Собирает сотни тысяч просмотров в TikTok и просит деньги. Почему военная форма и отсутствие ноги — не всегда причина помочь

Михаил Пальцев
Михаил Пальцевhromadske

«Привет, меня зовут Михаил. Сегодня я ездил шестой раз в Тульчин в военкомат, чтобы посмотреть, списали меня или нет. Ответа я не услышал. Я являюсь военным и не могу выехать за границу на протезирование. Меня не списывают. Пенсию не получаю. Я уже не знаю, что делать… Как видите, я инвалид», — жалуется на видео молодой человек в военной форме.

Эти слова вызывают сочувствие и не дают пройти мимо. Пронимаешься жалостью к человеку, потерявшему на войне конечности, а сейчас брошенному на произвол судьбы. Такое впечатление сложилось и у сотен тысяч людей, которые наткнулись на посты Михаила Пальцева в соцсетях. Некоторые видео мужчины набирают миллионные просмотры, их даже распространяют депутаты, а под постами — тысячи комментариев.

«Как так? Наш герой! Позор власти!».

В ответ некоторые отрицают историю Михаила: «Давит на жалость, будто он военный, чтобы люди ему давали деньги». Мы провели расследование, действительно ли за миллионными просмотрами в TikTok кроется история о несправедливости.

В территориальном центре комплектования, который упоминал Михаил, уверяют: он вообще не состоит на учете. А в части, где мужчина действительно был, утверждают, что он исчез еще в октябре 2023 года.

История самого Михаила и его популярности в соцсетях оказалась запутанной. Более того — в ней путается и сам герой. Что нам удалось выяснить об обстоятельствах его увечья, почему некоторые из свидетелей боятся говорить и при чем здесь ромы — читайте в материале hromadske.

«Он для них — золотая жила»

Михаилу Пальцеву — 31. Сейчас он живет в поселке Брацлав Винницкой области. Известно, что он сирота, а другие родные — по крайней мере, он сам говорит о двух братьях — от него отказались.

Последние 10 лет мужчиной занимались ромы — он выполнял для них всяческую подсобную работу, а за это получал убежище.

После полномасштабного вторжения, он обращался в местный ТЦК с запросом добровольно идти служить. Однако в центре комплектования ему отказали.

«Его не мобилизовали, поскольку он не подходил по состоянию здоровья. Он стоял на учете у психиатра. Скажем так, этот Пальцев — психически больной человек», — вспоминает в комментарии hromadske собеседник среди служащих Тульчинского ТЦК.

Михаил Пальцев в кресле колесном рядом с девушкой, которая фигурирует с ним на видеоМихаил Пальцев / Telegram

Впрочем, впоследствии Пальцева мобилизовали — правда, через ТЦК в Ровно. Поэтому актуален вопрос к тамошней военно-врачебной комиссии, которая и признала его пригодным.

«Это вопрос к Ровенскому ТЦК. Но грязью поливают нас. Якобы к нему плохо отнеслись, не сняли с учета, а он хочет получать пенсию, потому что теперь "ветеран войны". Только какой же он ветеран?!» — возмущаются в Тульчинском центре комплектования.

Сотрудник местного ТЦК сетует, что этой ситуацией пользуется не только сам Михаил Пальцев: «Болит, что люди спекулируют на такой теме. Он стал "золотой жилой" для ромов, которые сначала решили его "спихнуть" в армию, а теперь на нем зарабатывают» .

Сбежал из учений и попал под поезд

Когда на ролики Михаила в TikTok наткнулись в его воинской части, тоже удивились. Ведь официально в отношении его идет следствие о самовольном оставлении части.

Вместе с другими мобилизованными Пальцев прибыл в часть в начале августа 23-го. Но на учениях он пробыл всего несколько месяцев.

«Сначала за ним не замечали ничего особенного. Он не жаловался, улыбался. Потом заметили, что он немного странный. Но он был склонен к употреблению алкоголя, поэтому списывали, пожалуй, именно на это», — рассказывает начальник группы персонала штаба воинской части А4952 Александр Самусенко.

Служащий из штаба вспоминает: «Когда у нас начались учения, он стал часто ходить к врачам. Его постоянно что-то беспокоило. Когда же мы переехали на более интенсивные учения в Житомирскую область, он исчез. Самовольное оставление части у него 15 октября. На связь он не выходил. У него вообще не было телефона. Близких он не указал».

Впоследствии юристу части позвонили с военной службы правопорядка: беглец Михаил появился в Одессе. За употребление спиртных напитков ему оформили «административку». Больше в воинской части о нем не слышали. Пока на связь не вышли так называемые опекуны.

Позвонила женщина — стала давить на жалость. Мол, он инвалид без руки и ноги, получил увечья во время учений. Спрашивала, почему мы не хотим ему назначать военную пенсию. Собственно, интересовала ее только пенсия по инвалидности. Мои объяснения о том, что он вообще в розыске и им занимается Госбюро расследований, она не слушала.Александр Самусенко, начальник группы персонала штаба в/ч А4952

Так откуда взялась инвалидность и увечье руки и ноги, о которых вспоминала женщина, которая звонила в часть Михаила? По информации из наших источников, Михаил Пальцев попал под поезд 19 декабря 2023 года в Одесской области. Медицинская документация подтверждает, что он был нетрезв. Содержание алкоголя в крови достигало 1,19 промилле — почти в шесть раз выше нормы. Мужчину прооперировали, но он остался без правой руки, правой ноги и пальцев левой стопы.

6 марта военно-врачебная комиссия признала Пальцева непригодным к службе с исключением из военного учета.

В части же объясняют: если бы и хотели, «списать» мужчину не могут, пока идет следствие. За дело Пальцева ГБР взялось в конце февраля 2024-го. Сейчас же он выведен за штат — и не получает никаких выплат.

«Он еще в списках, но фактически он уже не военнослужащий. Мы получили справку, что он непригоден. Но поскольку уже идет следствие, его не могут уволить из рядов ВСУ до решения суда. Мы ничего здесь сделать не можем», — объясняет Александр Самусенко.

«Я собрал для него 3500 долларов»

«Позор нашей власти».

«Выжил на войне, а теперь попрошайничает в тылу».

«И что, стоило идти за эту власть воевать?!»

«Есть еще вопросы, почему люди не хотят идти на войну?!»

«Лучше уж быть уклонистом».

«Какая боль за парней. Герой! Власть просто издевается над лучшими из украинцев!»

«Скинул 500 грн. Помогу еще позже, когда будут деньги».

Под видео, которое в TikTok собрало 1,4 миллиона просмотров, похожих комментариев — тысячи. Им делился в своих соцсетях и народный депутат Алексей Гончаренко:

«Ну как можно так издеваться над военным, над нашим героем? Обращаюсь к командованию. Требую немедленно отпустить его на лечение. Вообще, как такое может быть?» — жаловался депутат.

Едва не попал на крючок аферы соцсетей и Дмитрий — украинец, который почти 10 лет живет в США и активно помогает Вооруженным силам. В TikTok он и сам ведет блог, имеет десятки тысяч подписчиков. Говорит, когда увидел видео Михаила, решил объявить для него сбор. За сутки собрал 3500 долларов. Впрочем, потом взяли сомнения.

Насторожило, что вместо Михаила говорил якобы его товарищ — рассказывал, что военный не помнит, как потерял конечности. Дмитрий стал проверять информацию. Когда же узнал, что Михаил Пальцев не является тем, за кого себя выдает, разоблачил его перед своей аудиторией. А после этого получил сотни сообщений. Дмитрий поделился с hromadske, что среди тех, с кем он общался, были и действующие военные, и односельчане Михаила.

Люди очень боялись выступать открыто, потому что «им могут сжечь дом». Я узнал, что он давно живет у ромов, у которых он раньше подрабатывал, а после войны они решили на нем хорошо заработать. Фактически это новая форма того же бизнеса попрошайничества. Мне его даже жаль, потому что у него есть психические дефекты, а ромы его используют и забирают все деньги.Дмитрий, волонтер из США

По наблюдениям Дмитрия, после огласки в его видео на странице Михаила Пальцева риторика изменилась, а некоторые видео вообще удалили.

Раньше он себя недвусмысленно преподносил как ветерана, который потерял конечности на фронте: «Помогайте, мы же за вас воюем и проливаем кровь». А уже в последних постах он сам признается, что на самом деле не воевал, оставил часть, а увечье вызвано отнюдь не боевыми действиями.

«Дорогие друзья, не судите так строго. Я не боялся идти воевать. Когда были учения, я познакомился с девушкой и захотел с ней расписаться. Я отправился к ней, поехал на железнодорожный вокзал. Не успевал, поезд трогался… и я упал, зацепился рюкзаком. Попал под рельсы. Поезд меня тянул метров 50… Когда я был в госпитале, он не мог связаться с моей частью, и моя часть подала меня в СОЧ», — излагает Михаил свою версию событий в одном из последних видео. Правда, не отмечая, что заявление о его СОЧ военная часть подала еще за два месяца до инцидента с поездом.

Иногда он путается и противоречит себе. На одном из прямых эфиров Михаил уже отметил, что под поезд он попал не спеша к девушке, а «убегая от военных».

Примечательно, что во всех эфирах за кадром с мужчиной говорит женщина. Он называет ее «знакомой, которая ему помогает». Она часто его перебивает, когда Михаил, очевидно, «говорит что-то не то». Иногда прямо говорит, что ему говорить. Тех же, кто пишет неудобные, а порой и оскорбительные комментарии, — блокирует.

«Мы блокируем не тех, кто говорит правду, а тех, кто издевается над инвалидами. Вы ведь ничего не знаете о Мише. У него нет возможности заработать. Тот, кто хочет сбросить, — помогает. На жалость никому не давим. А тот, кто говорит, что его принуждают говорить, — приезжай к нам, мы тебе покажем и расскажем, как его принуждают говорить», — наотрез отвечает женщина.

Михаил Пальцев рядом с девушкой, по имени РитаМихаил Пальцев / Telegram

Девушка, которая почти всюду на фото и видео с Михаилом, — по словам этой самой женщины, ее дочь. Она представляется Ритой.

«Из-за таких, как он, мне стыдно одевать форму»

«Некоторые люди мне пишут и угрожают: „Сними форму, ты не достоин“. Хочу вам сказать: я не сниму форму, потому что я числюсь военным. Когда меня спишут, тогда подумаю», — говорит Пальцев в одном из последних видео.

Это очень задевает военного Марка Кондратюка, который проходил реабилитацию вместе с Пальцевым в одесском санатории. Сам он — боевой медик. Потерял обе ноги в результате танковых обстрелов под Марьинкой.

Все его жалостливые видео — это ложь и постанова. Я общался с ним лично и могу сказать: это вообще не его манера разговора и подачи информации. В госпитале он постоянно бухал. Каждый раз у него была разная история: то на него танк наехал, то в него стреляли. Как боевой медик, я сразу понял, что здесь что-то не чисто. Характер ранений такой странный…Марко Кондратюк, боец 79 бригады ДШВ

23-летний боец 79 бригады Десантно-штурмовых войск в разговоре с hromadske возмущается, что Михаил использует форму в корыстных целях: «Давит на жалость, будто он военный, а люди ему сбрасывают деньги. Я же думаю: а я какого хрена есть? Зачем я форму ношу? Может, мне ее снять к черту? Потому что из-за таких, как он, мне стыдно одевать форму».

Военный считает Пальцева не жертвой, которую эксплуатируют, а фактически соучастником мошенничества. И призывает не перечислять ему деньги. Вместо этого советует всем благотворителям просить подтверждающие документы. Насторожить должно то, когда показывать их отказываются.

«Прежде чем высылать деньги, требуйте всего несколько документов: это удостоверение участника боевых действий, форма № 5, справка об обстоятельствах травмы. Это свидетельствует, что человек действительно получил ранение во время боевых действий», — призывает Кондратюк.

Боевой медик возмущается: «За более года после ранения я ни одного сбора не открыл, хотя мне часть тоже больше года не платит. Сейчас должен делать уже 45-ю операцию на удаление некоторых нервов, потому что каждый день сталкиваюсь со зверскими болями… А он рассказывает, какой он бедный-несчастный, и давит на публику тем, что в военной форме. Этим самым обманывая народ. Меня это задевает!»

Боец 79 бригады Десантно-штурмовых войск Марко Кондратюкпредоставлено hromadske

Тем временем Михаил Пальцев продолжает обращаться к неравнодушным: просит помочь деньгами на лекарства, а еще собирает на ремонт. Почти каждый день мужчина проводит эфиры — с прикрепленной картой для донатов. Судя по последнему, за час ему присылают пожертвования по меньшей мере десять человек.

«Искренне вас благодарю, что вы помогли мне на лекарства. Пусть вас Бог оберегает», — говорит он каждый раз одну и ту же фразу.

«Просите документы: в этом ничего страшного нет»

Ветеран и общественный активист Олег Симороз сам потерял обе ноги из-за подрыва на мине. Говорит: сейчас и на улицах, и в соцсетях действительно становится больше «липовых ветеранов и волонтеров», который недобросовестно пользуются доверием граждан к Вооруженным силам. Симороз советует украинцам:

«Если вы видите, что у человека все данные закрыты; если он молчит, ничего о себе не рассказывает, а играется в какого-то крутого мегасекретного бойца — я бы рекомендовал такому человеку все же не помогать. А если начнет в ответ фыркать и говорить: "Как вы смеете меня о таком спрашивать?" — советую вообще не продолжать общение».

Перед тем, как помочь кому-то, поинтересуйтесь их историей; узнайте, куда собирают средства, проверьте официальные документы. В этом нет ничего страшного. Я лично, напротив, приветствую и даже хвалю людей, которые больше времени уделяют проверке информации.Олег Симороз, ветеран, общественный активист

Итак, что должно насторожить в сборах на помощь раненым военным:

  • отсутствие подтверждающих документов (удостоверения участника боевых действий, справки об обстоятельствах травмы и т.п.) или отказ по требованию их показать;
  • неготовность вести диалог, отвечать на вопросы;
  • попытка «давить на жалость».
Говорю за себя и за моих тяжелораненых друзей: мы отрицательно относимся к спекуляции на жалости. Все же военная честь должна подталкивать к другому. Поэтому если вы видите, как в видео раненые военные пытаются вызвать жалость и объяснить, что им хуже всех, знайте, что я бы точно тщательнее проверил этого человека.Олег Симороз, ветеран, общественный активист

Ветеран призывает относиться ответственно к донатам, ведь кто-то другой в них тоже нуждается — это все же исчерпывающий ресурс, к которому следует относиться разборчиво. Если помощи просит травмированный ветеран, есть документ, который может засвидетельствовать обстоятельства травмы, — это так называемая справка Ф5. И вы имеете полное право просить ее показать.

Олег Симороз подытоживает: «Волонтерская помощь и то, что люди и дальше донатят, — это, без сомнения, очень хорошо. Но легкомыслие здесь приводит, к сожалению, к нехорошим последствиям. Ваша помощь не должна выглядеть как утоление потребностей своего "я" — просто чтобы себе сказать: "Какой я молодец, забросил несколько гривен". Когда помогаешь — должен относиться к этому ответственно, чтобы и к волонтерской деятельности и сборам сохранялся уровень доверия» .


Материал создан при поддержке «Медиасети».

Автор: Дарья Гайда