Даст ли МВФ новый транш и сможет ли Украина прожить без фонда?

Встреча Президента Украины Владимира Зеленского с представителями миссии Международного валютного фонда в Украине во главе с Роном ван Роденом, в Киеве, 29 мая 2019 года
Встреча Президента Украины Владимира Зеленского с представителями миссии Международного валютного фонда в Украине во главе с Роном ван Роденом, в Киеве, 29 мая 2019 годаУНИАН

Украина уже два месяца сотрудничает с Международным валютным фондом в рамках кредитной программы на 5 миллиардов долларов. За это время фонд уже успел перевести на счета правительства первый транш, а Украина — существенно подорвать доверие МВФ, сменив руководство Национального банка.

СМИ и эксперты уже заговорили о «заморозке» сотрудничества. Мы выяснили, как повлияла на МВФ смена руководства Национального банка, стоит ли ожидать нового транша кредита и что будет, если МВФ прекратит сотрудничать с Украиной.

Что сейчас происходит между Украиной и МВФ?

В июне 2020 года Международный валютный фонд согласовал новую кредитную программу для Украины. Переговоры по ней длились почти год — с лета 2019 года, а деньги МВФ были жизненно необходимыми правительству для того, чтобы иметь возможность перекрыть «дыру» в бюджете на почти 300 миллиардов гривен.

Кредитная программа между МВФ и Украиной имеет формат stand-by (то есть краткосрочная поддержка платежеспособности) и рассчитана на 18 месяцев (до конца 2021 года). В рамках этой программы фонд должен выделить Украине 5 миллиардов долларов, из которых 2,1 миллиарда уже перечислили в виде первого транша.

МВФ выдвинул ряд жестких требований перед тем, как утвердить кредит. Вероятно, это сделали исходя из предыдущего опыта сотрудничества Украины с фондом. Ранее требования МВФ (которые в основном заключаются в проведении реформ, изменении законодательства и т.д.) делились равномерно в течение всего срока программы. Украинское правительство «хитрило»: после получения первого транша о проведении реформ «забывали». Поэтому, например, в рамках предыдущей программы МВФ с Украиной фонд перечислил лишь 1,4 миллиарда долларов из предусмотренных 3,9 миллиарда долларов. На этот раз МВФ поставил выполнение невыполненных ранее требований как условие начала новой программы. Среди них — принятие закона о рынке земли и «антиколомойского» закона.

В сентябре Украина должна получить второй транш кредита МВФ, однако ряд СМИ уже сообщили, что этого может не произойти, поскольку фонд «заморозил» сотрудничество с Украиной.

Кирилл Шевченко в защитной маске во время заседания Верховной Рады Украины в Киеве, 16 июля 2020 года. В этот день парламент поддержал назначение Кирилла Шевченко новым руководителем Национального банка УкраиныEPA/ANDRII NESTERENKO

Откажется ли МВФ от Украины?

Разговоры о «замораживании» программы МВФ начались после неожиданной отставки предыдущего главы Национального банка Украины Якова Смолия 1 июля 2020 года, то есть менее чем через месяц после получения нового кредита МВФ. Смена руководителя НБУ стала тревожным сигналом для всех партнеров Украины — от ЕС до иностранных инвесторов. И причина этого не в том, что Смолий «нравился» широкой общественности и международным партнерам, а в том, что решение об отставке он объяснил «политическим давлением».

Заявление о политическом давлении на Национальный банк противоречит условиям сотрудничества Украины с МВФ, ведь угрожает независимости НБУ и финансовой стабильности Украины в целом. Почему МВФ так отстаивает независимость Нацбанка от украинских политиков? Вы, наверное, слышали конспирологическую теорию о том, что Нацбанк — «агенты МВФ в Украине, которые действуют в пользу фонда, а не украинского народа». Однако правда гораздо проще.

Национальный банк имеет много сложных и важных функций и полномочий: он может формировать курс валют, закрывать банки и печатать деньги. Если НБУ станет зависимым от воли политиков, то у них будет очень большой соблазн закрыть «дыру» в бюджете просто напечатав деньги, или же установить «удобный» курс доллара на уровне минимум 30 гривен. От этого будет страдать финансовая стабильность, гривна начнет стремительно обесцениваться, а вместе с ней будут обесцениваться и доходы и сбережения украинцев.

При таких условиях об Украине забудут не только иностранные, но и национальные инвесторы. МВФ заинтересован, чтобы украинская финансовая система была устойчивой, ведь именно для стабилизации и поддержки экономики они и работают с правительствами разных стран.

Решение в Нацбанке принимаются коллегиально — правлением НБУ, которое состоит из 6 человек (включая главу). Поэтому сама по себе смена Якова Смолия на Кирилла Шевченко еще не означала изменения курса НБУ. Однако после Смолия с правления Нацбанка ушло еще двое людей: Олегу Чурию отказались продлить контракт, и его заменил бывший сотрудник Министерства финансов Юрий Гелетий. Еще один заместитель главы Нацбанка времен Смолия, Сергей Холод, уволился по собственному желанию.

По состоянию на август новые члены правления НБУ имеют большинство голосов (потому что голос главы НБУ становится решающим, когда голоса делятся поровну, то есть 3 против 3), поэтому могут самостоятельно менять политику институции. Вероятно, это вызвало еще больше беспокойства у МВФ. Если еще в июне министр финансов Украины Сергей Марченко заявлял, что миссия фонда должна прибыть в Украину уже в июле-августе, то в конце июля в МВФ отказались комментировать ход кредитной программы с Украиной, как и то, когда следует ожидать новую миссию и следующий транш кредита.

«Сейчас мы можем считать, что сотрудничество с МВФ заморожено или поставлено на паузу. МВФ будет ждать и смотреть, не изменится ли отношение Украины к реформам в целом, а также будет анализировать политику центрального банка. Пока что политика господина Шевченко адекватная, но МВФ скорее всего несколько месяцев захочет подождать», — сообщил hromadske инвестиционный банкир компании Dragon Capital Сергей Фурса.

Смена руководства НБУ — лишь одно из возможных оснований для МВФ заморозить сотрудничество с Украиной. Среди других эксперты называют и то, что в августе-сентябре Украина входит в планирование бюджета на следующий год.

«Вероятность паузы в получении траншей МВФ остается достаточно высокой, и одной из причин может стать необходимость согласовать показатели бюджета на 2021 год (в частности, размер дефицита бюджета) с МВФ», — отметил старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.

Кроме бюджета и кадровых изменений в Национальном банке, представителей МВФ может сдерживать от сотрудничества с украинским правительством и невыполнение некоторых других требований фонда. В частности, там требовали, чтобы Украина отменила ограничения на максимальный размер зарплаты для топ-чиновников и служащих государственных компаний, которое установили в связи с коронавирусом (запретив получать зарплату больше 47 тысяч гривен).

В правительстве же настроены относительно будущего сотрудничества с МВФ более оптимистично. «Не считаю, что есть основания для разговоров о прекращении программы. Мы готовы к следующему пересмотру программы и выполняем все обязательства. Речь идет о работе с проблемными кредитами, об утверждении новых положений и структур для налоговой и таможни, о создании условий для запуска рынка газа и пересмотре тарифов на отопление. Эти структурные маяки либо уже выполнены, либо находятся на финальной стадии», — заявил глава Минфина в интервью изданию «Фокус».

Второго транша в 2020 году ожидает и новый глава Нацбанка Кирилл Шевченко: «Мы находимся в постоянном диалоге как с МВФ, так и с другими нашими международными партнерами. Считаю, что продолжение положительной динамики сотрудничества станет залогом для получения следующих траншей в течение текущего года».

Представители миссии Международного валютного фонда во время встречи с руководством украинского правительстваУНИАН

Что говорят в МВФ?

hromadske обратилось с запросом в украинское представительство Международного валютного фонда, чтобы узнать, когда планируется отправить миссию в Украину. Именно миссия МВФ должна оценить прогресс правительства и Национального банка в выполнении предусмотренных меморандумом требований фонда (среди которых — завершение реформы таможенной и налоговой служб, утверждение плана работы с неработающими кредитами в банковской системе и тому подобное). От решения миссии МВФ будет зависеть, получит ли Украина второй транш кредита и продолжится ли сотрудничество с фондом в целом.

Однако в МВФ отказались сообщить, когда следует ожидать их миссию. «В то время как дискуссии относительно выполнения параметров и показателей (кредитной) программы продолжаются, дата начала работы миссии МВФ относительно первого пересмотра программы в настоящее время еще не определена», — отметил постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман.

О чем же дискутируют МВФ и украинское правительство, которые до сих пор не смогли определиться с датой приезда новой миссии? В МВФ говорят, что разговоры с правительством касаются сроков проведения определенных в меморандуме реформ, а также экономической и финансовой политики государства. «Важно чтобы текущая экономическая политика соответствовала тем критериям, на которых базируется Меморандум об экономической и финансовой политике, и чтобы содержание и временные рамки плана реформ были как можно понятнее. Именно по этим вопросам и продолжаются дискуссии», — добавил Люнгман.

Вместе с этим, в МВФ подтвердили, что продолжат сотрудничество с Украиной в рамках программы stand-by.

Сможет ли Украина без МВФ?

В этом году потребность Украины в деньгах составляет около 298 миллиардов гривен — именно таков дефицит государственного бюджета или же нехватка собственных средств для финансирования государственных расходов. МВФ — лишь один из кредиторов Украины, а предоставленные фондом 2,1 миллиарда долларов не покрыли даже половины потребностей в займах.

Однако программа МВФ — это определенная страховка для других инвесторов и партнеров. В зависимости от решений фонда Украине перечисляют деньги Еврокомиссия, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития и другие. Также на МВФ ориентируются иностранные инвесторы, принимая решение о вложении в государственные долговые ценные бумаги Украины. Соответственно, без программы МВФ занимать деньги для покрытия дефицита будет сложнее и дороже.

«Украина может просуществовать без МВФ. Сейчас на западных рынках есть высокая ликвидность, и Украина этим воспользовалась, выпустив евробонды на 2 миллиарда долларов. Вопрос в том, что в какой-то момент эта «лавочка» прикроется. Одолжить деньги мы сможем, но вопрос в процентах — они будут намного выше», — отметил исполнительный директор аналитической организации CASE-Украина Дмитрий Боярчук.

Средства от МВФ должны также помочь Украине вовремя рассчитаться с долгами. Пик выплат по государственному долгу будет в сентябре. Тогда правительству надо будет погасить около 83 миллиардов гривен. Но эксперты отмечают, что средства на эти выплаты есть: «Пауза в сотрудничестве с МВФ никаким образом не должна повлиять на возможности государства рассчитаться по внешним долгам в сентябре, и все платежи будут осуществлены своевременно и в полном объеме», — считает Тарас Котович из ICU.

После сентябрьских платежей по госдолгу ситуация может стать менее благоприятной для Украины. Это может подтолкнуть правительство и новое руководство Нацбанка к радикальным решениям, в частности к печати гривны, считает Сергей Фурса:

«До конца этого года последствия паузы в сотрудничестве с МВФ будут ограниченными. Нам осенью надо привлечь примерно 7 миллиардов долларов на внешних рынках. Без сотрудничества с МВФ наши возможности будут достаточно ограниченными. Поэтому есть риск, что правительство начнет печатать гривну, а последствия уже этого решения мы сполна почувствуем уже в следующем году».

Хотя прекращение сотрудничества между Украиной и МВФ не грозит дефолтом, однако оно будет иметь долгосрочные негативные последствия в виде стремительного обесценивания гривны и доходов населения.

В случае, если правительство запустит «печатный станок» и начнет финансировать свои потребности, выпуская новые гривны (ведь потеряет другие источники финансирования), то Украина может снова пережить кризис 90-х годов, когда показатели инфляции достигали тысяч процентов. Кроме этого, правительство потеряет жажду реформ. «Мы привыкнем к текущему положению дел. МВФ всегда требует сделать что-то такое, что сделает нас более жизнеспособными», — добавил Дмитрий Боярчук.

Возможно, когда-то Украина сможет жить без поддержки МВФ, но для этого нужно упорно работать, повышая доверие инвесторов и кредитный рейтинг. Сейчас же, имея низкий кредитный рейтинг, Украине приходится занимать деньги под очень высокие как для государства проценты. Более дорогие ссуды означают, что в будущем правительство сможет тратить меньше денег на строительство дорог, социальную сферу или образование, ведь должно выплачивать больше денег кредиторам. Как следствие, от этого страдают простые украинцы, получая низкокачественные образовательные или медицинские услуги от государства.