Гондурасская девочка Янела Санчес плачет, пока ее маму, Сандру Санчес, обыскивает американский пограничник, МакАллен, штат Техас, США, 12 июня 2018
Фото:

EPA-EFE/JOHN MOORE/GETTY IMAGES/HANDOUT

Члены жюри престижного международного конкурса фотожурналистики World Press Photo объявили победителей. Еще в феврале они назвали шесть финалистов в номинации «Фотография года», а также претендентов на первые три премии в других номинациях — «Проблемы современности», «Окружающая среда», «Общие новости», «Долгосрочные проекты», «Природа», «Портреты», «Спорт» и «Главные новости».

В этом году впервые судьи выбирали победителя в номинации «Фотоистория года».

Второй год подряд World Press Photo объявляет победителей и проводит торжественную церемонию награждения в Амстердаме в апреле, нарушив многолетнюю традицию обнародования фамилий авторов сразу после судейства. Так руководство конкурса расширяет аудиторию и привлекает больше внимания к фотожурналистике в мире.

В этом году конкурсантов оценивало независимое жюри, в составе которого были представители шести континентов, при этом с равным количеством мужчин и женщин. Следует отметить также, что среди номинантов женщины составляли 32% кандидатов в этом году, что значительно больше по сравнению с конкурсом 2018 года, когда только 12% кандидаток были фотожурналистками.

***

Премию «Фотография года»присудили американскому фотографу Джону Муру за снимок «Девочка, которая плачет на границе».

Семьи мигрантов, которые пытались пересечь реку Рио-Гранде в Северной Америке, по которой проходит граница между США и Мексикой, были задержаны американскими пограничниками. Сандра Санчес из Гондураса сказала, что она с дочерью месяц добиралась до США, чтобы получить убежище. Администрация Дональда Трампа объявила об уголовном преследовании тех, кто нелегально пересек границу. Как следствие, многих задержанных родителей разлучили с их детьми. После того, как фотографию с маленькой девочкой Янелой, плачущей на границе, опубликовали все крупнейшие мировые СМИ, пограничная служба США заявила, что девочку не забирали у ее матери, и они не были среди разделенных семей. Позже это подтвердил и отец девочки. И все же, общественный резонанс по поводу противоречивой практики американских правоохранителей привел к тому, что 20 июня президент Дональд Трамп изменил политику «нулевой толерантности».

На фото — гондурасская девочка Янела Санчес плачет, пока ее маму, Сандру Санчес, обыскивает американский пограничник, МакАллен, штат Техас, США, 12 июня 2018 года.

«Я думаю, что этот образ коснулся сердца многих людей, как коснулся и меня, потому что он делает человечнее эту историю. Когда вы смотрите в глаза маленькой Янелы, вы на самом деле видите человечество и его страх преодолеть такой долгий путь и пересечь границу в глухую ночь», —так прокомментировал свою фотографию Джон Мур.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Конец «нулевой толерантности»: как США возвращает детей мигрантов

Джон Мур — ведущий фотограф и специальный корреспондент американского агентства Getty Images. За свою карьеру он работал в 65 странах на шести континентах. В течение 17 лет был фотокорреспондентом в Никарагуа, Индии, Южной Африке, Мексике, Египте и Пакистане. По возвращении в США в 2008 году сосредоточился на вопросах миграции и границ.

***

Премию «Фотоистория года» жюри отдало Питеру тен Хупену за историю «Караван мигрантов».

В течение октября и ноября 2018 тысячи беженцев из Центральной Америки присоединились к каравану, который направлялся к границе США. Караван, собранный с помощью кампании в социальных медиа, вышел из гондурасского города Сан-Педро-Сула 12 октября. К нему присоединились мигранты из Никарагуа, Сальвадора и Гватемалы. Этих людей объединяло недовольство политическими репрессиями в их странах, насилие, жесткие экономические условия. Путешествие с караваном обещало им определенный уровень безопасности на маршруте, где часто мигранты исчезали, их похищали, или они становились жертвами обмана контрабандистов. Это не первый караван мигрантов, который путешествует к границе США, но, по данным ООН, он стал крупнейшим за последнее время, объединив более 7000 человек, в том числе не менее 2300 детей. Условия на этом пути были изнурительными, люди ходили около 30 км в день, часто при температуре выше 30 градусов по Цельсию. Караван осудил президента США Дональда Трампа за его жесткую политику в вопросах мигрантов и строительство пограничной стены.

На фотографиях Хупена — беженцы на грузовиках на мексиканских дорогах, лагерь для отдыха, обед и сон, купание в реках и споры за лучшие места в машинах.

«Я хотел показать, что значит быть на пути к новой жизни, или к тому, что люди надеются станет их новой жизнью. Я хотел сосредоточиться на человеческих отношениях, на отношениях между людьми», — говорит автор истории Питер тен Хупен.

Питер тен Хупен — фотограф французского агентства Agence Vu и основатель компании Civilian Act (Стокгольм, Швеция). Долгое время освещал войны в Афганистане и Ираке, работал в Кабуле и Найроби. С 2007 года преподает фотожурналистику в школе журналистики в Орхусе в Дании.

***

Первая премия в категории «Проблемы современности» (одиночное фото).

Фотограф Диана Маркосян получила премию за фотографию «Кубанитас».

Празднование пятнадцатилетия «quinceanera» кубинской девушки — это древняя латиноамериканская традиция, символизирующая переход к «женственности». Это специфический обряд, который демонстрирует «чистоту и готовность девушки к браку». Родители вкладывают в это празднование большие деньги, пытаясь получить потом «хорошую партию» для их дочери. Девушка одевается как сказочная принцесса. Само действо за годы превратилось в спектакль с фото- и видеосъемкой, которые потом даже документируют в фотокнигах. «Quinceanera» Пури особенная. Несколько лет назад врачи диагностировали у нее опухоль головного мозга и были уверены, что она не проживет более 13 лет.

На фото Пура проезжает в кабриолете 50-х годов мимо друзей и соседей в свой пятнадцатый день рождения, Гавана, Куба, 6 августа 2018 года.

Диана Маркосян — фотограф агентства Magnum, родилась в России, выросла в Калифорнии, США. Диана документировала жизни молодых девушек в Чечне, которые достигли совершеннолетия и вступают во взрослую жизнь на фоне радикализации режима в стране. Ее снимки публиковались в National Geographic Magazine, The New Yorker и The New York Times.

Второй приз в категории «Проблемы современности» (одиночное фото) достался Мэри Ф. Калверт за фотографию «Сексуальное насилие над мужчинами». Третий приз — Енаят Асади за фотографию «Афганские беженцы ожидают пересечения иранской границы».

***

Первая премия в категории «Проблемы современности» (серия фото).

Фотограф Оливия Харрис в истории «Благословен плод: борьба ирландок за отмену запрета абортов».

Большинство жителей Ирландии 25 мая проголосовали на референдуме за либерализацию абортов. На референдуме у ирландцев спрашивали, хотят ли они изменить или оставить в силе часть Конституции, известную как Восьмую поправку, которая приравнивает право на жизнь нерожденного ребенка к праву на жизнь беременной женщины. В Ирландии с 1983 года было фактически запрещено проведение абортов. С тех пор более 170 000 ирландских женщин сделали аборты в зарубежных клиниках. С 2014 года аборты были разрешены только в том случае, когда есть риск для жизни беременной женщины, но не в случае изнасилования, инцеста или смертельной аномалии плода.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ирландское право на аборт: свобода выбора или преступление

Оливия Харрис — британская фотограф-документалист и режиссер, живет в Лондоне. Сотрудничала с агентством Reuters, кроме Великобритании освещала также события и жизнь людей в Юго-Восточной Азии. Ее работа сосредоточена на долгосрочной документалистике и внимании к гендерным вопросам.

Второй приз в категории «Проблемы современности» (серия фото) — Каталина Мартин-Чико в истории «Беременность после запрета на рождение ребенка в FARC», третий приз — Филипп Монтгомери в истории «Лицо эпидемии».

***

Первая премия в категории «Окружающая среда» (отдельное фото).

Фотограф Брент Стертон за фотографию «Акашинга — смельчаки».

Акашинга («Смельчаки») — это боевой отряд рейнджеров (женщин-егерей), которые защищают природу от браконьеров. Это африканское женское движение было создано в качестве альтернативной модели сохранения дикой природы. В рядах Акашинга — женщины из малообеспеченных семей и неблагополучных слоев населения. У них есть возможность работать, получать зарплату и помогать местным жителям.

На фото — 30-летняя Петронелла Чигумбура, которая входит в состав боевого отряда женщин-рейнджеров Акашинга, проходит егерскую подготовку по маскировке в парке дикой природы Фундунду, Зимбабве, 20 июня 2018 года.

Брент Стертон — специальный корреспондент Getty Images в Южной Африке, постоянно сотрудничает с журналом National Geographic и другими международными изданиями. Специализируется на темах прав человека и защиты окружающей среды.

Вторая премия в категории «Окружающая среда» (отдельное фото) досталась Уолли Скаий за фотографию «Эвакуированные», третий приз — Марио Круз за фотографию «Жизнь среди того, что осталось».

***

Первая премия в категории «Окружающая среда» (серия фото).

Фотограф Марк Гуалаззини в истории «Кризис на озере Чад».

В бассейне реки Чад продолжается гуманитарный кризис, вызванный сложным сочетанием политических конфликтов и экологических факторов. Озеро Чад — некогда одно из крупнейших в Африке, источник выживания для 40 млн людей, стремительно высыхает. Вследствие незапланированного орошения, длительной засухи, вырубки лесов и злоупотребления ресурсами, размер озера за последние 60 лет уменьшился на 90%. Традиционные средства к существованию, такие как рыболовство, иссякли, а дефицит воды вызывает конфликт между фермерами и скотоводами. Джихадистская группировка «Боко Харам», которая активно действует в этой местности, наживается на нуждах и голоде, а также использует села как полигоны для вербовки бойцов. Длительный конфликт заставил местных мужчин бежать из этого региона через болотистые заросли камыша вдоль берега.

На фотографиях Гуалаззини — женщины, которых похищали боевики «Боко Харам», насиловали, заставляли жениться и рожать им детей. Среди героев фотографа — мальчики-сироты, которые учатся в мусульманских религиозных школах, а кроме того каждого из них заставляют попрошайничать. Галима Адам, которую похитили и подсадили на наркотики, когда ей исполнилось 15 лет. Вместе с еще двумя «смертницами» ее заставили взорвать себя в городе Бол. При взрыве Галима выжила, но потеряла обе ноги. Сейчас она занимается помощью женщинам и девушкам, которые оказались в подобных ситуациях.

Марко Гуалаззини — итальянский фотограф из города Парма, который начинал свою карьеру в 2004 году в местной газете La Gazzetta di Parma. Освещал социальные проблемы в Индии, проблему дискриминации христиан в Пакистане, кризисы в африканских странах. Сотрудничает с итальянским изданием L'Espresso и The New York Times.

Вторая премия в категории «Окружающая среда» (серия фото) — Надя Шира Коэн в истории «Божий мед», третий приз — Томас П. Песчак в истории «Призраки островов Гуано».

***

Первая премия в категории «Общие новости» (отдельное фото).

Премию получил фотограф Крис Макграт за фотографию «Исчезновение Джамаля Хашогджи».

Критикующий саудовский режим журналист Джамаль Хашогджи исчез после визита в консульство Саудовской Аравии в Стамбуле 2 октября 2018-го. Спустя нескольких недель, когда о его судьбе ходили только слухи, 19 октября Саудовская Аравия впервые признала, что журналиста Хашогджи случайно убили в консульстве в Стамбуле. Турецкие власти и ЦРУ настаивали, что он был убит саудовскими спецслужбами.

На фото мужчина пытается сдержать прессу возле консульства Саудовской Аравии в Стамбуле после исчезновения журналиста Джамаля Хашогджи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Триллер в консульстве: что значит вероятное убийство саудовского журналиста

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Убийство журналиста Хашогджи в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле: версия Турции

Крис Макграт — австралийский фотограф агентства Getty Images.

Вторая премия в категории «Общие новости» (отдельное фото) — Даниель Волп за фотографию «Натюрморт Вулкан», третья премия — Брендан Смяловски за фотографию «Односторонний».

***

Первая премия в категории «Общие новости» (серия фото).

Фотограф Лоренцо Тагноли в истории «Йеменский кризис».

По данным ООН, после почти четырех лет конфликта в Йемене, по меньшей мере 8,4 млн человек оказались перед угрозой голода, а 22 млн человек — 75% населения — нуждаются в гуманитарной помощи. В 2014 году военизированные группировки хуситов (шиитов-зейдитов) захватили северные районы страны, а президент Абд-Раббу Мансур Гади, который не справился с рядом проблем в Йемене — коррупцией, сепаратистским движением, терроризмом — бежал из страны. С 2015 года там идет гражданская война. Конфликт усилился, когда Саудовская Аравия, в коалиции с восемью другими суннитскими арабскими государствами, начала воздушные удары по хуситам. ООН охарактеризовала ситуацию в Йемене как самый тяжелый гуманитарный кризис в мире, вызванный людьми. Конфликт привел к гуманитарной катастрофе: миллионы людей голодают, не имея доступа к питьевой воде, медикаментам и электричеству.

На фотографиях Тагноли — йеменские дети в отделении интенсивной терапии больницы Аль-Садака, многие из которых требуют особого ухода и лечения, которое они не получают из-за обострения конфликта. Женщины в клинике с детьми с недоеданием в Аслам на северо-западе Йемена. 25-летняя Вафа Ахмед Хафим, которая потеряла левую ногу, когда минометный снаряд попал в ее дом в тот самый день, когда в Швеции проходили длительные мирные переговоры. Разбитые после обстрелов жилые районы и жители лагеря для внутренне перемещенных лиц в Мешхафи, недалеко от города Аден.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Холера, голод и война: что происходит в Йемене

Лоренцо Тагноли — итальянский фотограф, который находится в Бейруте. Его работы были опубликованы в таких изданиях как The New York Times, The Wall Street Journal, Le Monde, Newsweek, Time Magazine, Wired, The New Republic, The Atlantic, Der Spiegel, LFI — Leica Fotografie International. Чаще всего сотрудничает с The Washington Post.

Вторая премия в категории «Общие новости» (серия фото) — Джон Весселс в истории «Борьба за демократию», третий приз — также Джон Вессел с другой серией «Борьба с Эболой и конфликтами».

***

Первая премия в категории «Долгосрочные проекты» — фотограф Сара Блезенер в истории «Выманивают нас из дома».

Патриотическое воспитание, часто с военным подтекстом, является основой многих молодежных программ как в России, так и в США. В Америке месседжи «Америка прежде всего» и «Американизм» используют не только как движущую силу взрослых политических движений; это происходит по всей стране в лагерях и клубах, где молодых людей обучают, что значит быть американцем. В России патриотические клубы и лагеря поощряются правительством. В 2015 году президент Владимир Путин поддержал создание российского студенческого движения, целью которого было вырастить молодое поколение людей, пропитанных идеологией, религией и готовностью к войне. Программа «Патриотическое воспитание граждан России 2016-2020 гг.» предусматривала 8-процентный рост патриотизма среди молодежи и 10-процентное увеличение количества новобранцев в Вооруженные силы России.

Фотограф посетила 10 молодежных программ в США, а также школы и военные летние лагеря в России. Целью документального исследования Сары было войти в открытый диалог с молодым поколением и понять, как молодые люди реагируют на современное общество.

Сара Блезенер — американский фотограф-документалист, живет в Нью-Йорке.

Вторая премия в категории «Долгосрочные проекты» — Яел Мартинез в истории «Дом кровоточащий», третий приз — Алехандро Сегарра в истории «Состояние распада».

***

Первая премия в категории «Природа» (отдельное фото).

Фотограф Бенц Мейт — за фотографию «Сбор урожая лягушачьих лап».

Лягушачьи лапки собирают весной, когда самцы и самки группируются для спаривания и нереста. Некоторым лягушкам отрывают лапы и выбрасывают, оставляя в живых. Ежегодный оборот торговли лапками в мире составляет около $40 млн. Часть населения Карпат также зарабатывает на жизнь, собирая лягушачьи лапки.

На фото — лягушки с оторванными лапами сброшены в воду в реке в Восточных Карпатах, Румыния, в апреле 218 года.

Бенц Мейт — венгерский фотограф, документирует дикую природу. С 2008 года он снимает животных в разных частях света — Венгрия, Коста-Рика, Бразилия, Норвегия, Южная Африка и Трансильвания, Румыния. В 2010 году в Лондоне был награжден престижной премией BBC Wildlife Photography of the Year.

Вторая премия в категории «Природа» (отдельное фото) — Джаспер Дойст за фотографию «Носки фламинго», третий приз — Энджел Фитор за фотографию «Стеклянная бабочка».

***

Первая премия в категории «Природа» (серия фото).

Фотограф Брент Стертон в истории «Соколы и арабское влияние».

Тысячелетняя практика охоты на соколов переживает международное возрождение, особенно благодаря арабскому миру. ЮНЕСКО признала соколиную охота как нематериальное культурное наследие человечества (ICH), таким статусом не пользуется ни один другой охотничий спорт. Соколиная охота считается глубоко эмпатичным видом деятельности и ее приверженцы понимают, что хищники, на которых они охотятся, должны быть сохранены для последующих поколений. Но некоторые соколы в дикой природе продолжают находиться под угрозой других антропогенных факторов, таких как удар электрическим током на линиях электропередач или воздействия агрохимикатов.

Брент Стертон — специальный корреспондент Getty Images в Южной Африке, постоянно сотрудничает с журналом National Geographic и другими международными изданиями. Специализируется на темах прав человека и защиты окружающей среды.

Вторая премия в категории «Природа» (серия фото) — Джаспер Дойст за серию «Встречайте Боба», третья премия — Инго Арндт за серию «Дикие пумы Патагонии».

***

Первая премия в категории «Портреты» (отдельное фото).

Фотограф Финбарра Орей за фотографию «Дакарская мода».

Дакар — растущий центр франко-африканской моды и дом для Fashion Africa TV, первой станции, полностью посвященной моде на континенте. Ежегодная Дакарская неделя моды (Dakar Fashion Week) превращается в экстравагантное уличное шоу, открытое для всех, в котором принимают участие тысячи людей со всех уголков столицы. Дизайнер Adama Paris является движущей силой этой недели моды.

На фото — модели Диара Ндайе, Ндиу Фату Мбайе и Мариса Сахо демонстрируют прохожим на улицах Сенегала одежду дизайнера Adama Paris во время Дакарской недели моды, 31 декабря 2018 года.

Финбарра Орей — независимый канадский фотограф. В течение последних 12 лет работал в Западной и Центральной Африке, освещал конфликты в Демократической Республике Конго, Чаде, Судане, Афганистане, Ливии и в секторе Газа.

Вторая премия в категории «Портреты» (отдельное фото) — Хеба Хамис за фотографию «Черные птицы», третья премия — Алена Кочеткова за фотографию «Когда я была больна».

***

Первая премия в категории «Портреты» (серия фото).

Фотографкы Бенедикте Курцен и Санн где Уайльд в истории «Земля Ibeji».

О нигерийском регионе Йоруба на юго-западе страны заговорили во всем мире, когда стало известно, что в городе Игбо-Ора почти в каждой семье рождаются близнецы. Город получил название «Национальный дом близнецов», а в 2018 году там прошел фестиваль, в котором приняли участие более 2000 пар близнецов. Близнеца-первенца обычно называют Taiwo, что означает «тот, кто первым пробовал мир», тогда как рожденного вторым называют Kehinde — «тот, который прибыл после первого». Много лет назад близнецы в некоторых регионах и религиях Африки считались плохим знаком, некоторых убивали при рождении. Сегодня же появление близнецов означает праздник, считается, что они приносят удачу и богатство.

Бенедикте Курцен — французский фотограф, живет в Лагосе, Нигерия. Санн где Уайльд — фотограф из Бельгии, живет в Амстердаме, Нидерланды.

Вторая премия в категории «Портреты» (серия фото) — Джессика Диммок в истории «Северо-западные коридоры», третья премия — Луиза Дйорр в истории «Falleras».

***

Первая премия в категории «Спорт» (отдельное фото).

Фотограф Джон Т. Педерсен за фотографию «Бокс в Катанзи».

В Катанзи, провинции Демократической Республики Конго, проживает более 20 тыс. человек. Подавляющее большинство — многодетные семьи, которые живут в крайней бедности. Спортивные клубы по боксу почти никак не финансируются. Аджамбо, мать семерых детей, участница национальной женской команды Уганды по боксу. Мужской бокс имеет преимущество в стране и вытесняет женщин-боксеров, зачастую не оставляя им возможности развиваться и конкурировать на международном уровне.

На фото — 30-летняя боксер Морин Аджамбо тренируется в боксерском клубе Rhino в дебрях Катанги, Уганда, 24 марта 2018 года.

Джон Т. Педерсен — норвежский фотограф. С 1988 года работал в ряде норвежских газет и журналов. Снимает собственные фотопроекты, в частности, «Молодежь в Освенциме» (2009) и «Поселение беженцев Беде-Беде в Уганде» (2018).

Вторая премия в категории «Спорт» (отдельное фото) — Дэвид Грей за фотографию «Солнечный свет представлен», третья премия — Террел Гоггинс за фотографию «Шилдз наносит удар».

***

Первая премия в категории «Спорт» (серия фото).

Фотограф Форой Алеро в истории «Те, которые плачут о свободе».

История Форой о запрете иранским женщинам посещать футбольные матчи, частично была снята после ряда активистских призывов, в частности, в социальных медиа. В 2017 году после матча между Сирией и Ираном группа хакеров взломала сайт стадиона «Азади» — крупнейшей спортивной арены в Иране — и разместила на главной странице требование допустить женщин к просмотру футбольных матчей. Баннер с надписью: «Позвольте иранским женщинам посещать стадионы» висел на странице несколько часов. В ноябре 2018-го президент ФИФА лично попросил разрешения пустить иранских женщин на стадион.

Форой Алеро - иранский фотограф и художница. Начала заниматься фотографией в 2015 году, работала фотожурналисткой для газеты Donya-e-Eghtesad, известной экономической газеты в Иране.

Вторая премия в категории «Спорт» (серия фото) — Майкл Ханке в истории «Никогда не видел его плач», третья премия — Элиф Озтюрк Озгонсу в истории «Kirkpinar Oil Wrestling Festival».

***

Первую премию в категории «Главные новости» за отдельное фото присудили Джону Муру за фотографию «Девочка, которая плачет на границе», вторую премию — Эзре Акаян за фотографию «Смерть Майкла Надайо», третья премия — Педро Пардо за фотографию «Восхождение на пограничный забор ».

Первая премия за серию фото в категории «Главные новости» досталась Питеру тен Хупену за историю «Караван мигрантов», вторая премияМохаммед Бадра за историю «Сирия, выхода нет», третья премия — Эндрю Куилти за историю «Бомба скорой помощи».

Поделиться: