Закрытое небо и большая обеспокоенность. Какие санкции против Беларуси может ввести Украина и почему она это не сделает
Еще каких-то полтора года назад в Житомире Александра Лукашенко встречали хлебом-солью, а новоиспеченный президент Украины Владимир Зеленский вел себя с белорусским коллегой, как с близким родственником.
Взаимные комплименты кончились летом 2020-го, когда Лукашенко сфальсифицировал выборы и в очередной раз объявил себя президентом. Белорусы это не проглотили, а вышли на улицы. Мирный протест был жестоко подавлен, весь цивилизованный мир возмутился, и Украина тоже.
Теперь же режим Лукашенко поднимает в воздух истребитель и заставляет сесть иностранный самолет ради ареста одного оппозиционера. Весь цивилизованный мир снова возмущается, прекращает воздушное сообщение с Беларусью, и Украина тоже.
В то же время белорусские активисты требуют более весомых санкций — в том числе от Киева. Какие это могут быть санкции, может ли Украина их себе позволить и пойдут ли на них украинские власти — читайте в материале.
Белорусы требуют санкций, но не любых
Шок. Именно этим словом в основном описывали спецоперацию белорусского КГБ по задержанию оппозиционера, соучредителя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича, во время которой в воздух для сопровождения пассажирского самолета Ryanair был поднят истребитель.
Белорусские оппозиционеры и правозащитники сразу начали требовать жестких санкций против режима Лукашенко.
Так, экс-кандидат в президенты Светлана Тихановская призвала ввести санкции, исключить Беларусь из Международной организации гражданской авиации (ICAO) и приостановить членство страны в Интерполе.
А в Киеве под зданием МИД активисты требовали от украинского правительства применить против Беларуси «реальные меры воздействия, а не только дипломатические».
Однако пока Евросоюз лишь запретил пролеты самолетов над Беларусью и прекратил полеты белорусских компаний в страны содружества. Такое же решение приняли Великобритания и Украина.
Но оказалось, что это не совсем то, чего хотят противники режима Лукашенко. Белорусы даже начали писать в соцсетях, что ЕС и Украина забрали одну из возможностей бежать из Беларуси.
А чего именно они хотят?
Владимир Яворский — украинский правозащитник, который работал в Беларуси и вынужден был оттуда уехать. Мы спросили у него, какой же реакции от Украины ожидают белорусы — противники Лукашенко.
По его словам, прежде всего от украинских властей требуют создания условий для тех, кто бежит из Беларуси.
«Например, разрешить в случае преследования въезд без ПЦР-теста или без каких-либо документов. Бывает так, что у белоруса есть несколько часов, чтобы собраться и уехать, а украинцы его не пропускают», — рассказывает он.
Во-вторых, продлить срок пребывания в Украине белорусам, которые уже уехали. И хотя его продлили на 180 дней, но протесты продолжаются с августа, а сроки истекают.
Также среди требований — прекратить вещание на территории Украины государственного телеканала «Беларусь 24», потому что он «распространяет пропаганду и фейки о Беларуси в Украине».
И если этот список является абсолютно реалистичным, то последнее требование куда серьезнее — это уже секторальные санкции.
«Украина наконец может прекратить поставки электроэнергии из Беларуси. Есть многое, что мы покупаем, например, тот же дизель. Проблема зависимости от белорусского дизеля у нас много лет, но ее никто не решает», — говорит Владимир Яворский.
Однако пока, отмечает правозащитник, украинские власти противостоят Лукашенко основном на словах.
Какие санкции уже введены и кто пострадает от новых
После сфальсифицированных выборов и насилия над протестующими Евросоюз успел ввести три пакета санкций против белорусских чиновников, в том числе и в отношении самого Лукашенко, а также против некоторых компаний.
Хоть и с задержкой, но Украина присоединилась к осуждению режима Лукашенко и отказалась признать его законным президентом. Официальные контакты между Киевом и Минском прекратились. Украина также присоединилась к части санкций ЕС.
Однако до сих пор ни ЕС, ни Украина не ставили на повестку дня масштабные экономические санкции против Беларуси.
Гипотетические ограничения в торговле болезненно ударят по Минску, ведь мы больше покупаем у Беларуси, чем продаем туда. По данным Госстата, в первом квартале 2021 года Украина экспортировала в Беларусь товара на 306 миллионов долларов, а импортировала на 863,7 миллиона.
Но большая часть ограничений работает в обе стороны. В качестве примера здесь можно назвать уже введенный запрет на полеты в Беларусь.
«Изнурительный» запрет для украинских авиакомпаний...
В колонке для hromadske юрист по авиационному праву Андрей Гук отмечает, что этот запрет станет «экономически изнурительным» для украинских авиакомпаний. Им и так уже недоступно авиапространство России и оккупированных территорий.
Об этом же пишет и профильное издание avianews. Оно отмечает, что для белорусской авиакомпании «Белавиа» рынок Украины является крупнейшим, поэтому потери у нее будут очень значительными. Но и за работу в Украине компания платит сборы нашим аэропортам — и теперь этих денег не будет.
По данным «Украэроруха» на белорусскую авиакомпанию в 2020 году пришлось 7,5% всего трафика в Украине, то есть на столько же процентов упадет и доход.
Кроме того, летать в скандинавские или балтийские страны теперь придется в «объезд» Беларуси. В связи с этим расходы наших авиакомпаний на топливо вырастут, и они будут вынуждены или повысить цену билетов или вообще отменить рейсы.
Хотя авиакомпания МАУ, например, уже успела заявить, что из-за облета Беларуси не планирует повышать стоимость билетов или отменять рейсы. Но в то же время будет «наблюдать за динамикой и глубиной продаж».
Как бы то ни было, в случае с запретом полетов Украина не могла поступить иначе, считает Виктор Константинов, доцент Института международных отношений КНУ им. Шевченко.
«Это необходимая реакция, потому что мы должны быть вместе с Западом. Мы — часть демократического сообщества, и если мы будем игнорировать такие вещи, у нас будут сугубо прагматические проблемы, когда нам понадобится поддержка Запада», — говорит он в комментарии hromadske.
...который для белорусов ничего не изменит
А вот как раз для белорусов, готовых бежать из страны, отмена авиасообщения ситуацию принципиально не изменит, считает правозащитник Владимир Яворский.
«Вылететь самолетом и прежде было довольно сложно, так как были закрыты границы, в аэропорту всех тщательно проверяют, и в очень многих случаях людей снимали с самолетов и не выпускали», — говорит он в комментарии hromadske.
Если же человека нет в «черном» списке, то вылететь из страны он может и сейчас — через Турцию, Россию или другие страны, не входящие в ЕС. Остаются возможности выехать и наземным транспортом, напоминает Яворский.
«Например, в Украину можно уехать, если есть путевка в санаторий. Можно купить за 20-30 долларов номер в дешевом санатории и уехать. Есть и автобусное сообщение между Украиной и Беларусью. Критических проблем это решение не создаст», — уверен правозащитник.
Более того, Яворский уверен, что такое решение страны ЕС приняли в первую очередь для защиты собственных граждан, а не для наказания Лукашенко.
«Наказание это довольно условное. Конечно, “Белавиа” может обанкротиться, и ее купит, например, российский “Аэрофлот”. Беларусь в этом вопросе потеряет, но для режима это не будет потерей, которая его поколебелет», — считает он.
Пойдет ли Украина на секторальные санкции?
Какими бы неприятными ни были потери от остановки авиасообщения, их не сравнить с использованием секторальных экономических санкций, которые болезненно ударят и по самой Украине.
«Я считаю, что Украине нецелесообразно на данном этапе вводить или присоединяться к экономическим санкциям против Беларуси», — заявлял еще в конце прошлого года министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.
Однако, как отмечает Виктор Константинов, если руководствоваться только категориями «выгодно/невыгодно», Евросоюзу и против России не надо было санкции вводить, ведь для него экономическое сотрудничество с РФ было очень выгодным.
«Это политический вопрос, мы должны определяться, сколько мы готовы заплатить. Мы призываем европейцев платить за нас, но насколько мы готовы платить за европейцев?», — говорит эксперт.
Сам он уверен, что внутри страны экономические потери ради Беларуси вряд ли кто-то оценит.
«Сколько бы ни говорили о свободе и демократии, эти ценности как определяющий инструмент в Украине пока не приживаются. У нас банально не поймут, если придется страдать и закрывать предприятия из-за того, что посадили какого-то журналиста», — объясняет Константинов.
То есть тут полностью понятна логика украинской власти — которая, в отличие от Лукашенко, избрана на демократических выборах. Жестких ограничений требуют единицы, но если их ввести и получить экономические проблемы в ответ (например, подорожает дизельное топливо), львиная доля избирателей оценит именно негатив, а не удар по Лукашенко. И зачем это власти? К тому же трети украинцев Лукашенко вообще нравится.
Зависимости внешние и внутренние
Однако это не означает, что к власти нет вопросов и она, бедная, оказалась меж двух огней. Несмотря на семь лет войны, Украина экономически зависит от агрессора и его ближайшего союзника. В некоторых отраслях это проявляется очень сильно.
Рассматриваемая разница в полмиллиарда долларов между экспортом и импортом из Беларуси образуется из-за поставок нефтепродуктов, которых за первый квартал из Беларуси в Украину завезли на 511 миллионов долларов.
И здесь стоит вспомнить еще один принцип экономики — взаимозависимость. Беларуси надо куда-то продавать продукцию, но и Украине откуда-то надо ее брать.
Мы уже рассказывали, как задержки поставок дизельного топлива из России и Беларуси создали дефицит в Украине. Для понимания: доля этих стран на нашем рынке — 35,4% и 30% соответственно. То есть две трети.
В случае с электроэнергией импорт из Беларуси и России далеко не такой масштабный. Но он, например, помог избежать веерных отключений зимой, когда в Украине был большой дефицит угля, а АЭС с опозданием выходили из ремонта.
И в этом контексте есть еще несколько проблем.
Во-первых, импорт электроэнергии из Беларуси и РФ сдерживает цены в Украине и не дает на полную заработать монополизму компании Рината Ахметова ДТЭК.
Если вам нужны доказательства — включите один из его телеканалов, и там бывшие премьер-министры и нынешние депутаты быстро вам расскажут, как можно покупать у агрессора и Лукашенко электроэнергию. Однако о других видах продукции из РФ, а именно о некоторых марках угля для ТЭС Ахметова, почему-то не вспомнят.
Решение другой проблемы позволит отказаться и от импорта из РФ и Беларуси. Дело в том, что в нее входят почти все области Украины, исключение - Бурштынский энергоостров в границах Закарпатской и частично Ивано-Франковской и Львовской областейОбъединенная энергосистема Украины — часть совместной энергосистемы РФ, Беларуси и Молдовы. Грубо говоря, физически нет проводов, по которым можно было бы поставлять энергию из Европы. И здесь уже вопрос к власти, почему мы до сих пор не присоединились к энергосистеме ЕС. В Минэнерго недавно пообещали сделать это в 2023 году.
Правда, 26 мая Украина все-таки запретила импорт электроэнергии из России и Беларуси до 1 октября. Однако этот временный запрет вовсе не связан с задержанием Протасевича. С такой инициативой новый министр энергетики Герман Галущенко выступил еще до инцидента с самолетом в Беларуси.
Более того, запрет действует только до октября. А как раз в октябре начинается отопительный сезон, потребление электроэнергии растет, поэтому импорт из Беларуси и РФ может снова понадобиться.
Именно об этих проблемах говорит в беседе с нами Владимир Яворский — о том, что Украина имеет ряд зависимостей от страны-агрессора и его фактического сателлита, но не особо спешит от этих зависимостей избавляться.
Поэтому пока у Украины довольно ограниченные возможности, чтобы проявить солидарность с демократическим миром и не получить себе на голову серьезные экономические проблемы.
* * *
Однако не следует забывать, что и сам этот демократический мир не очень спешит вводить серьезные ограничения против «мировых хулиганов».
Обычно возмущение быстро затухает, и ЕС ограничивается только санкциями в отношении физических и юридических лиц, которые не заставляют нарушителя изменить поведение.
Иран — яркий пример, как только масштабные секторальные санкции могут дать результат.
Ракетная и ядерная программы Исламской республики заставили Совет Безопасности ООН ввести жесткие санкции, а США и впоследствии ЕС ввели эмбарго на покупку иранской нефти. Все это вынудило Тегеран пойти на уступки и заключить так называемое ядерное соглашение.
Но как бы цинично ни звучало, ситуацию в Беларуси, даже с вопиющим задержанием Протасевича, вряд ли можно сравнить с возможным созданием ядерного оружия воинственно-клерикальным режимом Ирана.
А пока до такого не доходит, ситуация внутри страны — прежде всего проблема тех, кто в ней живет.