Высшее российское военное руководство знало о перемещении на Донбасс комплекса «Бук», из которого сбили «Боинг-777», установка принадлежала российской 53-й зенитно-ракетной бригаде, известны имена российских генералов, причастных к катастрофе. Таковы итоги как официальных, так и независимых расследований катастроф малазийского боинга.

Высшее российское военное руководство знало о перемещении на Донбасс комплекса «Бук», из которого сбили «Боинг-777», установка принадлежала российской 53-й зенитно-ракетной бригаде, известны имена российских генералов, причастных к катастрофе. Таковы итоги как официальных, так и независимых расследований катастроф малазийского боинга. В то же время, несмотря на выводы международного сообщества, Россия не признает своей причастности к трагедии. Громадское рассказывает, что известно по делу сбитого «Боинга» за 4 года после катастрофы.

Официальное расследование

Ракету «Бук», которой сбили «Боинг», привезли на оккупированную территорию Донбасса из России, она принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде Министерства обороны России, расположенной в Курской области.

Международная следственная группа установила «ряд уникальных признаков» при анализе фото и видеокадров комплекса «Бук». Единственная установка, на которой обнаружили такое же сочетание — это самоходный ЗРК «Бук», был неоднократно снят во время передвижения в составе колонны российской 53-й бригады от 23 по 25 июня 2014 года.

Расследование определило имена 100 подозреваемых, которые могут быть связаны с катастрофой «Боинга» или транспортировкой ракетного комплекса «Бук».

Село Грабово, недалеко от которого упал пассажирский самолет «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, сбитого на Донбассе 17 июля 2014, Донецкая область, 20 июля 2014. На борту самолета находилось 298 пассажиров и членов экипажа, все они погибли. Фото: Игорь Бурдыга/Громадское

Место падения пассажирского самолета «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, сбитого на Донбассе 17 июля 2014, Грабово, Донецкая область, 20 июля 2014. На борту самолета находилось 298 пассажиров и членов экипажа, все они погибли. Фото: Игорь Бурдыга/Громадское

Независимые расследования

Высшее российское военное руководство, в частности министр обороны России Сергей Шойгу, знали о транспортировке «Бука» из-под Курска на неподконтрольную Украины территорию, говорится в расследовании группы журналистов Bellingcat.

Те же военные 53 бригады, которые транспортировали «Бук», могли и осуществлять запуск ракеты, считают расследователи.

«Андрей Иванович», или «Орион», который фигурирует в материалах международного расследования — это офицер Главного разведывательного управления России Олег Владимирович Иванников. Он участвовал в переброске «Бука», из которого сбили MH17. Ранее Иванников 2 года был «министром обороны» самопровозглашенной Южной Осетии.

К сбиванию самолета также причастен российский генерал-майор Сергей Дубинский. Впрочем, он сам отрицает причастность к катастрофе. Журналисты российского издания «Новая газета» разыскали сослуживца Дубинского, ветерана боевых действий в Афганистане Сергея Тиунова. Он подтвердил: голос на записи телефонного разговора, который перехватила СБУ, принадлежит Дубинскому.

Место падения пассажирского самолета «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, сбитого на Донбассе 17 июля 2014, Грабово, Донецкая область, 20 июля 2014. На борту самолета находилось 298 пассажиров и членов экипажа, все они погибли. Фото: Игорь Бурдыга/Громадское

Место падения пассажирского самолета «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, сбитого на Донбассе 17 июля 2014, Грабово, Донецкая область, 20 июля 2014. На борту самолета находилось 298 пассажиров и членов экипажа, все они погибли. Фото: Игорь Бурдыга/Громадское

Международная реакция

Власти Нидерландов и Австралии официально обвинили Россию в сбивании малайзийского самолета. На данные расследования отреагировали НАТО и ЕС, Великобритания и США, призвав Россию взять ответственность за катастрофу MH17.

Соединенные Штаты Америки настаивают, что Россия должна объяснить свою роль в катастрофе малайзийского «Боинга».

Министры иностранных дел стран Большой семерки также призвали Россию дать ответы на все вопросы следствия по катастрофе.

В то же время глава Министерства транспорта Малайзии считает, что официальное следствие Международной следственной комиссии не предоставило достаточно убедительных доказательств вины России в сбивании пассажирского самолета рейса MH17.

Спасатели на месте падения пассажирского самолета «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, сбитого на Донбассе 17 июля 2014, Грабово, Донецкая область, 20 июля 2014. На борту самолета находилось 298 пассажиров и членов экипажа, все они погибли.  Фото: Игорь Бурдыга/Громадское

Спасатели на месте падения пассажирского самолета «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, сбитого на Донбассе 17 июля 2014, Грабово, Донецкая область, 20 июля 2014. На борту самолета находилось 298 пассажиров и членов экипажа, все они погибли.  Фото: Игорь Бурдыга/Громадское

Позиция России

Россия на заседании Совета безопасности ООН отвергла требования признать ответственность за катастрофу самолета.

Россия признает выводы следствия только в том случае, если будет «полноценное участие в расследовании», сказал президент России после обнародования данных Международной следственной группы, добавив, что не успел ознакомиться с содержанием доклада.

В Минобороны России заявили, что ракеты, которой сбили МН17, нет на их вооружении.

В российских СМИ и заявлениях официальных лиц назывались разные версии катастрофы, в которой обвиняли, в частности, украинских военных, однако в ходе следствия эти данные не нашли подтверждения.

Родственники жертв катастрофы подали иск в Европейский суд по правам человека против России и президента страны Владимира Путина.

Дело о катастрофе МН-17 будет рассматривать суд в Нидерландах. Международного уголовного суда не будет — из-за вето России в Совете Безопасности ООН создать такой трибунал не удалось.

Боевики на месте падения пассажирского самолета «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, сбитого на Донбассе 17 июля 2014, Грабово, Донецкая область, 20 июля 2014. На борту самолета находилось 298 пассажиров и членов экипажа, все они погибли. Фото: Игорь Бурдыга/Громадское

Поделиться: