Массовых высылок призывников из Польши и Литвы уже завтра не будет. Как будут действовать правительства стран — прогноз юриста

Министры обороны Польши и Литвы объявили, что могут поспособствовать возвращению в Украину призывников. Но массовых высылок людей не будет, по крайней мере, учитывая протокол Европейской конвенции по правам человека.

Об этом в комментарии hromadske сказал юрист Роман Еделев, доцент кафедры международного права Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Еделев подчеркнул, что пока не до конца понятно, что предполагает готовность Польши и Литвы «помогать» Украине с призывниками.

«Сразу появляется идея о депортации, о том, что украинских мужчин в Польше или в Литве будут хватать и везти на границу, передавать пограничникам или кому-то другому. Так оно не будет происходить. У Европейской конвенции о правах человека есть дополнительный протокол, запрещающий массовые выслания иностранцев», — сказал юрист.

Он рассказал, что уже есть соответствующая судебная практика Европейского суда по правам человека: в 2006-2007 годах россия массово высылала граждан Грузии и суд нашел нарушения в таких действиях российской федерации.

Еделев считает, что вряд ли такое массовое выслание украинских мужчин будет в Польше и Литве, но, например, им могут не оказывать определенные государственные услуги или социальную помощь.

«Но опять же: здесь возникает еще вопрос дискриминации. То есть, если человек признан непригодным и снят с военного учета, не может та же Польша или Литва оценивать — это настоящий документ, действительно ли человек проходил ВЛК. Это не полномочия органов власти Польши и Литвы. Все это будет очень сложно выписать. Но если есть политическая воля, какие-то попытки мы можем увидеть», — отметил он.

Так что же могут делать правительства стран?

Еделев отметил, что заявления из Польши и Литвы исходят от Министерств обороны стран.

«Минобороны заинтересовано в повышении обороноспособности своего государства и государств-союзниц. Обороноспособность Польши сегодня напрямую зависит от обороноспособности Украины. И потому очевидно, что министры обороны Польши и Литвы хотят, чтобы как можно больше мужчин-граждан Украины оказались в Украине и воевали и за Украину, и за всю цивилизованную Европу», — сказал он.

В то же время, позиция министерств юстиции, которые обычно несут ответственность за выполнение обязательств по правам человека, может быть другой. Министерства иностранных дел будут оценивать решения, в том числе с точки зрения европейского законодательства и норм права ЕС.

Еделев напомнил, что сейчас действует директива о временной защите до марта 2025 года для граждан Украины. И вряд ли ее отменят для мужчин с гражданством Украины в возрасте 18 до 60 лет.

«Министерства экономики будут смотреть с точки зрения рынка труда, потому что рабочие руки нужны. И если из той же Польши будет депортировано 100 000 украинцев, вы же понимаете, это приведет к кризису на рынке труда», — сказал юрист.

По мнению Еделева, если какой-то компромисс и будет найден, то он состоит только в том, чтобы какими-то мягкими действиями поощрять граждан Украины возвращаться на родину.

«Думать о том, что завтра начнутся все массовые высылки, точно не стоит», — подытожил он.

О чем идет речь?

В Литве допускают, что могут способствовать возвращению в Украину мужчин призывного возраста. Там заявляют, что еще не рассматривали конкретные сценарии и будут следить за действиями Польши по этому вопросу.

Ранее министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш заявил, что его страна может помочь Украине вернуть военнообязанных домой. По его словам, поляки возмущены, когда видят украинцев призывного возраста «в отелях и кафе».

Еще до принятия нового закона о мобилизации Германия заявила, что не заставит украинских мужчин возвращаться в Украину против их воли для прохождения военной службы. Премьер-министр Эстонии Кая Каллас также заявила, что ее страна не будет высылать украинских мужчин мобилизационного возраста.

А вот министр обороны Словакии Роберт Калиняк заявил, что военнообязанные украинцы, находящиеся за границей как беженцы, должны вернуться в Украину и воевать на фронте.