Что не так с законом «Об образовании» — рекомендации Венецианской комиссии
12 декабря Венецианскаякомиссия официально обнародовала выводы об украинском законе Об образовании. А спикервнешнеполитической службы Евросоюза Майя Косьянчич заявила, что Евросоюз ожидает от Украины полного выполнения всех рекомендаций Еврокомиссии. На прицел европейские эксперты взяли седьмую статью закона, в которой говоритсяо языке преподавания в учебных заведениях.
Второклассники на уроке румынской литературы в селе Молница, Черновицкая область Фото: Сергей Бейко/Громадске
Федор Прокопчук
12 декабря Венецианская комиссия официально обнародовала выводы об украинском законе «Об образовании».А спикервнешнеполитической службы Евросоюза Майя Косьянчич заявила, что Евросоюз ожидает от Украины полного выполнения всех рекомендаций Еврокомиссии. На прицел европейские эксперты взяли седьмую статью закона, в которой говоритсяо языке преподавания в учебных заведениях.
Громадскоеобъясняет, какие положения «языковой» статьи не понравились европейским экспертам и что они рекомендуют изменить.
Неудобная седьмая статья
Седьмая статья образовательного закона рамочная. В ней говорится, что языком учебы в коммунальных или государственных учебных заведениях является украинский. Представители нацменьшинств имеют право учиться народном языкенарядус государственным. Правда, это касается лишь дошкольного и начального образования и только отдельных классов в школах с украинским языком преподавания. До принятия закона нацменьшинства могли получать среднее образование на родном языке.
Норма вызвала возмущение в Будапеште и прохладную реакцию со стороны Варшавы и Бухареста.
И немногие обратили внимание на пункт 4 этой статьи, в котором отмечается: в школах в соответствии с образовательной программой одна или несколько дисциплин могут преподаваться нанесколькихязыках— государственном, английскомили одном из языков Европейского союза.
Специализированный закон
Закон «Об образовании» рамочный, отмечает Европейская комиссия. А следовательно, во время принятиязакона «О среднем образовании», который покатолько готовится, можно детальнее исбалансированнее выписать принципы использования языков нацменьшинств во время учебы. Речь идетне только о языке как отдельной дисциплине, но и о возможностиизучать на немдругие предметы в достаточном объеме для получения высоких устных и письменных навыков.Подобные гарантии должны быть закреплены в законодательстве после предыдущих консультаций с национальными меньшинствами.
Русскийза бортом
Вышеупомянутый пункт 4 «языковой» статьи может удовлетворить некоторых соседей Украины, но точно не Россию. Язык, который согласно исследованиюаналитического Центра Разумкова, называют родным14% украинцев, будет изучаться в школе только как иностранный. Другие дисциплины на русскомпреподаватьсяне могут — только наукраинскомили на языкахЕвросоюза.
Венецианскаякомиссия считает неоправданным такое отношение к языку, который является вторым после государственногопоиспользованию. И рекомендует украинской власти внести поправки в статью 7, сбалансировав вопрос языков других нацменьшинств, которые не являются официальными в Евросоюзе. В частности и русского.
Отложить на потом
Закон «Об образовании» вступил в силу в конце сентября, однако представители национальных меньшинств, которые уже пошли вшколу, продолжат учиться постарымправилам. Но им постепенно будут увеличивать количество предметовнаукраинском.
Однако три года переходного периода — это маловато, считают эксперты Венецианскойкомиссии, и рекомендуют увеличить его. На сколько лет — не сказано. В первую очередь это даст возможность подготовиться к более качественному преподаванию предметов на языкахнациональных меньшинств.
Венецианскаякомиссия также рекомендует улучшить качество преподавания государственного языка для национальных меньшинств, начать с ними диалог относительно выполнения принятого закона «Об образовании», а также освободить от действия «языковой» статьи частные школы.
- Поделиться: