«Воры в законе», чеченцы и «неизвестные патриоты». Детали нового дела против экс-депутата Максима Микитася
В предновогоднюю ночь 31 декабря суд отправил под стражу бывшего народного депутата и владельца строительной корпорации «Укрбуд» Максима Микитася. Его подозревают в том, что он заказал похищение своего бывшего юриста и требовал у него $800 тысяч. Микитась обвинения отрицает и называет дело сфабрикованным под давлением Офиса президента. А именно — своего бывшего коллеги по «Укрбуду» Олега Татарова, который сейчас занимает должность заместителя руководителя ОП и против которого Микитась давал показания по другому делу, которое расследуется НАБУ. В полиции говорят, что дела не связаны.
Детали о новом деле и вероятных «сообщниках» экс-депутата — в нашем материале.
Расписка на $800 тысяч
«Вы меня посадили в тюрьму, теперь я буду требовать с вас деньги», — якобы сказал по телефону Максим Микитась своему бывшему юристу Олегу Мирошниченко.
8 декабря последнего похитили четыре человека. Они держали Мирошниченко в его же машине, и именно тогда, по данным следствия, позвонили Микитасю. После этого похитители заставили Мирошниченко написать долговую расписку на $800 тысяч.
«Не рыпайся, у нас длинные ножи, мы тебя зарежем», — якобы говорили они юристу.
О каких деньгах идет речь и существовал на самом деле долг, пока неизвестно. Некоторые СМИ сообщали, что Микитась якобы дал Мирошниченко взятку в $800 тысяч, чтобы тот организовал нужное решение в суде, но адвокат вопрос не решил. Однако во время судебного заседания, когда Микитасю выбирали меру пресечения, об этом не вспоминали.
По словам самого потерпевшего, он работает юристом в адвокатской компании «Кириченко».
«Я всегда относился к нему по-человечески, по-дружески. И кроме юридических вопросов, которые были связаны с его просьбами о восстановлении права собственности, мы больше ничего не делали », — рассказал во время допроса Мирошниченко, отмечая, что ни когда денег у Микитася не брал.
Однако на том же допросе он рассказал, что считает заказчик похищения — именно Микитась, а из похитителей знаком только с одним, по имени Руслан. Лично связаться с Мирошниченко пока нам не удалось.
«Для чего это нужно Микитасю? Да у него таких расписок бестолковых — вагон и маленькая тележка. Расписки имеют смысл, а он это знает, поскольку является предпринимателем с большим стажем, когда есть имущество, на которое можно наложить арест и в судебном порядке взыскать определенные денежные средства. От Мирошниченко получить это было невозможно, и поэтому эта расписка не имела для Микитася никакого значения », — говорил в суде адвокат Артур Габриелян, демонстрируя кипу бумаг.
Сам Микитась заявил, что не пользовался услугами Мирошниченко.
«Я не знаю, почему он такое говорит, это его личное дело. Никаких соглашений у меня с этим Мирошниченко не было», — сказал нам Микитась.
Похищение
По данным следствия, Микитась в начале декабря обратился к чеченцу, уроженцу Казахстана Нажмудину Газиеву и попросил его выбить долг из своего бывшего юриста. Нажмудин, который сейчас находится под стражей по подозрению в убийстве, якобы связал Микитася со своим братом, Али Газиевым и другими членами ОПГ, которую он якобы и возглавлял.
7 декабря, как утверждает следствие, в кафе Petit встретились Али Газиев, Юрий Опанасенко, Сергей Чернов, а также неустановленный пока мужчина по имени Руслан «Русик», и созвонились с Нажмудином. Тот объяснил суть задачи и сказал, что за это они получат половину средств — $400 тысяч.
«Работайте, как хотите. Если заберете бабки — мне все равно. Режьте его», — так, по словам прокуроров, сказал Нажмудин Газиев.
«7 декабря мне позвонил знакомый по имени Руслан. Мы познакомились, когда я был помощником депутата Сергея Мельничука (батальон «Айдар»), а Руслан воевал в грузинском батальоне. Тогда он просил помочь его грузинским землякам получить украинское гражданство», — рассказал Мирошниченко.
Руслан сказал, что один его знакомый хочет, чтобы Мирошниченко вернул назад долг в $50 тысяч.
«На что я ответил, что ни у кого не брал в долг, а тем более, как там говорили — на игры в казино. Но если он так просит — могу встретиться и объяснить все», — сказал Олег Мирошниченко.
По данным следствия, во время встречи Али Газиев, Юрий Опанасенко, Сергей Чернов и Алви Вутсаев силой завладели автомобилем Мирошниченко, били его по голове, перетащили на заднее сиденье, в дороге требовали написать расписку на имя Микитася. В конце концов Мирошниченко попросился в туалет, вырвался и убежал. Тогда же на помощь ему пришла полиция, которая уже имела ориентировку на автомобиль, поскольку у похищения были свидетели.
Транснациональная ОПГ
По данным следствия, кроме задержанных Сергея Чернова, Юрия Опанасенко, Алви Вутсаева, Али Газиева, в ОПГ входили еще как минимум двенадцать человек. Четверо из них принудительно выдворили из Украины из-за нарушения миграционного законодательства, двоих объявили в розыск. Нажмудину Газиеву, который находится под стражей по подозрению в убийстве, добавили статью о создании преступной группы.
Руслана, который договаривался с Мирошниченко о встрече, среди задержанных пока нет.
Несколько лет назад в молдавском суде Нажмудин Газиев заявлял, что в 2012 году именно украинец «Руслан» помог ему получить поддельный паспорт гражданина Молдовы на имя Василия Богданова.
«Он (Руслан, — ред.) предложил мне сделать молдавские документы, чтобы я мог свободно передвигаться. Я дал ему $10 тысяч, потом еще 2500 евро. Он позвонил и сказал приехать в Молдову, забрать документы. Мы встретились с Русланом в Кишиневе, пошли в паспортный отдел. Формы были заполнены, я только подписал их», — свидетельствовал в суде Газиев.
Как отмечали в расследовании молдавские СМИ, Газиев имел поддельные паспорта на несколько имен: гражданина Казахстана Нажмудина Газиева, гражданина Молдовы Василия Богданова и россиянина Аслана Исаакова.
Соорганизатором банды был, по данным следствия, Равиль Галиев «Мага», которого тоже задержали.
Также, по нашей информации, среди задержанных — киевлянин Дмитрий Пономаренко «Дитрих». Про него мы рассказывали в нашем материале о бывшем бойце батальона «Айдар» Александре Корниевском «Кулибине», у которого проводили обыски по делу убийства журналиста Павла Шеремета и который является обвиняемым по делу о незаконном обороте оружия. Корниевский — мастер по изготовлению оружия и взрывчатки, в свое время он сотрудничал с заводом «Шмайсер» и Борисом Германом, осужденным за организацию покушения на журналиста Аркадия Бабченко.
Герман в свое время называл Пономаренко своим куратором из СБУ. Сам же Пономаренко объяснял, что работал с Германом для документирования его незаконной деятельности в сфере оборота оружия и заказных убийств. И утверждал, что имеет связь с правоохранителями. В то же время в СБУ нам эту информацию не подтвердили.
Также среди задержанных, как нам сообщили источники в правоохранительных органах — Хизир Мусаев, Мансур Умаров, Ильяс Дажикаев.
В материалах дела также упоминается Юлия Михайлова и ее гражданский муж Борис,контактировавшие с задержанными. Однако детальной информации о них пока правоохранители не разглашают.
По данным следствия, члены группировки зарабатывали тем, что похищали людей и требовали с них несуществующие долги. Они базировались в Киеве и Одессе, однако работали и в других регионах. Суммы, которые они требовали, как утверждают правоохранители, колебались от 20 тыс. грн до $800 тыс.
У задержанных изъяли оружие, патроны, ножи, черновые записи, расписки, печати, флэш-накопители, деньги, автомобили и другие вещи, которые, по версии следствия, подтверждают их преступную деятельность.
Воры в законе
Руководили группировкой, по данным следствия, двое «воров в законе», которые сейчас находятся на территории России.
По нашей информации — это Азиз Батукаев «Азиз» и Гилани Алиев «Гилани Седой».
В 2006 году Батукаева в Кыргызстане приговорили к 16 годам и 8 месяцам с конфискацией имущества за убийство, незаконный оборот и изготовление оружия, организацию массовых беспорядков. Срок его заключения должен был истечь в 2021 году, однако в 2013 его освободили досрочно, якобы из-за тяжелой болезни. Его отправили в Бишкек, откуда он сразу вылетел в Грозный — столицу Чечни.
Впоследствии правоохранители Кыргызстана возбудили дело в отношении незаконного освобождения «вора в законе» с помощью подделки медицинских документов. В деле фигурировали 19 человек, среди которых и бывший президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Последнего приговорили к 11 годам, но впоследствии Верховный суд отменил приговор и направил дело на повторное рассмотрение. Сам же Атамбаев утверждал, что Батукаева освободили, чтобы экстрадировать из РФ в Кыргызстан экс-начальника Службы государственной безопасности Жаныша Бакиева.
В то же время в СМИ неоднократно упоминалось и о роли в освобождении Батукаева депутата Госдумы РФ и «правой руки» Рамзана Кадырова Адама Делимханова, который якобы для этого приезжал в Кыргызстан лично.
Гилани Алиев, по данным Кавказ.Реалии, ранее входил в клан Аслана Усояна («Дед Хасан»). Ему пророчили неплохие перспективы в криминальном мире, но дальнейшей «карьере» якобы помешали частые аресты. В последнее время Гилани присоединился к чеченским «ворам в законе» Азизу Батукаеву и Исламу Эдильгирееву (Ислам Большой).
Добровольное признание или агентурная работа?
Как говорят правоохранители, единственный из задержанных, кто сейчас сотрудничает со следствием — Сергей Чернов. Адвокаты Микитася в суде заявляли, что он, по их мнению, является агентом полиции.
«Он всех подстрекал, фальсифицировал переписку, у него в телефоне нашли контакты с лицом, подписанным “Дима СБУ”, сейчас он почему-то решил все рассказать следствию. И вообще, создать такую транснациональную ОПГ, в которой несколько десятков человек, без своего агента невозможно», — считает адвокат Микитася Артур Габриелян.
По словам адвокатов, одно из ключевых доказательств, которое на это указывает — переписка Сергея Чернова якобы с самим собой, а по версии полиции — с Микитасем. В этой переписке речь идет о похищении человека, которое, по версии следствия, заказал бывший депутат.
По версии защиты, Чернов переписывался с самим собой с двух разных телефонов, а потом сменил имя одного из абонентов на «Микитась Максим». После этого он прислал соучастникам скриншоты с измененным именем как задание от Микитася.
Полиция изъяла у Чернова два телефона, на которых сохранились упомянутые переписки. В мессенджерах абоненты были подписаны друг у друга как «Яя» и «Серега Оч. Важный».
Правоохранители предположение адвоката отрицают. А в соответствии с нашим анализом, не исключено, что «Дима СБУ» — это и есть тот самый задержанный Дмитрий Пономаренко «Дитрих».
Сам Чернов во время допроса объяснял, что официально не трудоустроен, а зарабатывает на жизнь перепродажей автомобилей.
Столкновения у офиса «Укрбуда»
22 декабря, накануне вручения подозрения Максиму Микитасю, в центре Киева группа молодых людей в черном и в балаклавах якобы пыталась проникнуть в бывший офис «Укрбуда» — здание по адресу улица Пушкинская, 27. В результате пострадали сотрудники полиции.
«Конфликт возник из-за права собственности на помещение. Группа с применением физической силы и пиротехнических средств пыталась зайти и захватить его», — отметили в полиции.
По нашей информации, среди задержанных во время этого конфликта были люди Сергея Лещенко «Лешего» — владельца охранной фирмы «Варта-1». Его людей мы также заметили во время выборов в Верховную Раду в округе Кононенко-Дубинского в Обухове и в группе поддержки Петра Порошенко во время его допроса в ГБР. Также людей «Лешего» мы фиксировали на охране застройки Протасова Яра, куда они пришли после вытеснения охранной фирмы «Фокстрот-13», которую связывали с белорусом, бывшим «Азовцем» и членом «Нацкорпуса» Сергеем Коротких «Боцманом», хотя он это отрицает.
Самого «Лешего» летом 2019 года задерживали за перестрелку с представителями «Муниципальной охраны» в Голосеевском парке. Тогда суд взял под стражу «Лешего» и члена его группы чеченца Акбара Магниева, но впоследствии они вышли под залог.
О том, что касается столкновений возле офиса «Укрбуда», сам «Леший» нам в комментарии отметил, что, якобы согласно договору, двое его людей охраняли здание «Укрбуда». Но с кем именно был заключен договор — он не уточнил.
«Но приехали полицейские и под предлогом обысков захватили здание», — сказал Лещенко.
Как нам удалось выяснить из судебного решения, на территории дежурили представители охранной фирмы «Основа», руководителем которой ранее был Дмитрий Никитин, о котором мы рассказывали ранее и который, по нашим данным, сотрудничал с «Лешим». Его мы видели на выборах в Обухове и в Протасовом Яру.
Сейчас в реестре указан другой руководитель — Николай Костенко. Однако там остались контактные данные Никитина, который нам в комментарии отметил, что не имеет отношения к охранной деятельности уже более года и не знает, что произошло 22 декабря.
Лещенко отметил, что с «Основой» он не работает больше года, и она приехала противостоять им. Стоит отметить, что в тот же день, согласно решению суда, в здании полиция все-таки провела обыски.
Сейчас в здании до сих пор находятся охранники без опознавательных знаков. Но «Леший» уверяет — это не его люди, а с Микитасем он сейчас не сотрудничает.
Максим Микитась заявлял, что не имеет отношения к столкновениям, а на месте работали две группы рейдеров.
«Как одна сторона имеет поддельные документы и юридические претензии, так и вторая, физически незаконно контролировала здание последние месяцы пока я был в СИЗО. Но обе не имеют права там находиться! Зная, что я вышел из СИЗО, оба лагеря занервничали и хотят быстро продать здание, пока я не выдвинул законные требования. Пусть не тратят силы на разборки, здание не продадут ни те, ни другие. Никто у них не купит то, что им не принадлежит. Время уже это понять и принять», — комментировал столкновения 22 декабря Микитась.
Информацию о двух группах также озвучивал и адвокат Микитася, подчеркивая, что «с другой стороны были люди, близкие к Олегу Майбороде (директору “Укрбуда”, — ред.)».
Полиция возбудила уголовное дело по факту хулиганских действий и задержала шесть человек из группы «Лешего».
Борьба за здание продолжается и в судебном порядке.
Из выписки о правах на недвижимое имущество и решения суда нам удалось кое-что выяснить.
В свое время владельцем здания было ООО «Региональные ресурсы», связанное с Максимом Микитасем. Между ним и «Укрбуд Девелопмент» был заключен договор ипотеки, условия которого неизвестны. Но кроме того был кредитный договор от 2014 года на 74 млн грн. Эти деньги занимала компания «АН Траектория» у «Терра банка». После этого кредитор изменился на компанию «Арагон», а впоследствии — на «Виртуоз». По договору кредитования был поручитель, но кто именно — из документов неизвестно. Долг должны были вернуть до 31 декабря 2020 года. В то же время, в сентябре 2020 года собственником помещения на Пушкинской, 27 стало ООО «Килментон».
По версии адвоката Максима Микитась Артура Габриэляна, в феврале 2020 года представители «Укрбуда», в частности Олег Майборода, якобы подделали подпись руководителя ООО «Региональные ресурсы» и таким образом незаконно завладели корпоративными правами общества. После этого якобы уже новый владелец общества заключил договор ипотеки с ООО «Укрбуд Девелопмент» и зарегистрировал за ними право собственности на офисное помещение по адресу Пушкинская, 27, утверждает Габриелян.
Сторона Микитася, по их словам, подала жалобу в полицию и Министерство юстиции, чтобы последние отменили соответствующие действия регистраторов. Однако в реестр прав на недвижимое имущество изменения внесены не были якобы из-за определенных обременений, говорит адвокат. В сентябре прошлого года офисное помещение на Пушкинской было продано ООО «Килментон». «Таким образом, офисное помещение выбыло из собственности Общества помимо воли собственника, вопреки приказу Министерства юстиции Украины и вопреки многочисленным обременениям и запретам на совершение регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, которые содержались в соответствующих государственных реестрах», — объясняет адвокат Микитася Артур Габриелян.
В настоящее же время «Укрбуд» через суд пытается отменить все предыдущие регистрации. Чем мотивированы такие действия — неизвестно. Олег Майборода на наши вопросы не ответил.
«Неизвестные патриоты»
Во время судебного заседания по делу Микитася к суду пришли около сотни молодых людей. Они требовали «справедливого правосудия» и «ареста Олега Татарова». Также митингующие выкрикивали: «Татаров — мышь Портнова». Объясняли они это тем, что Микитася судят, а его бывшего коллегу Татарова отпускают, и это неправильно. Сам Микитась отметил, что это не его люди, а те, кто пришел выразить свою позицию.
Один из организаторов митинга — Евгений Строкань. Согласно информации в соцсетях, он бывший боец «Айдара», сейчас является главой организации «Неизвестный патриот». Активно поддерживает акции «Движения сопротивления капитуляции», а также националистических организаций С-14 и «Традиция и порядок».
Последнюю организацию связывают с Сергеем Коротких «Боцманом», о котором мы упоминали ранее. Коротких активно поддерживает акции «ТиП», хотя последние его влияние отрицают, отмечая, что с ним отношения точно такие же, как и с другими националистами.
Также Евгений Строкань вместе с другими националистами был замечен под стенами Генеральной прокуратуры в сентябре 2018 года, когда Украина выдала РФ чеченца Тимура Тумгоева, заявив, что не располагает информацией о его участии в войне на Донбассе. Активисты тогда устроили столкновения под стенами ведомства, требовали отставки Юрия Луценко.
После этого полиция пришла в офис праворадикалов и нашла там портрет Гитлера и свастику на стенах. Сами националисты отметили, что такого там раньше не было, и это им подбросили полицейские, чтобы скомпрометировать ветеранское движение.
Кроме этого, согласно реестру юридических лиц, Строкань является руководителем охранной структуры ООО «Частная служба безопасности и охраны».
Давление на обличителя?
Микитась заявляет, что дело о похищении сфабриковано под давлением Офиса президента, в частности Олега Татарова. В начале декабря Микитась пошел на сделку со следствием по делу о квартирах Нацгвардии, в котором фигурирует и Татаров, и был освобожден из-под стражи.
«Это дело полностью сфабриковано для того, чтобы меня закрыть в СИЗО и оказывать давление по другим делам. Должен быть справедливый суд, а не судилище», — сказал Микитась.
После объявления о подозрения Микитасю по делу юриста в НАБУ, которое расследовало дело о квартирах Нацгвардии, были обеспокоены тем, что это может быть давлением на их информатора и угрозой его безопасности.
«Эти события вызывают беспокойство относительно возможности использования мер уголовно-правового характера для блокировки расследований НАБУ и незаконного давления на обличителя с целью содействия уличенным им лицам в уклонении от ответственности», — отметили в бюро.
Татаров свою причастность к новому делу отрицает и отмечает, что «речь идет об общеуголовном преступлении, и не об одном».
В полиции уверяют — объявления подозрения Микитасю не имеет ничего общего с расследованием других дел, в которых он фигурирует. А доказательства в этом уголовном производстве — надлежащие, допустимые и оцененные прокурором.