Цензура или защита чести: почему Медведчук хочет запретить книгу Вахтанга Кипиани о Василе Стусе

Портрет украинского поэта Василия Стуса на Вечере Рождественских Василиев, в Киеве, 12 января 2020 года. Вечер Рождественских Василиев, основанный в 1989 году Евгением Сверстюком в память о Василии Стусе, Василии Симоненко, Василии Чумаке и Василии Эллане-Блакытном, родившихся в эти рождественские дни
Портрет украинского поэта Василия Стуса на Вечере Рождественских Василиев, в Киеве, 12 января 2020 года. Вечер Рождественских Василиев, основанный в 1989 году Евгением Сверстюком в память о Василии Стусе, Василии Симоненко, Василии Чумаке и Василии Эллане-Блакытном, родившихся в эти рождественские дниКосмач Александр / УНИАН

Сегодня, 10 июля, Дарницкий суд Киева рассмотрит иск народного депутата от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука, который хочет запретить книгу журналиста Вахтанга Кипиани «Дело Василя Стуса» об украинском диссиденте.

Иск также касается издательства «Виват» и книжной фабрики «Юнисофт», совместно с которыми издана книга. Коротко объясняем, в чем суть дела.

Что связывало Медведчука и Стуса?

Виктор Медведчук был адвокатом Василя Стуса. Всего было четыре уголовных процесса, где он защищал диссидентов. По мнению Вахтанга Кипиани, их поручали не всем адвокатам, а только тем, которым советская власть доверяла и которых «считала контролируемыми».

Двое из подзащитных Медведчука погибли в лагерях при невыясненных обстоятельствах: Юрий Литвин и Василь Стус. Оба получили максимальные сроки — по 15 лет, оба оставили свои короткие отзывы о Медведчуке. Юрий Литвин назвал адвоката ангажированным, Василь Стус сказал, что в подобных процессах адвокатам предоставляется роль второго прокурора.

В книге Вахтанга Кипиани есть эпизод о процессе над диссидентом в 1980 году. Суд проходил за закрытыми дверями, во время оглашения приговора Стуса удалили из зала, а приговор зачитали без него.

Стуса приговорили к 10 годам принудительных работ и 5 годам ссылки. В лагере он умер. Тогда Медведчук признал обвинения «правомерными». По официальной информации, причина смерти — остановка сердца. Товарищ Стуса, также бывший политзаключенный Василий Овсиенко, выдвигал предположение о гибели от удара карцерными нарами, вероятно, умышленно устроенном надзирателями.

Чего хочет Виктор Медведчук?

В августе 2019 года Медведчук обратился в суд с иском, которым требует запретить Вахтангу Кипиани издание и распространение экземпляров книги «Дело Василя Стуса» в любой форме и на любой территории, а также публикацию связанной с этой книгой информации в прессе, по радио, телевидению или с использованием других средств массовой информации, распространение в интернете или другими средствами связи.

Претензии Медведчука основном касаются таких отрывков из книги:

  • «...распинал поэта (Василя Стуса — ред.) — назначенный государством адвокат Медведчук»;
  • «...Вите, что воспитывался в семье политссыльного... говорят — шуцман»;
  • «...была возможность у Стуса выбрать "меньшее зло". Однако остается фактом, что назначенного, поддерживаемого госбезопасностью адвоката звали Виктор Медведчук»;
  • «Адвокаты откровенно "отбывали номер", не забывая, правда, сдирать гонорары с убитых горем семей...»;
  • «...шестерка коммунистической системы Медведчук...»;
  • «...сын полицая...»;
  • «...Медведчук на суде признал, что все "преступления", якобы совершенные его подзащитным, "заслуживают наказания"»;
  • «...он (Виктор Медведчук — ред.) фактически поддержал обвинения. Зачем нужны прокуроры, когда есть такие безотказные адвокаты?»;
  • «Преступление перед поэтом юрист Медведчук совершил еще и тем, что не сообщил семье о начале рассмотрения дела... Боялся КГБ или просто всегда был циником и аморальным типом?».

Виктор Медведчук в комментарии hromadske заявил, что подал иск против Кипиани, поскольку, по его мнению, информация в книге не соответствует действительности.

«Если человек позволяет себе высказывания, не соответствующие действительности, то это является предметом судебного разбирательства для защиты чести и достоинства, я так делал всегда и буду делать в будущем», сказал Медведчук.

Что говорит Вахтанг Кипиани и издательство?

Журналист Вахтанг Кипиани считает, что иск Медведчука является давлением на свободу слова, а он имел право на оценочные суждения в своей книге.

«Есть иск по 9 эпизодам этих статей, которые Медведчук считает порочащими его блестящую честь, достоинство и деловую репутацию. Как по мне — это прямое давление на свободу слова. Потому что из этих 9 пунктов семь являются так называемыми оценочными суждениями, то есть здесь нечего отрицать, я так думаю и не собираюсь отказываться от мысли. По двум другим — там надо говорить с адвокатами, которые считают, что надо будет доказывать, что не то имелось в виду. Все эти иски касаются моих оценочных суждений о роли Медведчука в судебном процессе, его личных качеств, мотивов поведения», сказал hromadske журналист.

Представители издательства «Виват» считают, что журналист имел право на оценочное суждение. «В книге речь идет об оценке исторического события, это — во-первых, а во-вторых, — об оценке действий лица, которое было задействовано в этом историческом событии. Именно эти оценки и возмутили истца. Но надеемся, что суд будет справедливым и он не повредит свободе слова в Украине», отметил представитель «Виват» Сергей Глотов.

Также ответчики считают, что сам иск противоречит свободе слова, а также юрисдикции украинских судов в части запрета издания «на любой территории».

Издательство опубликовало заявление «Руки прочь от Стуса», в которой просит всех неравнодушных прийти в суд и поддержать книгу в соцсетях с соответствующими хэштегом: #книганалавіпідсудних, #рукигетьвідстуса (#КнигаНаСкамьеПодсудимых, #РукиПрочьОтСтуса).

«Мы прогнозируем, что это может быть последний суд в нашем деле в первой судебной инстанции, и уже 10 июля может быть объявлено судебное решение — своеобразный приговор свободе слова и науке. Существуют также и другие варианты развития событий. Например, суд может за день не закончиться. Еще один вариант: судья может находиться в совещательной комнате по другому делу — и заседание не состоится. Наши адвокаты прорабатывают все возможные сценарии», говорит Юлия Орлова, директор издательства Vivat.

Если же суд примет решение в пользу Медведчука, издательство готово бороться в любых судебных инстанциях в Украине, а в случае необходимости дойти до Европейского суда по правам человека.

«В случае проигрыша мы будем подавать апелляцию. Даже в случае, если иск будет удовлетворен частично. Ведь ни автор, ни издательство Vivat не нарушали закон, нормы морали и тем более чьи-то личные неимущественные права. Доказать это для нас важно. В то время, когда Виктор Медведчук "защищает свои честь, достоинство и деловую репутацию", мы защищаем право общества на поиск исторической правды», добавила Орлова.

Книга Вахтанга Кипиани «Дело Василя Стуса. Сборник документов из архива бывшего КГБ УССР» рассказывает об уголовном деле, жизни и смерти украинского поэта-диссидента. Книга написана на основе материалов уголовного дела Стуса 1980 года, которые хранятся в архиве СБУ (бывший архив КГБ). Книгу впервые представили 26 мая 2019 во время книжной ярмарки «Книжный Арсенал» в Киеве. Отрывки из книги можно почитать здесь.