Бывший белорусский офицер, опубликовавший и передавший полиции «белорусские пленки», свидетельствовал по делу Шеремета

Бывший сотрудник белорусского спецназа Игорь Макар приезжал в Киев, чтобы свидетельствовать по делу об убийстве журналиста Павла Шеремета. Перед этим он опубликовал и передал Нацполиции аудиозаписи о возможной причастности к убийству белорусской власти.

Об этом он рассказал белорусскому «Радыë Свабода».

По его словам, после публикации аудиозаписей с ним связались украинские дипломаты и обсудили сотрудничество в расследовании. Макару сделали украинскую визу и попросили приехать в Киев. Как говорит экс-силовик, 16 января он уже вернулся из Киева в Вильнюс.

«Меня обеспечили круглосуточной охраной... Мы проводили следственные действия и другие меры в Нацполиции, после чего украинская сторона сообщила, что у них нет причин не доверять мне. Я считаю, что представил достаточно доказательств о том, что белорусские спецслужбы причастны к убийству Павла Шеремета», — сказал Макар.

Он отметил, что рассказал правоохранителям больше, чем публиковал ранее. Но Макар пообещал не разглашать свои показания, чтобы не навредить следствию.

Также бывший силовик убежден, что после его показаний расследования «кардинально изменится». Он считает, что причиной убийства журналиста могла стать его работа над делами пропавших без вести в Беларуси людей.

«По моему мнению, после сравнения ряда фактов и после разговора с украинскими следователями мы можем говорить о ненависти Александра Лукашенко к Павлу Шеремету. Все вместе это могло быть причиной его устранения», — отметил Макар.

В Нацполиции отметили, что информация от бывшего силовика может существенно ускорить процесс расследования. Сейчас они проверяют полученные данные и отправили на фоноскопическую экспертизу запись разговоров.

Дополнительные следственные действия хотят провести на территории стран, связанных с «пленками Шеремета». Для этого в Нацполиции уже подготовили ходатайство о предоставлении международной правовой помощи.

Что за пленки?

Записи разговоров, вероятно, главы Комитета госбезопасности Беларуси в 2008-2012 годах Вадима Зайцева 4 января выложил оппозиционный «Белорусский народный трибунал». Записи также получило брюссельское издание EUObserver.

На записи звучат слова Зайцева, записанные скрытым устройством 11 апреля 2012 года во время инструктажа сотрудников элитного контртеррористического подразделения КГБ «Альфа» в офисе Зайцева в Минске.

В частности, на записи обсуждается способ убийства Павла Шеремета, который тогда жил и работал в России. Ставится задача его взорвать. Сделать так хотели, чтобы убийство стало публичным сигналом.

По заключению журналистов, Лукашенко выделил более 1,5 миллиона долларов на «ликвидацию» бывшего начальника следственного изолятора №1 («Валадарка») Олега Алкаева в Минске, бывшего командира бригады спецотрядов Владимира Барадача и бывшего исполняющего обязанности начальника отдела по борьбе с коррупцией Вячеслава Дудкина.

Операцию планировали осуществить без следов, инсценировав несчастные случаи. Эти политические покушения планировались в Германии, но не были осуществлены.

Что известно о деле Шеремета?

Журналист Павел Шеремет погиб 20 июля 2016-го в 07:45 утра в результате взрыва машины. Он ехал на утренний эфир своей программы. Расследование убийства Шеремета чиновники публично называли «делом чести», впрочем, в декабре 2019 года у следствия не было ни одного официального подозреваемого.

Следствие долгое время настаивало, что Андрей Антоненко, «увлекшись ультранационалистическими идеями» и «культивируя величие арийской расы», организовал убийство Шеремета и привлек к преступлению Юлию Кузьменко, Яну Дугар и других неустановленных лиц, которые имели навыки работы с оружием и взрывными устройствами. По данным следствия, Юлия Кузьменко закладывала взрывчатку под авто, Антоненко ее сопровождал, а Яна Дугар накануне проводила разведку.

Но 21 мая 2020-го подозреваемым изменили подозрения. Из них исчезли упоминания об «ультранационалистических идеях» и «величии арийской расы», а организаторами следствие теперь называет неустановленных лиц. Антоненко теперь называют исполнителем преступления, как и Кузьменко, а Дугар — пособницей.

Сейчас Нацполиция завершила досудебное расследование по делу об исполнителях убийства Шеремета и передала материалы дела в суд. Между тем суд уже смягчил меры пресечения Дугар и Кузьменко, а вот Антоненко остается под стражей.

Дело о заказчиках пока еще расследуется. Оно разделено на две части, а процессуальное руководство по нему проводит Офис генпрокурора.