«Я этот #@& прятал»: кто такой Владимир Цемах и какова его роль в деле МН17

Фигуранта по делу катастрофы малайзийского Boeing рейса MH17 на Донбассе Владимира Цемаха 5 сентября освободили из-под стражи под личное обязательство. Бывшего командира ПВО боевиков украинские спецслужбы задержали в городе Снежное в конце июня и выдвинули стандартное для боевиков обвинение — «участие в террористической организации», статья 258-3 Уголовного кодекса. В Bellingcat ожидали, что арест окажет существенное влияние на расследование объединенной следственной группы JIT катастрофы МН17, потому что именно Цемах, якобы, помог скрыть ракетную установку «Бук» и часть ее экипажа 17 июля 2014 года — об этом он заявлял в 2015-м.

Когда 30 августа 2019-го начали говорить о возможном обмене пленными между Российской Федерацией и Украиной, возникли опасения, что Украина может выдать России «ключевого свидетеля» по делу о MH17. И будто бы именно из-за Цемаха обмен не состоялся. В частности об этом заявил заместитель главы Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умеров. Правоохранители Нидерландов тогда сообщили о желании допросить Цемаха, а евродепутаты призвали Зеленского не отдавать его России. Теперь же «важная часть обменного фонда» Владимир Цемах, вероятно, вернется на неподконтрольную Украине территорию по месту регистрации.

Hromadske публикует материал расследователей Bellingcat о том, кто такой Цемах и почему его арест был таким важным для расследования крушения МН17.

Похищение и арест

Владимира Цемаха похитили 27 июня 2019 года из его родного города Снежное украинские агенты, которые «вырубили» и вывезли его с неподконтрольной территории по поддельным документам, замаскировали его под парализованного старика в инвалидной коляске. «Новая газета» рассказала, что арестовать Цемаха было легко, поскольку на момент задержания и похищения он был пьян (его жена также публично заявила, что у Цемаха проблемы с алкоголем).

Два дня спустя киевский суд начал уголовное дело против Цемаха. Его подозревают в совершении преступления по ст. 258-3 ч. 1 Уголовного кодекса Украины (создание террористической группы или террористической организации). Это стандартное обвинение, которое украинская власть выдвигает в отношении сепаратистов. Это также подтвердили его адвокат и дочь. Впрочем, поскольку Цемах, как сообщается и как заявляет он сам, летом 2014 года был командиром подразделения противовоздушной обороны в Снежном, а также учитывая, что украинские спецслужбы рискнули провести сложную операцию в тылу врага, большинство наблюдателей, конечно, связали его арест с МН17.

Слева: Цемах на Саур-Могиле южнее Снежного, 27 мая 2018 года; справа: одна из фотографий Цемаха, которые появились в сети, сделанные после его арестаиз расследования Bellingcat

2 июня Евгений Тинянский, представитель самопровозглашенной «Донецкой народной республики» («ДНР») опубликовал новую информацию об аресте, в частности первое сделанное после ареста фото Цемаха (которое прислал его жене украинский адвокат). На нем видно рану на лбу. Тинянский также опубликовал копию военного удостоверения Цемаха, которое было выдано в начале 2015 года, где указано, что на 23 октября 2014 года Цемах возглавлял противовоздушную оборону воинской части 08801 (также известную как «первая Славянская бригада») и носил звание подполковника. Он добавил, что до этого Цемах не служил в ПВО, но был комендантом Снежного, возглавляя небольшой отряд.

Тинянский думал, что Украина ошибочно связала его с МН17. Дочь Цемаха также отрицала то, что до конца 2014 года ее отец командовал ПВО. По ее словам, на момент крушения МН17 он был обычным бойцом и стоял на блокпосту.

Фотография военного удостоверения Цемаха, опубликованная представителем самопровозглашенной «ДНР» Евгением Тинянскимиз расследования Bellingcat

Однако, если не принимать во внимание этот документ, можно найти в открытых источниках много доказательств того, что на момент крушения МН17 (в любом случае до 23 октября 2014 года) Цемах уже командовал отрядом ПВО. Например, на странице Цемаха в «Одноклассниках» заметно, что по крайней мере 24 августа 2014 года он уже служил в ПВО, поскольку на фото с этой датой он зафиксирован на зенитной установке ЗУ-23, установленной на грузовике. Более того, на одном из фото на машине написано «ПВО ЗРВ [зенитно-ракетные войска] Снежное».

Кроме того, 5 июля 2019 года, вскоре после ареста Цемаха, бывший «министр обороны ДНР» Игорь Гиркин (также известный как Игорь Стрелков) опроверг аргумент Тинянского в защиту Цемаха. Комментируя арест Цемаха на своей странице в ВК, Гиркин заявил, что «Борисыч» (позывной Цемаха, который происходит от его отчества) действительно командовал ПВО в Снежном в июле-августе 2014 года. Гиркин также отметил, что до этого Цемах отличился как командир мобильных расчетов ЗУ-23 в в Семеновке — село под Краматорском, которое было одним из мест боев за Славянск.

В своей заметке Стрелков вновь отрицает причастность каких-либо сепаратистов, в частности Цемаха, к крушению МН17. Он дипломатично заявляет, что у «Борисыча» не было средств, способных сбить «Боинг». Ранее Гиркин неоднократно заявлял, что сепаратисты не сбивали МН17. При этом он воздерживается от обвинения украинской стороны в том, что она сбила «Боинг», что заставляет многих предполагать, что он косвенно намекает на ответственность российских военных.

Пост Гиркина (Стрелкова) в сети ВК от 5 июля 2019 годаиз расследования Bellingcat

То, что Цемах командовал ПВО 1-й Славянской бригады, также соответствует версии Гиркина, так как это формирование состояло из отрядов, которыми непосредственно командовал Гиркин во время боев за Славянск.

После того, как 5 июля 2014 года сепаратисты покинули Славянск, эти отряды были направлены в Донецк и прифронтовые населенные пункты Моспино, Иловайск, Шахтерск, Торез и Снежное. Впоследствии, уже после отставки Стрелкова с поста «министра обороны ДНР» 14 августа 2014 г, они были переформированы в «1-ю Славянскую бригаду».

5 июля 2019 года украинский новостной сайт The Babel сообщил, ссылаясь на представителей украинской разведки, что Цемах был причастен к военным поставкам из России и отвечал за противовоздушную оборону своего батальона. По данным The Babel, с 26 июня 2014 года Цемах командовал батальоном противовоздушной обороны. В заметке также говорится, что украинские правоохранители проверяют Цемаха на причастность к повреждению украинских самолетов Су-25 в июле 2014-го (в течение этого месяца ВВС Украины потеряли несколько Су-25 в районе к югу от Снежного).

До катастрофы MH17 не было известно о наличии у сепаратистов зенитных комплексов большой высотности. Гиркин впоследствии писал, что летом 2014 года из средств ПВО в его распоряжении были только пять ПЗРК 9К38 «Игла», около десятка двухствольных зенитных автоматических пушек ЗУ-23, немного больше зенитных пулеметов НСВ «Утес» и один «регулярно неисправный» зенитный ракетный комплекс малой высотности «Стрела-10».

На нескольких старых фотографиях в альбоме Цемаха, посвященном его службе в Вооруженных силах СССР, видны самоходные зенитные установки ЗСУ-23-4 «Шилка». На фотографиях, вероятнее всего, присутствуют установки в варианте ЗСУ-23-4М2 без радаров и с приборами ночного видения, приспособленные для Афганской войны. Сам Цемах присутствует на фото в шлеме на фоне одного из таких комплексов. Это говорит о том, что в ходе Афганской войны он был оператором или даже командиром такой установки. На одной из фотографий времен его службы также присутствует «Стрела-10», хотя явные признаки того, что он был оператором и этой системы, на фото отсутствуют.

Старое видео и новые доказательства

Обнаруженный недавно материал — это новое свидетельство того, что Цемах командовал сепаратистским отрядом противовоздушной обороны. 6 июня 2019 года пользователи Twitter обнаружили и поделились ссылками на документальный фильм 2015, в котором есть несколько интервью с Цемахом и другими сепаратистами. Документальный фильм «Брат на брата», который состоит из 14 частей, опубликованный на YouTube 10 июня 2015 года региональным отделением прокремлевской националистической «оппозиционной» партии «Родина», которая сняла его в рамках, по их словам, «гуманитарно-культурной поездки на Донбасс».

В шестой части фильма, снятой в начале 2015 года, Цемах рассказывает о командовании операциями южнее Снежного летом 2014 года. Во время интервью его называют командиром ПВО. Это также упоминается в рукописных заметках из военного дневника Цемаха, которые также присутствуют в документальном фильме. Наиболее ранняя из показанных записей относится к 31 июля 2014 года. В ней Цемах уже описывает применение зенитных установок ЗУ-23:

Рукописная заметка в военном дневнике Цемах от 31 июля 2014из расследования Bellingcat

Случайное видеопризнание

Несмотря на свидетельство о его службе в ПВО в Снежном во время крушения МН17, в документальном фильме с участием Цемаха также, очевидно, присутствует признание личной причастности Цемаха к сокрытию установки «Бук» после ее применения 17 июля 2014 года. Третья часть фильма в основном снималась в районе села Никишино, где Цемах воевал зимой 2015 года во время боев за Дебальцево. Двигаясь к Никишино с юга, съемочная группа останавливается у переезда в районе Петропавловки — шахтерского села, которое находится всего в 1 километре к северу от места, где в MH17 попала ракета «Бука», и в районе которого упала часть обломков самолета. Затем Цемах рассказывает о крушении гражданского самолета.

Цемах: Ну вот здесь «Боинг» падал, начиная с Петропавловки и в Грабово. Это большой довольно разлет [обломков], километров на 10. Это он падал, Боинг...

Вскоре после этого вопрос, заданный Цемаху, вероятно был вырезан. Из контекста представляется вероятным, что Цемаха спросили, хочет ли он говорить о наличии в тот день у сепаратистов установки «Бук». Затем Цемах, по-видимому, признает, что с подконтрольной России/сепаратистам территории был произведен пуск ракеты «Бука», и что он сам принимал участие в сокрытии установки после крушения MH17:

Цемах: — Не, а что, расскажу… Он «Сушку» [т.е. Су-25] сломал. Ну это потом, да… [Цемах делает жест в сторону камеры, как будто ожидает, что впоследствии эта часть будет вырезана] — он «Сушку» поломал, да. А «Сушка» вторая сбила «Боинг». Это я в курсе. Я этого пацана вытаскивал, я этот *звуковой сигнал* [Бук] прятал. Я вам покажу даже, где он стартовал, и где я его забирал [Цемах смеется].

Интервьюер: — Спасибо, Ильич, спасибо.

Цемах: — Не, реально, вы просто не знаете, что тут творилось…

Слева: кадр интервью, пожалуй, с признанием Цемах; дело: место съемки интервью, геолокации в районе Петропавловки (координаты: 48.148829, 38.544846)из расследования Bellingcat

При монтаже фильма момент, когда Цемах называет то, что он прятал, при монтаже фильма был заглушен звуковым сигналом, однако судя по движению его рта очевидно, что в этом слове есть звук «у».

После обнаружения этого видео некоторые российские блогеры и СМИ заявили, что на заглушенном моменте Цемах говорит не «Бук», а «х*й». Согласно этой интерпретации, он называет «х*ем» человека, которого он «вытаскивал» [«этот х*й прятал»]. Однако это объяснение противоречит продолжительности заглушенного фрагмента, грамматике русского языка и контекста повествования Цемаха. Если он действительно имел в виду человека, то по-русски он должен был использовать винительный падеж одушевленного существительного [«этого х*я прятал»], то есть заглушить пришлось бы пять слогов. Если же он сказал «я этот Бук прятал», то заглушены были только три слога.

Поэтому сценарий с применением слова «х*й» представляется неправдоподобным с точки зрения фонетики, грамматики и семантики. Однако, если предположить, что Цемах говорит «я этот Бук прятал», то этот отрывок интервью становится осмысленным.

Несмотря на то, что Цемах был командиром ПВО, он, вероятнее всего, не принимал участия собственно в атаке на MH17. Отсутствуют свидетельства того, что он когда-либо обучался применению зенитных ракетных комплексов «Бук», а опубликованные записи телефонных переговоров показывают, что экипаж «Бука» прибыл из России.

Тем не менее, фраза «Я этого пацана вытаскивал, я этот [Бук] прятал. Я вам покажу даже, где он стартовал, и где я его забирал» в речи Цемаха говорит о том, что он принимал участие в эвакуации установки «Бук» и по крайней мере одного из членов ее экипажа после катастрофы MH17.

Мы очень мало знаем о передвижении «Бука» после происшествия.

Согласно реконструкции Международной следственной группы (JIT) во главе с Нидерландами, после крушения «Бук» своим ходом вернулся в Снежное, впрочем в реконструкции не уточняется, когда именно это произошло.

Из перехваченного телефонного разговора от 21:32 между членами «ГРУ ДНР» Леонидом «Кротом» Харченко и Эдуардом «Рязанью» Гилазовым мы знаем, что эвакуация «Бука» и его экипажа пошла не по плану — один из членов экипажа отбился от своих коллег, и его пришлось вести в Снежное с неустановленного блокпоста. Некоторые предполагали, что в своем признании Цемах имеет в виду именно этого «пацана», но мы не знаем, так ли это.

Не все, что рассказал Цемах, правда: он также упоминает теорию заговора, согласно которой «Бук» сбил украинский самолет Су-25, а в то же время другой Су-25 сбил MH17. Это не новая теория: ее обсуждали члены батальона «Оплот», которые снимали свое прибытие на место крушения в районе села Грабово вскоре после крушения MH17.

Из полной расшифровки записи следует, что даже когда сепаратисты осознали, что упал гражданский самолет, они все еще были уверены, что их сторона также сбила украинский военный самолет, и поэтому продолжали поиски пилотов. На видео один из командиров говорит: «Говорят, «сушка» сбила гражданский самолет, а наши сбили военный [самолет]».

Далее другой боевик на месте падения говорит: «военный самолет сбил вот этот, а наши сбили военный [самолет]. Они решили так сделать, чтобы выглядело, как будто мы сбили [гражданский] самолет».

Однако в пользу этой версии нет никаких свидетельств (ни одна из сторон конфликта не представила свидетельств катастрофы украинского самолета 17 июля; эта версия также опровергается российскими данными радара от 2016 года). Кроме того, эта версия противоречит выводам Совета по безопасности Нидерландов, Международной следственной группы и российского государственного концерна «Алмаз-Антей», которые все соглашаются, что малазийский «Боинг» был сбит ракетой «Бука», а не ракетой «воздух-воздух».

На графике видно, что только в случае с «буком» отсутствует значимая десинхронизация оригинала и симулированный языкПолученные два аудиофайлы можно послушать тут: сценарий «Х*й» и сценарий «Бук»

Что значил арест Цемаха для дела MH17?

Независимо от того, какой была реальная роль Цемаха 17 июля 2014-го, его арест мог значительно повлиять на расследование Международной следственной группы и последующий суд. Если его заявление, сделанное в 2015 году, о том, что 17 июля 2014 года он помогал прятать установку «Бук» и часть ее экипажа, окажется правдой, то он станет важным свидетелем или, возможно, даже обвиняемым в содействии преступлению и препятствованию расследования. Даже если он преувеличил свою роль в день катастрофы, с учетом его должности командира местного отряда ПВО он должен был обладать достаточной информацией, чтобы стать ценным свидетелем обвинения.

Тот факт, что на данный момент он обвиняется в Украине по статье, не имеющей отношения к MH17, может говорить о том, что украинские власти и, возможно, международное следствие намереваются предложить ему сделку со следствием и закрыть украинское уголовное дело, если он добровольно согласится свидетельствовать по международному делу MH17. Такое решение может обеспечить его физическое присутствие в суде в Нидерландах, чего нельзя было бы добиться, если бы он обвинялся по делу MH17 (конституция Украины не позволяет экстрадировать ее граждан в другие страны).

Показания Цемаха в суде могут повысить легитимность судопроизводства, поскольку до сих пор неизвестно об аресте каких-либо других представляющих интерес лиц, непосредственно причастных к военным операциям «ДНР» на месте и во время атаки. Бывшая должность Цемаха позволит ему пролить свет не только на конкретные события в день крушения, но и на цепочку командования, что будет представлять особый интерес для голландского суда.

В то же время российская сторона постарается обесценить его возможные показания, особенно с учетом обстоятельств его ареста. Российские и сепаратистские комментаторы уже распространяют версию, что Цемаха могут «накачать наркотиками», чтобы вытянуть из него ложные показания. Таким образом, главный вопрос, который определит важность Цемаха для суда, — сможет ли он подкрепить свои показания объективными доказательствами. Хотя он наверняка не имеет физического доступа к его оставшимся дома архивам или документам, он наверняка, например, до сих пор имеет доступ к своим аккаунтам в социальных сетях.