Протесты в Грузии и «двойник российского закона». Почему в Тбилиси обострилось противостояние власти и оппозиции

Протесты в Грузии и «двойник российского закона». Почему в Тбилиси обострилось противостояние власти и оппозиции

С тех пор как грузины впервые вышли на улицы Тбилиси и других городов, чтобы противостоять закону об «иностранных агентах», прошло более года. Тогда, в марте 2023-го, удалось заставить власть отозвать документ, который окрестили «двойником российского закона». Теперь руководящая партия «Грузинская мечта» пошла на второй круг.

1 мая грузинский парламент одобрил этот законопроект во втором чтении. Предстоит еще финальное голосование, но в успешном для власти результате сомнений маловато.

Хотя президент страны Саломе Зурабишвили пообещала наложить вето на закон, если депутаты поддержат его в третьем чтении, у властной коалиции хватит голосов, чтобы это вето преодолеть. Сразу же после голосования в столице Грузии снова вспыхнули протесты. Впрочем, во власти убеждены, что это решение своевременно — через 5 месяцев в стране состоятся парламентские выборы.

«Сделать правильный шаг в нужное время — главное искусство политики», — заявил на митинге в Тбилиси Бидзина Иванишвили, основатель «Грузинской мечты».

Иванишвили — бывший премьер и известный пророссийский олигарх, самый богатый человек в Грузии. Его называют единоличным правителем страны и сравнивают с «царем», хотя формально он не занимает ни одной руководящей должности.

На своего рода «антимайдане» — митинге, организованном «Грузинской мечтой» в ответ оппозиционным протестам, — Иванишвили объяснял: в прошлом году «закон об иноагентах» отозвали из-за беспокойства «обманутых оппозицией сограждан» и заботе о политической стабильности страны.

Теперь же ситуация радикально иная, а время для продвижения закона «выбрано идеально»: оппозиционеры на уличных протестах растратят энергию, которую должны были накопить до осенних выборов, и «ослабленная агентура» истощится.

Демонстранты размахивают национальным флагом Грузии во время протеста против «российского закона» у здания парламента в Тбилиси, Грузия, 1 мая 2024 годаAP Photo / Zurab Tsertsvadze

«Агентурой» в скандальном законопроекте называют все средства массовой информации и неправительственные организации, получающие более 20% финансирования из-за рубежа. То есть абсолютное большинство неправительственных организаций (НПО). Их в стране настолько много, что практически нет ни одного населенного пункта, где бы те или иные общественные проекты не были реализованы за счет иностранных грантов, — пишет «Настоящее Время».

Согласно законопроекту о «прозрачности иностранного влияния» такие организации должны регистрироваться и заполнять публичную годовую финансовую декларацию. Если они не выполнят это условие — будут платить штраф. Министерство юстиции сможет в любое время проводить мониторинг организации и истребовать необходимую информацию, в том числе и персональные данные.

По сути все, что изменилось в законопроекте с прошлого года, это термин, которым будут называть зарегистрированные организации, — из «иноагентов» их переименовали «организациями, проводящими интересы иностранной силы», или «проводниками».

Оппозиция, правозащитники и другие противники этого законопроекта отмечают, что он направлен на преследование «неугодных» и напоминает российский закон об «иноагентах», которым кремль еще с 2012 года закручивал гайки по свободе слова в стране. В этом законопроекте также видят подтверждение разворота курса страны от вступления в ЕС и НАТО к «северной стороне» — сближению с россией.

В «Грузинской мечте» эти упреки отрицают и обвиняют критиков в том, что они не хотят, чтобы общество имело доступ к информации об иностранных инвестициях в Грузии и «черных деньгах».

Бидзина Иванишвили, лидер созданной им партии «Грузинская мечта», поздравляет демонстрантов во время митинга в поддержку «российского закона» в Тбилиси, Грузия, 29 апреля 2024 годаAP Photo / Shakh Aivazov

Партия власти надеется одобрить этот закон уже в середине мая, несмотря на то, что с апреля протесты против законопроекта вспыхнули с новой силой. На улицах происходили столкновения между митингующими и спецназовцами, а в парламенте — между оппозицией и провластной партией. По разным оценкам, на улицы Грузии выходили около 100 тысяч человек.

Министерство внутренних дел Грузии заявило, что мирная акция «вышла за пределы» закона и приобрела насильственный характер, из-за чего против ее участников спецподразделения полиции применяли газ, водометы, а также — резиновые пули (последнее МВД возражает).

С осуждением разгона акции выступили президент Грузии Саломе Зурабишвили, грузинский омбудсмен и международные партнеры страны. Во время столкновений в течение нескольких дней пострадали десяток журналистов и операторов, в кровь избили главу оппозиционного «Единого национального движения» Левана Хабеишвили.

Кадры с колонной черных шлемов со щитами напротив протестующих на улицах Тбилиси облетели все мировые медиа. А уже с утра на следующий день грузинский парламент продолжил рассмотрение законопроекта.

«Грузинская мечта», похоже, нацелена на этот раз довести дело до конца. При рассмотрении законопроекта в юридическом комитете парламента под разными предлогами изгнали почти полтора десятка оппозиционеров. Ответные оппозиционные силы призывают максимально мобилизоваться и выходить на новые, еще более масштабные митинги.

Обе стороны понимают, что эти события повлияют и на будущие выборы: оппозиция надеется, что участники акций протеста не поддержат Иванишвили и его партию. Сам же основатель «Грузинской мечты» уже пообещал «ответственность» для крупнейшей оппозиционной партии — «Единое национальное движение» — уже после выборов.