ляшко Александра Богачева. Он вроде бы предлагал Ульяне Супрун квартиру в обмен на помощь в закупке дорогостоящего медицинского оборудования для больницы в городе Вишневое, который считаютфактически пригородом столицы.

Сейчас же именно народный депутат от «Радикальной партии» Ляшко Игорь Мосийчук обратился с иском в Окружной административный суд Киева, который запретил Супрун занимать должность исполняющей обязанности министра.

Отставки Супрун добивалась и лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. В начале июня она на согласительном совете руководителей фракций вспомнила скандал с Александром Линчевским, обвинила Минздрав в коррупционныхзакупкахлекарств ииспытании на украинцах экспериментальных лекарств. «Вся страна криком кричит, а здесь—тихое болото», —такой диагноз медицинской реформе поставила Тимошенко.

Главная волна критики работы министра Супрун исходит от «радикалов», а член Радикальной партии Игорь Мосийчук —один из инициаторов постановления об ееотставке (на фото —лидер Радикальной партии Олег Ляшко (справа) и Игорь Мосийчук (слева) с однопартийцами во время заседания Верховной РадыКиев, 22 ноября 2018 года). Фото: Маркив Михаил/POOL/УНИАН

Почему Супрун до сих пор не министр

Ульяна Супрун возглавила министерство первого августа 2016 года, на десятый день после своего назначения заместителем министра. Правда министра на тот момент не было —обязанности после отставки Квиташвили исполнял его заместитель Виктор Шафранский.

И хотя Ульяну Супрун поддерживали и, как видно из последних заявлений, до сих пор поддерживают и президент Петр Порошенко, и премьер-министр Владимир Гройсман, однако ни один из них не приложил особых усилий, чтобы подать ее кандидатуру и найти необходимые голоса для утверждения министром.

Голосов БПП и Народного Фронта при поддержке Самопомощии части внефракционных депутатов должно хватить, на практике 226 голосов можно не насобирать, о чем заявлял вице-премьер-министр Павел Розенко.

ЭкспертЦентра противодействия коррупции Анастасия Красносельская объясняет, почему, несмотря на успехи Ульяны Супрун в реформировании медицины, часть депутатов никогда не проголосует за нее как за министра:

«Среди нардепов достаточно лоббистов фармбизнеса или тех, кто непосредственно зарабатывал на коррумпированных закупках. И эти депутаты не хотят назначатьСупрун министром. Например, до старта международных закупок 2014 года 95% всех денег, потраченных государством на лечение онкобольных, выиграли шесть компаний,из которых четыре относятся к орбитеодного человека —Петра Багрия, которого связывают с нардепом Олегом Мусием», —рассказала экспертГромадскому.

Сам Олег Мусий связь с представителями фармбизнеса отрицает и заявляет, что не будет голосовать за кандидатуру министра, поскольку он оппозиционный депутат и принципиально не голосует ни за одинкадровый вопрос.