В Нафтогазе предложили альтернативу новому контракту о транзите газа с Россией
Нафтогаз готов не заключать новый контракт о транзите российского газа через газотранспортную систему Украины. Газ в украинской компании предлагают поставлять в ЕС на условиях «своп».
Такую позицию озвучил исполнительный директор Нафтогаза Юрий Витренко.
Так Витренко прокомментировал заявление Газпрома, в которой говорилось о «невозможности заключения нового контракта о транзите газа через Украину по европейским правилам».
«В таком случае мы предлагаем Газпрому заключить с Нафтогазом договор не на услуги транспортировки, а на «своп» газа. Газпром будет передавать нам определенный объем газа (определенную энергетическую ценность газа) на границе Украина-РФ, а мы будем передавать точно такой же объем (энергетическую ценность) на границе Украина-ЕС. Передача газа будет подтверждаться смежными операторами (Словакии, Венгрии, Польши, Румынии), то есть они потом будут брать на себя ответственность перед Газпромом за газ, уже находящийся в их системах», — сообщил Витренко.
По словам Витренко, заключение «свопа» соответствует европейским требованиям и практикам. В то же время этот вопрос не требует проведения анбандлинга Нафтогаза (то есть разделения компании и выделения из-под ее подчинения ГТС). Именно непроведение анбандлинга в российском Газпроме считают главной причиной того, что они «не могут заключить новое соглашение о транзите на европейских условиях».
«Могу привести аналогию. Если у вас есть, например, евро в России, а вам нужно чтобы у вас они появились в Германии, то вы можете либо договориться о переводе этих денег из России в Германию, или договориться об услугах перевозки этих евро из России в Германию. В первом случае евро должны быть получены в Германии, и вам должно быть все равно как они там появятся. Во втором случае ваши конкретные деньги физически перевозят в Германию со всеми рисками такой перевозки. Первый случай, перевод денег, это аналог операции «своп». Второй случай, перевозка денег, это заказ услуг транспортировки», — пояснил Витренко.
Накануне в российском правительстве предложили перенести очередной раунд трехсторонних переговоров о транзите газа на сентябрь 2019 года, несмотря на то, что ранее эти переговоры планировали провести сразу после президентских выборов в Украине.
Напомним, украинская сторона на предстоящих переговорах предложит России транспортировать по 60 млрд кубометров газа ежегодно в течение 10 лет.
Накануне в Нафтогазе сообщили, что Россия отказывается вести переговоры о транзите в мае.
Ранее сообщалось, что Евросоюз ожидает возобновления переговоров о транзите газа сразу после выборов президента.
Отметим, что сейчас российский газ в Европу поставляется через газотранспортную систему Украины в рамках контракта, который завершается 31 декабря 2019 года. Новый контракт на транзит Украина и Россия до сих пор не заключили. Услуги транзита российского газа в ЕС ежегодно приносят Украине по $3 млрд.
Россия стремится отказаться от украинского транзита. Для этого там строят газопроводы в обход Украины: «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Введение их в эксплуатацию позволит российскому Газпрому поставлять те же объемы газа в Европу, что и сейчас, не используя украинские газопроводы.
В то же время Газпром столкнулся с трудностями пр строительстве «Северного потока-2», поэтому будущее транзита газа в ЕС остается неопределенным. Для того, чтобы заключить новое соглашение о транзите проводятся трехсторонние переговоры, в которых принимают участие представители Украины, России и Еврокомиссии.
21 января на трехсторонних переговорах между Украиной, Россией и ЕС по транзиту газа, российская сторона сообщила, что готова продлить действующие контракты о транзите после 2019 года.
На трехсторонних переговорах 21 января в Брюсселе Украина получила предложение о возможных объемах и сроках контракта на транзит газа после 2019 года и взяла два месяца на обсуждение предложения.
Накануне переговоров в Нафтогазе сообщили, что готовы снизить сумму исковых требований против Газпрома в Стокгольмский арбитраж с почти $12 млрд до $2 млрд в том случае, если российская сторона согласится заключить новый договор о транзите газа после 2019 года.