9 мая от путина: почему ничего особенного не случится, и что может быть дальше

российские медиа активно сообщают о подготовке парада. Впрочем, детальный анализ этих сообщений вызывает грустную улыбку, потому что, похоже, нигде, кроме москвы, действительно масштабных мероприятий не будет.
Пока украинцы (да и многие иностранцы) встревоженно рассуждали, на что может пойти российская армия, чтобы «отметить» 9 мая, в кремле, похоже, искали способ, как бы не делать ничего.
Речь идет не только об армии. Еще больше недели назад в кремле заявили, что «не будут приглашать» на парад в москву никого из иностранных лидеров. Причины были понятны: никто бы не согласился. Впоследствии стало известно, что отказался даже Александр Лукашенко (хотя публично сказать об этом не захотел, поэтому отдуваться пришлось путинскому пресс-секретарю пескову).

российские медиа активно сообщают о подготовке парада — прежде всего в москве — и публикуют данные соцопроса, согласно которому 80% россиян готовы принять участие в соответствующих публичных мероприятиях. Впрочем, детальный анализ этих сообщений вызывает грустную улыбку, потому что, похоже, нигде, кроме москвы, действительно масштабных мероприятий не будет. В некоторых районах Курской и Белгородской областей, граничащих с Украиной, массовые празднования вообще отменили или строго ограничили «из-за высокого уровня террористической угрозы».
Интересно получается и с россиянами, которые фигурируют в опросе: праздновать-то, может, действительно готовы 80%, однако только 62% уверены, что хорошо разбираются в истории той войны, и — внимание, — в то же самое время 53% убеждены, что у остальных их соотечественников этих знаний не хватает.
Последний момент является результатом пропаганды, помноженной на типичный человеческий эгоизм (человек от природы не склонен признавать свое незнание, зато с радостью замечает его у ближних). Так или иначе, поставленные рядом эти цифры демонстрируют уровень когнитивного диссонанса, в котором находится сейчас российское население.
Причины ясны и здесь. Какую бы поддержку ни выражали рядовые россияне нынешней войне с Украиной (даже с учетом того, что за правдивое слово элементарно угрожает судебный процесс), они не могут не видеть, что спецоперация зашла не туда. Можно отстраниться от того, как ведут себя оккупанты с мирным населением. Многие так и делают, это тоже психология. Но крайне трудно не удивиться «плановому ходу спецоперации», когда агрессор застрял практически на всех рубежах, из трех областей пришлось уйти совсем, а вас перед этим годами убеждали в непременном молниеносном разгроме «националистов» и поддержке со стороны украинского населения...
Годы такой пропаганды оседают глубже, чем в рацио — в подсознании. И теперь оно у россиян бунтует, хоть и молча. Это значит, что перед путиным и его камарильей стоит непростая задача: по возможности отметить 9 мая так, чтобы это по-прежнему укрепило у подданных имперский дух — но при этом не вспоминать о реальной войне, идущей прямо сейчас.
путин, кстати, поступил в своем типичном стиле: 8 мая кремль опубликовал его поздравление с днем победы, среди адресатов которого фигурирует народ Украины. В этом заявлении путин выразил убеждение, что российские оккупанты «бьются бок о бок» с украинцами за «освобождение от нацистской скверны».
И это все снова о психологии. Причем не только отдельного человека. Создавая себе параллельную реальность, вы рано или поздно начинаете в нее верить. Или — если у вас есть власть и возможность транслировать собственные выдумки в массовое сознание — вы должны постоянно действовать так, словно верите в них сами. Что, в конце концов, одно и то же в плане практических последствий.
Именно поэтому путин вынужден воздерживаться от открытой мобилизации или использования оружия массового поражения. Возможно, это позволило бы ускорить продвижение российских войск там, где они наступают (Донбасс) и остановить отступление там, где они вынуждены отходить (Харьковская область). Но это болезненно ударило бы по мифу о российском величии и военной мощи. А вся идея агрессии 24 февраля держалась именно на этом мифе.

Как писал четверть века назад русский писатель Виктор Пелевин, символом россии является нефтяная скважина, над которой возвышается телебашня. Лучшего образа путинской россии не придумать. Телебашня находится «над» скважиной не только по очевидным физическим причинам. Она важна сама по себе. Те, кто наблюдал эволюцию рашизма за последние более 20 лет, помнят: сначала было взятие кремлем под контроль частных телеканалов, и только потом — частного нефтегазового бизнеса. Не наоборот и не одновременно.
Все вышесказанное не означает, что путин в принципе не объявит мобилизацию, не сбросит бомбу, в конце концов, не попытается просто забрасывать украинских защитников трупами своих же подданных — стратегия, которая помогла не только во Вторую мировую, но и действовавшая в россии еще еще до имперских времен.
Не означает это и отсутствия в ближайшее время очередных ракетных ударов, которые могут привести к значительным жертвам среди мирных украинцев. путин свято верит, что имперская идея стоит тысяч и тысяч жизней россиян — с чего бы ему жалеть нас? И, наверное, если подобные преступления будут совершены 9-10 мая, украинское общественное мнение привяжет это к «празднику».
Но правда в том, что такие вещи происходят регулярно, без привязки к датам. И прекращение их с начала войны является делом ВСУ. Здесь психология путина как раз не при чем.
В то же время коллективное бессознательное россиян уже сделало 9 мая днем позора этой страны. Как бы они ни пытались убедить самих себя в противоположном.
- Поделиться: