ЕСПЧ приказал Грузии выплатить компенсации пострадавшим в «ночь Гаврилова»

Оппозиционный демонстрант стоит напротив правоохранителей под парламентом Грузии, 21 июня 2019 года
Оппозиционный демонстрант стоит напротив правоохранителей под парламентом Грузии, 21 июня 2019 годаAP Photo / Zurab Tsertsvadze

Европейский суд по правам человека обязал Грузию выплатить компенсации пострадавшим во время разгона акции протеста в ночь на 21 июня 2019 года, также известную как «ночь Гаврилова».

Об этом пишут «Эхо Кавказа» и «Новости-Грузия».

ЕСПЧ установил, что во время разгона акции протеста в Тбилиси была нарушена статья Конвенции по правам человека о запрете пыток. 26 заявителей утверждали, что получили телесные повреждения в результате применения чрезмерной силы, а расследование этих событий в Грузии было неэффективным.

Суд обязал Грузию в течение трех месяцев выплатить компенсации ряду заявителей. Самые большие суммы — по 15 тысяч евро — получат Мако Гомури, Давид Курдованидзе, Георгий Сулашвили и Лексо Чанкселиани. Они отмечали, что фактически потеряли зрение в результате событий 20 июня.

Еще 17 человек, среди которых журналисты, получат по 5 тысяч евро, и двое — по 1800 евро. Грузия также должна выплатить 6000 евро за судебные издержки, а также любые налоги, которые могут быть наложены на заявителей.

Что такое «ночь Гаврилова»?

В ночь на 21 июня 2019 года в Тбилиси продолжался протест — тысячи людей вышли на улицы с призывом против приезда в страну и выступления в парламенте депутата российской Госдумы Сергея Гаврилова.

Правоохранители применили против участников акции слезоточивый газ, водометы, а также стреляли резиновыми пулями. Как отмечается, всего пострадали более 240 человек, в том числе 80 полицейских и 30 журналистов. Два человека потеряли глаза в результате ранений резиновыми пулями. Еще несколько митингующих получили серьезные травмы глаз и головы.

ЕСПЧ отметил, что власти Грузии «немедленно» и «по собственной инициативе» начали расследование событий, а сложный характер уголовного расследования создал определенные трудности в своевременном анализе имеющихся материалов.

Впрочем, суд не считает, что приведенные властями причины достаточны для оправдания того, что они не приложили адекватных усилий для продолжения основных направлений расследования, и такая ситуация длится уже более 4,5 года.