Быстрые деньги вместо устойчивого развития. Почему монетизация льгот на проезд только ухудшит систему общественного транспорта

Быстрые деньги вместо устойчивого развития. Почему монетизация льгот на проезд только ухудшит систему общественного транспорта
hromadske

Городской голова Киева Виталий Кличко обратился к премьеру и главе Верховной Рады с просьбой на государственном уровне урегулировать компенсацию расходов на льготный проезд в городском транспорте по всей Украине.

В частности, киевский городской голова предложил внести законодательные изменения в одном из двух форматов:

  1. Монетизировать льготы — обеспечить людей из льготных групп выплатами от государства для компенсации проезда.
  2. Ввести субвенции органам местного самоуправления — компенсировать из госбюджета расходы за проезд льготников.

Мы в ОО «Пассажиры Киева» убеждены, что любое из этих решений не является панацеей — поскольку лишь на время продолжит уже длительный упадок системы общественного транспорта и неэффективное использование средств местного и государственного бюджетов.

Субвенции из государственного бюджета часто критикуют как инструмент и касательно других программ — в частности, как потенциальное окно для коррупционных схем. Поэтому на этом формате мы не будем останавливаться. А вот о монетизации льгот в Украине все чаще говорят как о потенциально эффективной реформе. Впрочем, если говорить о транспорте, это не так.

Подробно об этом еще в 2018 году писал транспортный аналитик Демьян Данилюк. Он обратил внимание, что на Западе монетизации нет, а в странах бывшего СССР эксперименты с монетизацией льгот особых успехов не имели.

«Монетизация — это фикция, которую не потянет украинская экономика, а значит, общество станет еще более рассерженным. Городам нужно заказывать транспортную работу у перевозчиков, а льготникам нужны достойные пенсии от государства, что позволит отменить льготы. Давайте помнить, что ничего бесплатного нет, а монетизация — изобретение велосипеда в одичавшем совке», — подчеркивал эксперт.

Он отмечает, что монетизации льгот на проезд в общественном транспорте нет и в близких Украине странах: в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Латвии, Румынии и балканских государствах. В то же время, эксперименты с монетизацией не помогли россии, Беларуси и Казахстану.

Поэтому в Украине должна заработать не монетизация, а новая система оплаты за транспорт.

Если коротко: города обеспечивают контроль транспортной работы коммунальными или частными перевозчиками и соответственно оплачивают их работу. То есть города должны полностью взять на себя сбор и учет выручки за проезд, а затем распределять прибыль между перевозчиками.

При таком подходе у перевозчиков будут четкие условия перевозок и критерии оплаты за свою работу, а значит, они будут мотивированы качественно работать и выполнять поставленные городом цели — в частности, соблюдать количество рейсов и их график, чтобы по итогу месяца получить фиксированную сумму средств на каждый 1 км работы.

В качестве плохого примера такой работы стоит привести киевские маршрутки. Они ездят не по графику и стоят по 5–10 минут возле станций метро, чтобы набить полный салон пассажиров для максимизации прибыли; а еще часто ломаются и в общем-то не являются надежными. Сейчас у частных перевозчиков нет стимулов покупать большой подвижной состав и соблюдать условия перевозок, поскольку они зависят от собранной за день выручки.

Вернемся к предложению городского головы Киева. Никто из советников или заместителей не подсказал Виталию Кличко, что стоит призвать Кабмин и парламент принять директиву ЕС — которая как раз ввела бы оплату за транспортную работу в Украине. Об этой директиве киевские власти должны быть осведомлены и должны рассмотреть опыт стран, в которых такой подход успешно работает. Почему же этого не произошло?

Мы считаем это очередным симптомом системной проблемы с «себестоимостью общественного транспорта». Многие годы нам рассказывают, что стоимость проездного билета в Киеве ниже себестоимости, поэтому и периодически поднимают вопрос монетизации льгот. На самом деле почти никогда проезд не стоит меньше себестоимости: цена за билет составляет 30–50%, а остальное компенсируют из бюджета.

Работы общественного транспорта не следует измерять в категории финансовой целесообразности — он всегда убыточен. Надо отталкиваться от целесообразности экономической — она заключается в стоимости сохраненного благодаря эффективной работе времени, уменьшении выбросов и экономии на строительстве инфраструктуры для автомобилей.

Поэтому ответ на вопрос льготников, как и вопрос «себестоимости» общественного транспорта — в том, насколько города готовы жертвовать краткосрочным финансовым результатом в пользу устойчивого экономического.

Киев пока не готов этого делать, поэтому и дальше будет искать способы сокращения расходов на общественный транспорт — а это в основном приводит и к снижению качества его работы.

Авторы: Александр Гречко и Антон Гаген — соучредители ОО «Пассажиры Киева».


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.