«Я здесь, чтобы мочь смотреть в зеркало и не плевать в него». Самый молодой народный депутат — из окопов

Со Святославом Юрашем встречаемся возле Верховной Рады. Он приезжает на сессионные дни. Обычно дважды в месяц. Комбат отпускает, оформляя командировку. После работы под куполом и встреч с послами — несется назад.
Уже вечером у него поздний поезд в Харьков. Тогда его классический вид сменится военной формой. Неизменным останется разве что одно — из-под нее всегда будет выглядеть воротник вышитой рубашки.
На вопрос о том, какая роль для него более содержательна — народного избранника или обычного солдата, отвечает: «Я присоединился к Вооруженным силам с первых недель войны. И несомненно, для меня в войне и в том, что переживаешь там, больше всего смысла».
Святослав Юраш — самый молодой народный депутат в истории Украины. Им он стал в 23 года. С опытом в общественной, международной, медийной деятельности, но без высшего образования. В 2013 году Святослав так и не смог спокойно доучиться на международника в Калькутте, когда в Украине бушевал Майдан. Бросил все и вернулся, почти сразу основав семиязычный пресс-центр Евромайдана. Впоследствии за гражданское мужество от пятого президента он получит орден «За заслуги» III степени.
Сегодня Святославу 28. Прошло более двух лет, когда он сам попросился в окопы. Как парламентарий стал пулеметчиком и что отвечает на распространенный нарратив «пусть воюют депутаты» — в материале hromadske.

«Долго добивался, чтобы наконец попасть в окопы»
В Киеве Юраш — депутат, а на Донбассе — солдат-пулеметчик 24 отдельного штурмового батальона «Айдар», который стоит на Бахмутском направлении. Это уже его второй батальон. Предыдущий расформировали из-за больших потерь.
Присоединиться к Силам обороны Юраш решил еще накануне вторжения, когда вокруг него сгущались тучи. Добровольцем пошел сразу, но процесс остановился: в части не знали юридические моменты мобилизации депутатов. Но когда под Киевом россияне убили близкого ему человека — журналистку Александру Кувшинову — остановить его уже не могли.
«Мы с ней были знакомы 10 лет. Она была мне максимально близким человеком. Когда ее убили, я понял слово "ненависть" по-новому. И старался приобщиться к тем, кто воевал тогда под Киевом, в самом аду. Я знал командира роты, и там уже дискуссия о мобилизации была быстрее и четче. С этого и началась моя военная история», — вспоминает Святослав.
После боев под Киевом его роту отправили под Бахмут.
Я постоянно старался делать все возможное, чтобы выполнять то, зачем туда пришел. А именно — быть на боевых. Потому долго добивался, чтобы наконец попасть в окопы.Святослав Юраш, народный депутат Украины
Нынешнюю ситуацию на фронте он описывает как стабильно сложную. Но жаловаться, говорит, не имеет права.
«Я всегда помню тот факт, что мой прадед прошел от Сталинграда в Прагу. И проделал весь этот путь без "старлинка" и западной поддержки такого типа, как мы имеем сейчас. И я понимаю: если наши предки пережили ад XX века и дали нам независимую 50-миллионную Украину, то меньше всего, что мы можем сделать — это все удержать».

«Отношение к депутатам хуже всего: здесь это чувствую как нигде»
Отношение общества к народным депутатам Святослав Юраш называет «проклятием своей профессии». Он уверен: чтобы исправить это восприятие, понадобится не одно поколение.
«За годы независимости мои коллеги во всех властях делали такое, что никак не укладывается в голове. Продавали в парламенте все — от совести до Украины. Соответственно, это превращается в неприятие каких-либо усилий, которые ты делаешь даже лично», — утверждает Юраш.
Отношение к титулу «депутат» хуже всего. И поверьте, по общению со своими собратьями я это чувствую как нигде. Понимаю, что нужно больше одного депутата и более одного поколения, чтобы немного исправить это восприятие.Святослав Юраш, народный депутат Украины
Поэтому, говорит Святослав, природу нарратива «пусть воюют депутаты» понимает.
«Я же годами занимался общественной деятельностью. И присоединился к Зеленскому, потому что отвергал старые кланы и политические элиты. Я не хотел никому из них помогать дальше управлять страной. И в этом контексте не только понимаю — я и жил, и буду жить этим тоже. Ибо знаю и грехи разных коллег», — делится Святослав.

«Даже если бы вся Верховная Рада пошла воевать, мнение о депутатах не изменилось бы», — убежден Юраш. Однако добавляет — он такой не один.
«В целом в этом нарративе вокруг депутатов мой тезис прост: Конституция запрещает мобилизовать нардепов, но мобилизоваться они могут. Что касается того, пойдут ли они, должны ли идти активнее — здесь уж каждому решать. Потому что Конституция позволяет им выполнять свои депутатские полномочия прежде всего», — объясняет Юраш.
Моя история — не о том, чтобы как-то глобально изменить ситуацию, а о том, чтобы мочь в зеркало смотреть каждое утро и не плевать в него, понимаете?Святослав Юраш, народный депутат Украины
О Зеленском и мобилизации
Святослав Юраш — депутат от фракции «Слуга Народа». Спрашиваю, не изменилось ли за 5 лет каденции и более 2 лет большой войны отношение к президенту, его решениям и окружению.
«Это суть демократии: жалобы всегда есть, были и будут. Но у меня четкая позиция поддержки, потому что я с этой командой пришел, с ней работаю и искренне считаю, что во время полномасштабной войны создавать внутри хаос — это только помогать врагу», — говорит Юраш.
«Более того, это подтверждает исторические стереотипы о беде украинцев: мы никогда не можем достичь единства. А в этот момент нам нужно находить его, несмотря ни на что. Какими бы ни были несогласования или неидеальности, надо понимать, что глобальный вопрос больше — будущего нашей страны в принципе», — отмечает Святослав.
Не разделяет депутат общественной шумихи и вокруг усиленной мобилизации. Привлекать все возможности для обороны — дело праведное, говорит он.
Да, есть определенные нюансы, но я бы не сильно отдавался публичной дискуссии на эту тему. Ибо в момент национального испытания не стоит начинать воплощать наше извечное историческое проклятие: «два казака, три гетмана». Потому что россия не воюет за Крым, Донбасс, Харьков или Киев. Она воюет за всю Украину, которая в ее концепции является частью их государственности. Если мы с этим не согласны, то должны делать все, чтобы этого не произошло.Святослав Юраш, народный депутат Украины
По четыре дня без связи
«Руки младшего народного депутата Украины, рядового ВСУ Святослава Юраша. Еще раз — взгляните на эти руки… Просто взгляните… потому что я — не могу…» — одно из сообщений мамы Святослава Дианы Юраш.
«Снова — в очередной раз — ждала четвертые сутки связи с ним из Донбасса. А как только услышала и увидела, что Свят на связи, то попросила живое фото. И вот — получила! Вид усталого и изболевшегося солдата, который на мои каскадные вопросы "Ты расстроен?.. Не ранен?.. Тебе что-то болит?" пишет мне лаконично: “Душа”…» — снова делится переживаниями мама.
«Это же боевые, — отвечает на ее волнение Святослав. — Они таковы и есть. Конечно, нет возможности отвечать. "Старлинк" на позициях есть не всегда. Мамочка моя об этом забывает. Но ведь мать — это мать. Она волнуется. Что здесь сказать».
Родители Святослава сейчас в Ватикане. Его папа Андрей Юраш — Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Ватикане. По возможности они постоянно созваниваются по видеосвязи. Святослав признается: позиция Папы Римского его возмущает.
«Когда у меня есть возможность, мы общаемся. Вот вчера созванивались с отцом. Как раз возможность спросить, какая там ситуация. Отец четко отстаивает свою позицию: Украина и украинцы считают, что таких вот двоечтений-троечтений, которые Папа регулярно создает своими тезисами, быть не может. Мне очень жаль, что Папа Римский не может отличить зло от добра. Но это ему надо в своей дискуссии с Богом просить прощения», — убежден депутат.

Затрагиваем тему религиозных убеждений и мобилизации. Юраш-младший объясняет: православие по защите Родины имеет четкую позицию: «Библия говорит, что не просто допустимо защищать Родину — это нужно делать».
В тех случаях, когда отказываются мобилизоваться по религиозным убеждениям, в основном речь идет о протестантах, говорит Святослав.
«У них эти тезисы тяжелее. И на эту тему действительно стоит дискутировать. Вторая мировая война, например, знает разные примеры, когда люди, которые не могли стрелять, шли служить, но не на боевые позиции. Поэтому я не вижу беды в том, чтобы создавать такие варианты для людей, которым совесть говорит то или иное. У меня есть уважение к украинской религиозной мозаике», — отмечает Юраш.
«Говорили по-русски, но умирали за Украину». Языковой вопрос
Святослав Юраш всегда в вышиванке. Что в парламенте, что на фронте, тогда она выглядывает из-под «пикселя». Свою любовь объясняет просто: «Прежде всего, это стильно». Вышитых рубашек у него 8. Может показаться, что у него полный рюкзак вышиванок. Он смеется: «Нет». Просто одевает на выезды и не снимает продолжительное время.
Он — коренной львовянин. Его украинский — интеллигентный и изысканный. Святослав это называет «непременной частью галицкого пакета услуг». В то же время, свои страницы в соцсетях параллельно ведет на украинском и русском языках. Свою позицию объясняет так: «Потому что я воюю с одним парнем из Енакиево, а с другим — из Иловайска».

И дальше рассказывает более пространно: «Когда в 2013 году я вернулся в Украину, на Майдане увидел всех тех людей, которые на украинском не общались и Бандеру не любили, но для Украины делали все и даже больше. И моя позиция из этого галицкого пакета услуг немного трансформировалась.
А потом был Донецк. Мой первый Донецк, когда в 2016-м я поехал туда на полгода журналистом. И видел, как красивый славный город распадался на куски. И видел людей, которые никогда украинского не использовали и любили все коммунистическое. Но за Украину умирали. И я тогда еще принял позицию, что не имею права применять тот же подход к языковому вопросу, который проповедовался во Львове».
Именно риторика Юраша — в частности, по языковому вопросу, который он называл «кнутом», который может замедлить украинизацию, — вызвала возмущение еще на старте его депутатства. Впрочем, даже полномасштабная война его мнение не изменила.
Своими постами я показываю, что не буду принимать неадекватность по отношению к украинцам, которые говорят по-русски. Моя позиция порождена жизнью. Порождена тем, что я видел на Майдане, в Донецке и вообще за жизнь.Святослав Юраш, народный депутат Украины
«Украина — мешанка. Я за украиноязычность, которая должна проходить шаг за шагом. Это продолжающийся постепенный процесс. Но он будет следовать поколению за поколением, и в этом процессе должно быть адекватное отношение к другим украинцам. В таком темпе и в таком разговоре ты легче убеждаешь людей переходить на украинскость разного формата», — заключает Святослав.
- Поделиться: