Бронза — металл героев: как в Тбилиси появился памятник Герою Украины Александру Мациевскому

В марте 2023 года россияне выложили в YouTube момент расстрела снайпера 163 батальона 119 отдельной бригады ТрО Черниговской области Александра Мациевского. В Грузии это видео увидел хирург-трансплантолог, доктор медицинских наук Акакий Цилосани.
В знак уважения к украинскому воину он профинансировал установку памятника Александру на территории своего Института трансплантации волос в Тбилиси. Авторами памятника стали тбилисские скульпторы Ираклий Деканозишвили и Каха Арунашвили.
Почему грузин решил увековечить память об украинском воине — рассказывает hromadske.
«Меня потрясло, с каким достоинством Александр принимал смерть. Спокойно сделал затяжку, спокойно сказал "Слава Украине". Если есть мужество — то оно такое, без пафоса. Недавно я в США прыгал с парашютом вместе с инструктором, хотел во время прыжка тоже сказать "Слава Украине" — и не смог, потому что было очень страшно. И я не знаю, что бы я сказал, если бы расстреливали меня. Смог ли бы я вообще что-то сказать. А Александр сумел побороть свой страх. россияне не способны уважать мужество врага, оно у них вызывает страх и ненависть. Эта скульптура — это знак моего уважения к вашим воинам, которые умеют достойно воевать и достойно умирать», — объясняет Цилосани.
Сначала он категорически отказывался общаться с hromadske, ведь уверен, что благородные люди молчат о своих добрых делах. Я рассказала ему, как Алексей Алчевский установил первый в Украине памятник Тарасу Шевченко во дворе своей харьковской усадьбы. В конце XIX века это был смелый вызов украинца российской власти.
Так не является ли памятник Мациевскому на частной территории Цилосани в Тбилиси тоже гражданским вызовом? Такая параллель понравилась Акакию, и он согласился на встречу: в ноябре он проводил несколько операций в Киеве, тогда и вызвался поговорить.
Встречи с Цилосани hromadske ждало два месяца. С его помощью мы связались со скульптором Ираклием Деканозишвили. Наш разговор с Акакием — о грузинских рефлексиях относительно украинского сопротивления москве.
«Это наша солидарность»
«Я не воспринимаю вашу войну с россией как политическое событие. Для меня это борьба добра со злом, света с тьмой. Очень много жертв, много боли, мне трудно жить с тем, что это все происходит. Очень жаль людей, жаль Александра Мациевского.
Что такое россия, мы, грузины, поняли еще в 90-х годах, когда россияне спровоцировали войну в Абхазии и Южной Осетии, которая закончилась для Грузии потерей этих территорий. В Украине россияне действовали по такому же сценарию: спровоцировали сепаратистское движение, а затем ввели собственные войска.
А события февраля 2022 года меня вообще возмутили: россияне, как Гитлер когда-то, без объявления войны утром начали обстрел украинских городов. Огромная страна таким коварным способом нападает на своего соседа, ресурсы которого в разы меньше! В этом нет справедливости, и мне это очень больно», — считает Цилосани.
Он лично не участвовал в грузинских войнах против россии в 1993 и 2008 годах. Но хорошо осознает, какую угрозу для его страны представляют российские войска, которых в свое время благодаря позиции США удалось остановить буквально в 40 километрах от Тбилиси.
Тогда россия смогла покорить Грузию другим способом — через влияние пророссийских политических сил. Акакий убежден, что идти на какие-то компромиссы с россией нельзя, потому что она не даст покоя, даже получив оккупированные территории.
«Если бы я был руководителем Грузии, я бы помогал Украине оружием и военнослужащими. Но я врач, поэтому поддерживаю другим способом», — говорит Акакий Цилосани.
По его убеждению, те, кто начал и вел войну, должны предстать перед судом. Он не призывает расстреливать или сажать на кол россиян, а делать все по решению суда. Потому что даже сумасшедших дикарей надо наказывать цивилизованно.
Скульптор Ираклий Деканозишвили в 1993 году учился в Тбилисской художественной академии. Вместе с друзьями он собирался на войну с россией, но не успел: абхазские сепаратисты захватили Сухуми, война фактически была проиграна.
«Грузины очень солидарны с Украиной. У нас люди на балконах, на автомобилях, на государственных учреждениях вывешивают украинские флаги. Наши добровольцы с 2014 года воюют в украинской армии. От победы Украины в войне с россией зависит и решение нашего, грузинского, вопроса. Когда мои друзья (художники, скульпторы) узнали, что я работаю над памятником, им понравилась эта идея», — рассказывает Деканозишвили.

200 килограммов бронзы
Акакий Цилосани сделал скриншот из видео россиян о расстреле Мациевского — именно тот кадр, который вызвал у него больше всего эмоций. Показал его Ираклию Деканозишвили и сказал: «Скульптура должна быть вот такая».
«Я очень уважаю украинскую борьбу против россиян. Мне понравилась сама возможность поработать над такой скульптурой. В Грузии небольшой спрос на работу скульпторов: оформление фасадов, надгробные памятники, фонтаны. В этом не так много творчества, как хотелось бы. Люди, имеющие деньги, скорее купят себе айфон, чем закажут скульптуру.
А здесь надо было создать не просто статую человека, который вызвал у меня искреннее уважение, а поэтический образ героя-военного, который защищает свою землю. Речь шла о художественном олицетворении мужества и стойкости. Это было очень интересно», — рассказывает Деканозишвили.
Работа проходила в мастерской Кахи Арунашвили. Объемную скульптуру необходимо было создать, опираясь на плоское изображение из коротенького видеоматериала, в котором военный стоит в одном ракурсе. Современные школьники на уроках информатики осваивают программы компьютерного моделирования объемных предметов. Однако Ираклий давно не школьник, ему 55 лет, он не умеет пользоваться этими программами. К тому же изготовление скульптур на станках с программным управлением он расценивает как профанацию.
«Я учился в училище и в академии десять лет, умею без компьютера и станков создавать скульптуры — для этого у меня есть пространственное воображение и руки», — смеется Деканозишвили.
Они с Кахой Арунашвили отказались работать с глиной: весной и летом в Тбилиси очень жарко, глина быстро высыхала бы, надо было бы ее постоянно смачивать — это хлопоты. Поэтому использовали пенопласт, гипс, потом делали медные формы, а затем отливали статую в бронзе. Ее высота — 180 сантиметров, обычный мужской рост.
«Меньше всего мне хотелось делать скульптуру по законам советского и российского натурализма, это не интересно. Мне хотелось поставить не кусок бронзы со всеми складками военной формы, а создать живого человека, который переживает очень сильные чувства», — говорит скульптор.
Работа над статуей длилась почти четыре месяца. В начале сентября друг Ираклия на своей небольшой машине перевез готовую статую на территорию Института трансплантации волос. Двое скульпторов и трое их друзей вручную (скульптура весит 200 килограммов) установили бронзового Александра Мациевского на базальтовый постамент, на котором кириллицей написано: «Героям слава!»
«Эти слова на украинском и российском пишутся одинаково, даже странно», — замечает Ираклий.
Никакого белого покрывала, никаких торжеств, ничего «на публику».
Почему не памятник грузину?
Акакий Цилосани рассказал о памятнике своей украинской коллеге-профессору Юлии Овчаренко. Она написала об этом в Facebook. Уже 12 сентября новость подхватили украинские медиа.
«Грузины узнали о скульптуре от украинцев, — вспоминает Цилосани, — люди начали приходить на территорию института, приносить венки и цветы».
Впрочем, нашлись и те, кто упрекнул Цилосани: если он хотел почтить мужество, то почему не поставил памятник национальному герою Грузии, сержанту Георгию Анцухелидзе — участнику российско-грузинской войны 2008 года, погибшему от пыток в плену южноосетинских сепаратистов?
«В 2008 году я не имел ни средств, ни клиники, ни двора, где можно было бы поставить этот памятник. На все приходит свое время, — говорит Акакий Цилосани, — Памятник Мациевскому — это памятник всем героям».
Свобода побеждает
С 2010 года Цилосани приезжает в Украину часто: делает операции, участвует в конференциях, проводит тренинги. Он имел возможность много лет наблюдать, как Украина отдаляется от россии, как она становится более цивилизованной, как в ней побеждает дух свободы.
«Украинцы очень мирные и добрые. У них нет никакого высокомерия и пренебрежения к другим людям. Я в россии — "лицо кавказской национальности", а значит неполноценный. Армян там презрительно называют "хач*ми", украинцев — "хо**ами". А в Украине за много лет я не почувствовал ни одного пренебрежения к себе из-за того, что я грузин. Я не видел пренебрежения к людям других национальностей. Вы свободны, поэтому уважаете других», — отмечает Цилосани.
Войну в Украине он называет и своей войной. В прошлом году привозил в Киев сына, дочерей, жену — познакомиться с украинцами, поддержать их.
- Поделиться: