Десять лет за протест. Почему в Гонконге третий месяц не прекращаются демонстрации

Митингующие и пассажиры спорят в поезде метро из-за того, что участники акции протеста пытаются остановить движение, Гонконг, Китай, 5 августа 2019 года
Митингующие и пассажиры спорят в поезде метро из-за того, что участники акции протеста пытаются остановить движение, Гонконг, Китай, 5 августа 2019 годаEPA-EFE/MIGUEL CANDELA

Массовые протесты в Гонконге набирают обороты. 5 августа на забастовку вышли тысячи гонконгцев — от учителей до работников авиации. Все закончилось столкновениями с полицией, резиновыми пулями и слезоточивым газом. Демонстрации продолжаются уже девятую неделю.Рассказываем, почему, несмотря на жестокие действия полиции и обвинения в массовых беспорядках, гонконгцы не собираются сдаваться.

Джонсон Юнг стоял на пешеходном мосту недалеко от здания международного финансового центра в Гонконге. Это было воскресенье, 28 июля, очередной день протестов и столкновений с полицией. Позже адвокаты посоветуют ему не разглашать информацию о том, почему он там оказался.

В тот день активиста и главу Hong Kong Civil Hub Джонсона Юнга и еще 48 человек задержала полиция. Его обвинили в препятствовании действиям полиции. Еще 44 гонконгцам предъявлены обвинения в массовых беспорядках.

«Полиция оттесняла, точнее, разгоняла протестующих, — рассказывает нам активист. — Я следовал их приказам, но меня все равно задержали. Не могу точно говорить за другие случаи, но я почти уверен, что полиция арестовывала всех, кого только могла».

Впоследствии он оказался в отделении с другими задержанными, однако там были не все — пятеро находились в больнице с ранениями. Джонсон говорит: все были уверены, что их обвинят в незаконных собраниях, ведь демонстрации несанкционированные. Участники через соцсети договариваются собраться в разных районах города, чтобы полиция не знала об их расположении. Наказание за незаконные собрания — до пяти лет тюрьмы.

Но, просидев в отделении более сорока часов, большинство из задержанных узнали, что их обвиняют в массовых беспорядках, наказание за которые — до десяти лет тюрьмы.

«Через два дня после того, как меня отпустили, все еще больно вспоминать ту мертвую тишину и реакцию сокамерников, когда мы услышали об обвинении в массовых беспорядках», — написал Джонсон позже.

Полиция задерживает участников акции протеста в Гонконге, Китай, 28 июля 2019 годаEPA-EFE/RITCHIE B. TONGO

Среди обвиняемых в массовых беспорядках — авиапилот, учитель, медсестра и пара, которая помогала раненому 16-летнему подростку. Их отпустили под залог в $127, обязав время от времени приходить в ближайшие полицейские участки.

Протесты в бывшей британской колонии, а ныне особом административном регионе Китая, продолжаются с июня. Они начались после того, как власти Гонконга анонсировали внесение изменений в закон об экстрадиции, которые позволили бы выдавать подозреваемых в преступлениях материковому Китаю, где суды подконтрольны партии (в Гонконге благодаря автономии суды независимы). Сейчас власти Гонконга отложили законопроект, но люди до сих пор выходят на улицы. Они требуют полной его отмены, отставки руководительницы администрации Керри Лам, снятия обвинений с протестующих и расследования относительно агрессивных действий полиции.

Как сообщили правоохранители на пресс-конференции, с начала протестов полиция арестовала 420 человек.

Участники акции протеста в Гонконге, Китай, 28 июля 2019 годаEPA-EFE/RITCHIE B. TONGO

Насилие растет

12 июня полиция впервые применила резиновые пули и слезоточивый газ против протестующих — тогда пострадали 79 человек. С тех пор правоохранители прибегают к таким методам еженедельно, в то же время и сами протестующие становятся более агрессивными.

«Насилие растет с обеих сторон, — рассказывает Громадскому журналистка из Гонконга Гвинет Хо. — Протестующие иногда бросают в полицию кирпичи или камни, а правоохранители становятся более жестокими в плане оружия, многие медиа зафиксировали, как полицейские стреляют прицельно в голову».

Гвинет и сама стала жертвой насилия. 22 июля более сотни мужчин в белых футболках и масках напали на пассажиров метро на станции Yuen Long после протестного марша. Журналистка вела оттуда прямой эфир. Тогда, по ее словам, несколько мужчин с деревянными и металлическими палками налетели на нее и избили. Она получила травму головы, всего пострадали 45 человек.

12 июня полиция впервые применила резиновые пули и слезоточивый газ против протестующих, Гонконг, Китай, 12 июня 2019 годаEPA-EFE/VERNON YUEN

До сих пор достоверно не известно, кто ответственен за атаку. Полиция провела несколько арестов, после которых выяснилось, что у некоторых нападающих есть связи с местными триадами — группами организованной преступности.

В то же время полицию обвиняют в несвоевременном реагировании на звонки с просьбой защитить протестующих. На видео The New York Times можно увидеть, как двое полицейских уходят от места нападения. Из-за этого многие активисты считают, что атака была согласована, а направить ее могли силы, которые поддерживают Пекин.

Многим это напомнило ситуацию с «титушками» во время Революции Достоинства, когда тогдашняя украинская власть нанимала их для нападений на протестующих. Украинский Майдан во многом вдохновляет гонконгцев — группа в Facebook Resistance Live Media распространила ссылку на документальный фильм «Зима в огне» о событиях Революции Достоинства. Артур Харитонов, руководитель основанной в 2017 году группы Free Hong Kong Center, считает, что украинцы должны поддерживать гонконгцев так же, как и они поддерживали нас во время событий Майдана.

«Мы видим между событиями в Украине и в Гонконге очень сильную связь, — сказал он Громадскому во время акции солидарности перед посольством Китая в Киеве. — Гонконгцы видят в Украине очень сильный пример, и мы должны показать, что мы вместе с ними».

Полицейский брызгает слезоточивым газом на протестующих, Гонконг, Китай, 13 июля 2019 годаEPA-EFE/VIVEK PRAKASH

Что дальше?

Активисты говорят, что не собираются останавливаться. Едва ли не главным требованием сейчас является расследование относительно действий полиции.

«Их реакция — преувеличенная. Пример этого — схватки в Сьонване в субботу (27 июля — ред.), когда протестующие шли от Центрального до Западного округа, чтобы протестовать возле китайского Бюро связи в Гонконге. Полиция превысила необходимоый уровень применения силы, использовав слезоточивый газ, чтобы отогнать людей, которые просто заполнили дороги», — рассказывает Тед Хуи, депутат Демократической партии Гонконга, которая поддерживает протестующих.

Пока ни о каких расследованиях относительно жестоких действий полиции неизвестно. Независимая комиссия против коррупции занимается делом нападения на людей в метро, чтобы выявить, действительно ли правоохранители отреагировали ненадлежащим образом.

Руководительница региона Керри Лам, отставки которой требуют протестующие, осуждает насилие со стороны протестующих. В первом за несколько недель публичном заявлении 5 августа она сказала, что волна протестов, цель которой — дестабилизировать повседневную жизнь, толкает город к «границе очень опасной ситуации».

«В результате распространенной дестабилизации и насилия большинство людей Гонконга сейчас живут в состоянии большой тревоги. Некоторые не знают, могут ли они до сих пор пользоваться общественным транспортом, пока другим блокируют дорогу на работу», — сказала она. И при этом опровергла возможность своей отставки.

Глава администрации Гонконга Керри Лам (в центре) во время пресс-конференции в Гонконге, Китай, 5 августа 2019 годаEPA-EFE/JEROME FAVRE

Гонконг — особый административный регион Китая, которому, согласно договору 1997 года, гарантирована широкая автономия на следующие 50 лет. Пекину подчиняется только оборонная и внешняя политика, в то же время финансовая и судебная системы исполнительной власти в Гонконге — свои. Ситуация с правами человека и свободой слова в бывшей британской колонии намного лучше, чем в материковом Китае, где все жестко контролирует Коммунистическая партия.

Китай свою позицию впервые выразил через восемь недель после начала протестов, осудив насилие и опровергнув слухи о военном вмешательстве. Однако 6 августа на пресс-конференции представитель власти обратился к гораздо более жесткой риторике. Спикер офиса по делам Гонконга и Макао Янг Гуанг предупредил протестующих: «Кто играет с огнем, того он и уничтожит». Он также отметил, что в Китае есть «огромная сила», чтобы подавить протесты, а на вопрос о применении военной силы ответил: «Мы не допустим, чтобы любые действия, которые угрожают принципу „одна страна, две системы“, остались безнаказанными».

Протестующие оккупировали торговый центр New Town Plaza в Шатине, Гонконг, Китай, 5 августа 2019 годаEPA-EFE/MIGUEL CANDELA

Эксперты говорят, что Китай пытается усилить свое влияние в Гонконге. Договором предусмотрена автономия до 2047 года, однако и сейчас Пекин часто вмешивается в сферы, на которые не должен влиять. В частности, блокирует избрание на пост главы региона — сейчас человека туда назначает правительство Китая. А параллельно с массовыми протестами проходят демонстрации в поддержку правительства и полиции.

«Через 50 лет уже не останется тех, кто жил под властью Британии, поэтому не будет смысла в какой-то автономии, — объясняет член правления Украинской ассоциации китаеведов Алексей Коваль. — Хоть и сегодняшняя молодежь давит на Китай тем, что у нее своя идентичность, это касается только интеллигенции — остальные готовы идентифицировать себя с Великим Китаем».

Пока на уступки не собираются идти ни протестующие, ни власть. Протесты, столкновения и задержания продолжаются — часть обвиняемых в массовых беспорядках ждет суд в сентябре, рассказал Джонсон Юнг. Однако активисты верят, что смогут добиться своего.

«Мы не хотим, защищая свои базовые права, рисковать десятью годами лишения свободы. Поэтому мы и дальше протестуем», — говорит Джонсон.

Автор: Мария Холод