Более 70 лет назад нацист забрал у девушки-еврейки дорогую картину. Теперь полотно вернут законным владельцам

Правительство Франции объявило, что вернет картину «Розовые кусты под деревьями» австрийского художника Густава Климта потомкам ее законной владелицы — еврейки Норы Стясной. В 1938 году та была вынуждена продать полотно под давлением своего бывшего парня—нациста Филиппа Хойслера.
Об этом объявила министр культуры Франции Розлин Башло — страна приобрела полотно Климта в 1980 году, не зная об истории, стоявшей за ним, сообщает The Times.
Нора Стясная происходила из знатного рода австрийских евреев. «Розовые кусты под деревьями» она унаследовала в 1927 году от своего дяди, коллекционера Виктора Цукеркандля.
Во время учебы в Венской школе прикладных искусств Стясная влюбилась в подмастерья одного из преподавателей — Филиппа Хойслера, который был на 11 лет старше ее и к тому же женат (но скрывал это).
Через некоторое время пути Стясной и Хойслера разошлись. Девушка нашла мужа и завела семью. Мужчина переехал в Германию и присоединился к рядам нацистского движения.
В 1938 году Германия аннексировала Австрию. Тогда же Хойслер поехал в Вену, где сначала провозгласил себя директором школы, в которой раньше работал, а после увольнения из-за жестокого обращения с учениками начал искать Стясную.
Девушка не могла сопротивляться Хойслеру (в том числе из-за политики нацистской Германии в отношении евреев), и тот в конце концов заставил ее продать «Розовые кусты под деревьями» за 400 рейхсмарок — что примерно в восемь раз меньше реальной стоимости полотна.
От нацистских концлагерей Стясную это не спасло: она, как и ее муж и сын, погибли там в годы Второй мировой. Выжила сестра — Гермине Мюллер-Гофман.
После войны женщина нашла Хойслера и потребовала от него вернуть картину. Тот все отрицал: и то, что был нацистом (хотя сохранился его партбилет, говорящий о противоположном), и что полотно в его собственности — именно «Розовые кусты под деревьями» Климта.
Хойслер после своей смерти завещал картину сиделке — Герте Блюмель. Она продала ее на аукционе в Швейцарии, а затем, в 1980-м, полотно оказалось во Франции.
Это единственная репродукция Климта, находящаяся в собственности государства — она экспонировалась в парижском Музее д'Орсэ.
Когда о судьбе полотна узнали искусствоведы, они провели расследование — и теперь правительство Франции заявило, что вернет картину ее законным владельцам, внукам сестры Норы Стяснои.
По словам Розлин Башло, «Розовые кусты под деревьями» Климта — это картина, свидетельствующая о «сломанных жизнях» во времена нацизма в Европе.
- Поделиться: