В Украине будут разрабатывать вакцину против коронавируса. Кто этим займется и какие шансы, что мы ее увидим

На прошлой неделе стало известно, что директор Института биологии клетки НАНУ (Львов) Андрей Сибирный выиграл грант на 10 млн грн от Национального фонда исследований на разработку вакцины против COVID-19.

Это довольно неожиданная новость, поскольку до сих пор подобные разработки в Украине не велись, а шансы на создание готовой к применению вакцины в нашей стране, по мнению экспертов, стремятся к нулю. Все — из-за научной сложности задачи, объема необходимых инвестиций, отсутствия практического опыта и мощной конкуренции со стороны опытных мировых игроков.

hromadske пообщалось с академиком Андреем Сибирным и выяснило, в чем будет заключаться эта научная работа, а также когда и при каких условиях будущая вакцина может стать доступной для украинцев.

Что же изменилось?

Хорошая новость в том, что впервые в истории нашей страны Национальный фонд исследований на конкурсной основе отобрал научные проекты, которые получат государственное финансирование. Система отбора, когда рецензенты (те, кто оценивает проект) и участники конкурса не знали друг друга, позволила максимально беспристрастно отобрать лучшие и важнейшие проекты.

По словам академика Сибирного, 10 млн грн, которые должна получить его научная группа, — вполне достаточная сумма для выполнения их задачи.

Вакцины бывают разные

Чтобы объяснить, что же именно они хотят сделать, надо вспомнить, как работают вакцины и какими они бывают.

Любая вакцина против любой болезни выполняет одну и ту же задачу — «знакомит» иммунную систему с возбудителем болезни таким образом, чтобы организм не заболел, но выработал иммунитет. Благодаря этому, если опасный вирус или бактерия в будущем попадет в организм, то человек (или животное) не заболеет или заболеет в более легкой форме.

Важно понимать, что наша иммунная система «узнает» не целый вирус или бактерию, а какой-то конкретный, характерный фрагмент одного из белков на поверхности возбудителя. Именно с таким фрагментом и «знакомят» иммунную систему при вакцинации.

Но различные вакцины делают это разными способами. Одни содержат в своем составе ослабленные возбудители болезни, другие — фрагмент ДНК, где «записаны» нужны белки, третьи — РНК с записью тех же белков, а есть и такие, которые содержат собственно белки. У каждого из подходов есть свои преимущества и недостатки, и создаются такие вакцины очень по-разному.

Андрей СибирныйWikipedia

Белковая головоломка 

В Институте биологии клетки собираются создать вакцину, содержащую определенные белки SARS-CoV-2, против которых человеческий организм и выработает иммунитет.

Чтобы получить такой белок, нужно в клетку дрожжей поместить фрагмент ДНК, в котором записана информация о нем, и дрожжи этот белок синтезируют. Это известная технология, и в общих чертах вроде бы все несложно. Но на практике здесь много подводных камней.

Начиная с того, что целый белок может не подойти для создания вакцины. Ведь белок — это большая сложная молекула, и в то время как одни его участки стимулируют выработку иммунитета, другие могут стать причиной осложнений и сделать вакцину опасной. По словам Андрея Сибирного, с подобной проблемой столкнулись исследователи, работавшие над вакциной против первого SARS-CoV.

Поэтому украинские исследователи хотят видоизменить вирусный белок для вакцины таким образом, чтобы опасных участков в нем не было. Это возможно, но никто заранее не знает, будет ли такой белок вызвать достаточную иммунную реакцию. Все это на практике должны сделать и проверить исследователи из Института биологии клетки.

Андрей Сибирный откровенно признается, что никто не может быть уверенным в том, что им это вообще удастся.

Как будут проверять вакцину

Если все пойдет хорошо, то исследователи вакцину получат. Но чтобы понять, действительно ли она работает, ее нужно испытать.

Сначала — на животных. Для этого будут использовать трансгенных мышей, которые уязвимы к SARS-CoV-2 так же, как и люди.

Для начала надо проверить, вызывает ли вакцина иммунный ответ. Даже если так, то нет гарантии, что этот иммунный ответ способен защитить организм от настоящего SARS-CoV-2. Чтобы это проверить, нужно их заразить.

До этого момента для исследований вообще не нужны «живые» вирусы. Но теперь возникает проблема: для работы с опасными вирусами нужны лаборатории с соответствующим уровнем биологической защиты.

В случае с SARS-CoV-2, по словам Андрея Сибирного, нужна лаборатория высокого, четвертого, уровня биологической защиты (BSL-4). В Украине есть всего несколько лабораторий третьего уровня защиты (BSL-3), но точно нет ни одной четвертого уровня. Итак, у нас невозможно провести исследования вакцины на животных (так называемые преклинические исследования).

Но Андрей Сибирный надеется, что в течение следующего года, на который рассчитана его работа, такую лабораторию в Украине могут построить. В то же время зная, как в нашей стране реализуются научные проекты, поверить в то, что это произойдет, очень сложно. К счастью, провести этот этап исследований можно и за рубежом.

Испытания на людях

Предположим, что, так или иначе, этот этап удастся провести и исследователи получат положительный результат. У них будет безопасная вакцина, которая защищает лабораторных животных от коронавирусной инфекции.

Но это не дает никаких гарантий, что ею смогут пользоваться люди. Такую гарантию даст только испытания собственно на людях, или так называемые клинические исследования. Ими занимаются научные учреждения вроде Института биологии клетки. Поэтому на этом моменте его активная роль в создании вакцины заканчивается.

Заказывают клинические исследования фармацевтические компании, а проводят — специализированные организации (clinical research organizations). Будущие лекарства или вакцины проверяют одновременно в разных странах по строгим правилам, и стоит это все очень дорого.

Украинские фармацевтические компании исследований такого уровня не проводят. Поэтому их разработки обычно рассчитаны на внутренний рынок и рынок соседних стран — регуляторные органы США и ЕС не одобрят применение препарата, эффективность и безопасность которого не были доказаны по всем правилам.

Конечно, отдельная страна может провести испытания вакцины от коронавируса по упрощенной процедуре — как это сейчас делают в России. Но такую вакцину не разрешат использовать в других странах, потому что, с большой вероятностью, проблем с ней будет больше, чем без нее. История, к сожалению, подобные примеры знает.

Производство «с нуля»

Но давайте предположим, что очередное чудо случилось, и вакцина, разработанная львовскими исследователями, успешно прошла все этапы полноценного испытания на людях. Это, кстати, означает, что кто-то (фармкомпания или государство) инвестирует в этот процесс около миллиарда долларов, а то и больше.

Теперь, когда вакцина есть, а ее использование одобрил регулятор, ее нужно выпускать в промышленных масштабах. Но для этого надо создать абсолютно новое производство, аналогов которого в Украине нет. У нас, кстати, вообще сегодня не производятся вакцины никаких видов против каких-либо заболеваний (если мы говорим о вакцинах для людей).

Андрей Сибирный говорит, что разработанная в Украине вакцина против SARS-CoV-2 была бы дешевле по сравнению с зарубежными аналогами, которые еще только должны появиться. Но проблема в том, что во всей этой истории от него и его коллег-ученых зависит очень немногое. И даже если свою работу они сделают на «отлично», само по себе это не означает, что у нас с вами будет украинская вакцина.

Значит ли это, что такие исследования являются ненужными? Однозначно нет. По меньшей мере, они помогут получить новые знания о том, как работают вирусы, как работает наш организм и как можно влиять на его работу. А эти знания могут найти свое применение даже там, где мы пока не предполагаем.

Ведь SARS-CoV-2 — первый и, к сожалению, не последний коронавирус, с которым нам придется столкнуться. И было бы очень хорошо понимать его «потомков» как нельзя лучше.