российская дезинформация в Facebook: исследователи назвали 12 ключевых тем

Проанализировав почти 600 рекламных сообщений, которые Facebook показывал украинцам на протяжении девяти месяцев, исследователи определили 12 тем, которые чаще всего используют россияне для дезинформации.

Об этом говорится в исследовании, проведенном Центром стратегических коммуникаций и информационной безопасности (ЦСКИБ) совместно с Центром демократии и верховенства права (ЦЭДЭМ), которое презентовали 30 апреля в Медиацентре Украина.

Исследователи проанализировали с марта по ноябрь 2023 года 596 таргетированных рекламных сообщений из 369 профилей. Механизмы таргетинга позволяют настроить, какой аудитории показывать рекламу, например по возрасту, полу, предпочтениям.

Как отметил аналитик ЦСКИБ Сергей Жуков, прежде всего россияне хотят деморализовать граждан Украины, подтолкнуть их к бездействию в деле обороны, то есть не мобилизоваться, не донатить, не доверять властям, дистанцироваться от военно-политической ситуации.

«Это провоцирование в максимальном количестве искусственных или не совсем искусственных, но все же расколов в обществе, линий этого разлома и внутренних конфликтов — как по линии гражданские — военные, власти — граждане, так и между гражданами разных категорий, разных групп», — объяснил он.

В целом, исследовав сообщения, которые ориентировались на украинскую аудиторию, эксперты определили 12 ключевых тем, использованных россиянами для дезинформации:

  1. Фронт: ситуация в зоне боевых действий, битва за Бахмут, наступление Вооруженных сил на юге Украины.
  2. Мобилизация: несправедливость мобилизации, спекуляции на связанных с ней страхах.
  3. Запад: недоверие западных партнеров к украинской власти, нарратив о внешнем управлении, вмешательство западных стран во внутриполитические дела и военное планирование, задержка военной помощи, заинтересованность Запада в войне, наличие территориальных претензий у соседей к Украине, плохое отношение иностранцев к украинцам.
  4. Оружие: плохое качество западных вооружений, недостаточное количество оружия на фронте, неспособность Украины производить собственное оружие.
  5. Коррупция: тотальная коррумпированность украинской власти, хищение западной помощи.
  6. Власть: некомпетентность украинской власти, персональные атаки на президента Украины и его семью, других представителей политического руководства, обвинения в сворачивании демократии, конфликты внутри власти.
  7. Энергетика: отключение электроэнергии и отопления.
  8. Демография: человеческие потери Украины из-за войны, нежелание беженцев возвращаться из-за границы.
  9. Деморализация: спекуляции на региональных и языковых отличиях, дискредитация западных ценностей, потеря ценностных ориентиров в украинском обществе, низкий боевой дух ВСУ, рост уровня преступности.
  10. Бедность: низкий уровень материального достатка украинцев, в частности социально незащищенных слоев населения.
  11. Выплаты: фейковые сообщения о денежной помощи украинцам от правительства, иностранных партнеров или международных организаций.
  12. Забота о военных: безразличие государства к военнослужащим и их семьям, отсутствие должной поддержки раненых.

О том, как россияне используют правдивую информацию для деморализации, рассказала медиаэксперт, автор антифейкового проекта «НотаЕнота» Алена Романюк: «Например, вышло журналистское расследование с выявлением фактов коррупции в Украине. Что делают россияне? Запускают с одной страницы правдивый факт этого расследования и масштабируют на все украинское общество».

Она добавила, что россияне также активно используют карикатуры и псевдоразвлекательный контент.

«Если ты уже зацепился за подобный контент, то в будущем алгоритм будет предлагать тебе нечто похожее снова», — отметила она.

Можно ли доверять Facebook после этого?

Заместитель руководителя ЦСКИБ Николай Балабан заявил, что Facebook относится к сравнительно безопасным мессенджерам, особенно по сравнению с Telegram, но россияне находят способы влиять на сознание украинцев и там.

«Почему мы называем Facebook более безопасным мессенджером? Meta сама вкладывает ресурсы в то, чтобы ловить дезинформацию на своих платформах, в то же время компания активно взаимодействует и с госорганами, и с гражданским обществом, что очень хорошо», — пояснил он.

По его словам, Центр еженедельно присылает Meta страницы бот-аккаунтов, которые выдают себя за украинских чиновников.

В то же время Сергей Жуков отметил, что с сентября 2023 года сократилась и продолжительность жизни страниц в Facebook, которые размещают рекламу, направленную на дезинформацию.