«Если сейчас расторгнуть договор аренды, МП сможет вывезти мощи и иконы». Как вернуть Почаевскую лавру и ее прихожан

В начале апреля группа депутатов Верховной Рады зарегистрировала проект постановления, в котором потребовала от Кабинета министров «разорвать с Украинской православной церковью московского патриархата договор аренды комплексов сооружений Почаевской Успенской лавры».
«Почаевская лавра является источником русского мира на территории ставропигиального монастыря в Украине», — говорится в пояснительной записке. Храм также называют «форпостом антиукраинских сил и центром межконфессионального противостояния и раздора».
Почаевская лавра в Тернопольской области насчитывает 18 сооружений. Право на аренду УПЦ МП получило до 2052 года. Значение Почаевской лавры для запада страны такое же, как Софии Киевской для всей Украины. Это символ, на котором строится христианская история региона.
Проект постановления единогласно поддержал гуманитарный парламентский комитет. Впрочем, когда его вынесут на рассмотрение в сессионный зал, неизвестно. Как рассказала в комментарии hromadske одна из инициаторов документа, депутат от «Голоса» Наталья Пипа, по предварительным оценкам, в парламенте не хватает голосов за принятие такого решения.
Несмотря на это, Православная церковь Украины, которая надеется стать правопреемницей Почаевской лавры, в конце марта начала процесс регистрации на территории комплекса своего монастыря. Была создана религиозная организация «Почаевская Свято-Успенская Лавра Тернопольской епархии ВЦУ».
В Тернополе мы встретились с митрополитом Тернопольским и Кременецким Нестором (Писиком), которого синод ПЦУ утвердил священноархимандритом этой структуры. Расспросили, как он видит юридическую сторону дела о возвращении лавры, готов ли делить ее с греко-католиками и какие признаки русского мира замечает в УПЦ МП.
«Если поеду в Почаевскую лавру в роли незваного гостя, это не принесет никакой пользы»
Итак, сейчас в Почаевской лавре два руководителя – вы и митрополит Почаевский Владимир (Мороз). Но вы в Тернополе, а он — в Почаеве. Знакомы с ним?
Нет, мы не встречались. Духовенство московского патриархата вообще мало идет на контакт. Даже митрополита Сергия (митрополит Тернопольский и Кременецкий УПЦ МП, — ред.), который здесь, в Тернополе, встречал четыре раза за 17 лет, сколько я здесь. Он избегает таких контактов.
Когда вы были в Почаевской лавре?
Несколько лет тому назад.
Сейчас нет желания поехать?
Конечно, есть. Но в роли незваного гостя это не принесет никакой пользы.
Как паломник? Зная о решении нашего синода, там, наверное, будут препятствовать, чтобы я помолился. Поэтому жду, когда произойдут перемены и можно будет приехать, имея для этого основания.
Когда вы раньше бывали в лавре, какое было чувство? Насколько аргументированы слова о «русском мире» и «центре межконфессионального раздора» в Почаеве?
С братией, священниками и работниками монастыря я не общаюсь. Хожу молиться к святыням или привожу гостей и рассказываю им о лавре. Некоторые недоброжелательные взгляды ощущаются, когда там замечают чужого. Но давления или попыток помешать не было.
«Они признают своим главой патриарха Кирилла»
Мы общались с прихожанами на территории Почаевской лавры. Одни говорят о единстве русского и украинского народов, молятся за главу рпц кирилла. Но даже к путину у них нет претензий, мол, украинцы гибнут не по вине россии, а за свои грехи. Другая часть искренне возмущается: почему их называют московским патриархатом, если УПЦ в мае прошлого года на Соборе разорвала отношения с москвой. Считается, что это информационная кампания, чтобы забрать у них церкви.
Это риторика, которую им доносят священники. Собор, якобы решивший отойти от московского патриархата — это способ замаскироваться. На самом деле, эти отношения никуда не делись.
В головах их прихожан остается связь с россией. Для них москва ближе, чем Киев. Когда возникает противостояние при переходе общины вместе с храмом (из УПЦ МП в ПЦУ — ред.), это свидетельствует о том, что разрывать отношения с россией у них нет никакого желания.
Мы видели на фотографиях после обысков Службы безопасности в разных храмах, сколько там пророссийской литературы и агитационных материалов. Даже события, связанные с войной, они воспринимают с другой стороны.

С ними тяжело общаться. Наверное, потому, что сами не знают, кто они и по какую сторону борьбы находятся. Хотят убедить, что независимы от москвы. Но как церковь не желают брать ответственность, дистанцируются от национальных и народных вопросов.
В их официальных документах и заявлениях не подчеркивается любовь к собственному государству, народу. Они за все хорошее и против всего плохого. Но называть агрессора агрессором, признавать, что на украинское государство напала россия, не готовы. Всевозможными способами обходят этот ответ.
Так же нет никакого решения, осуждающего тех священнослужителей, которые перешли на сторону врага. То есть церковь отмалчивается. Конечно, они не бегают с триколорами, не кричат, что за россию. Но не готовы сражаться против оккупанта. Заняли позицию выжидания.
Вы говорите об отношениях с москвой. Как они поддерживают связь с РПЦ?
Прежде всего канонически. То есть признают своим главой патриарха кирилла. Кроме решения Собора, нет никаких заявлений или писем митрополита Онуфрия другим церквям о том, что они провозгласили независимость и просят ее признать.
Все решения русской церкви повторяет синод УПЦ МП. То есть, когда русская церковь разрывает отношения с какой-то из поместных церквей, это автоматически дублируют в Киеве.
Они продолжают сослужить. Недавно была информация, что Вадим Новинский, диакон московского патриархата, служил в русском храме в Цюрихе. То есть продолжают общение официальное и неофициальное. До сих пор все архиереи московского патриархата в Украине находятся на официальном сайте РПЦ как архиереи русской церкви в Украине.
Что бы вы сказали людям, которые не разбираются глубоко в процессах вокруг церкви, не понимают и искренне возмущаются, почему в лавре не может быть УПЦ МП, если всю жизнь они ходили в эту церковь, и пойти в ПЦУ для них — отречение от веры?
Такая же риторика была в начале 1990-х годов на западе Украины, когда происходили конфликты с греко-католиками.
Если большая часть села хотела иметь православную церковь, а несколько семей — греко-католическую, то последние говорили, что не отвергнут веру и не будут ходить в эту церковь. Это вроде бы означает, что они правильные, а все остальные неправильные.
Московский патриархат планомерно десятилетиями воспитывал своих прихожан в том, что они единственно правильная церковь, а остальные — нет. Всех, кто думает или учит не так, как москва, нужно отвергать.
Но когда они будут видеть, что монастыри живут и развиваются, что святыни не мертвы, что в храмах совершается молитва, а люди живут праведной жизнью, что церковь проповедует учение Христово, думаю, будут готовы присоединиться к нашей церкви. У них должно произойти внутреннее перерождение. Это процесс не одного дня. Напротив, если кто быстро переходит, это должно настораживать.
Как вы оцениваете назначение исполняющего обязанности наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Авраамия, который за несколько дней до этого еще был в УПЦ МП?
Мы с ним не знакомы. Но из наших разговоров с Блаженнейшим я знаю, что он давно общался с некоторыми из братии, и они были готовы перейти. Однако при митрополите Павле не все могли сделать это открыто.
То, что архимандрит Авраамий перешел одним из первых, и на него посыпались все проклятия и обвинения, показало, что он смелый. Но я уверен, что он к этому шагу был готов давно.
«Балансовая стоимость Почаевской лавры — 1,2 миллиона гривен»
Насколько реально в ближайшее время расторгнуть договор аренды Почаевской лавры с УПЦ МП? Достаточно ли решения Верховной Рады с обращением к правительству?
Рано говорить о расторжении договора. Мы не знаем, в каких условиях монастырь пользуется помещениями и территорией Почаевской лавры.
Ситуации в Киево-Печерской и Почаевской лаврах разнятся. Когда Киево-Печерскую лавру отдавали в пользование, там функционировал музей и имущество было учтено, все передавали по описанию. Поэтому есть точные сведения, что именно при расторжении договоров московский патриархат должен вернуть государству.
А когда в 1990-х заключался договор о пользовании Почаевской лаврой, он касался только помещений. Грубо говоря, передали только стены. Балансовая стоимость Почаевской лавры — 1,2 миллиона гривен. И если сейчас расторгнуть договор, они могут сказать: возвращаем то, что получили по документам, то есть помещение. А мощи, иконы, сосуды, на которых совершается богослужение, исторические ценности, собранные за столетие существования лавры, будут иметь право вывезти.
Поэтому с Почаевской лаврой нельзя одним решением рубить с плеча. Это создаст много проблем для государства в отношении этих святынь.
Так какой выход?
Сначала нужно создать государственную комиссию, которая по старым источникам установит, какое имущество было перед тем, как Почаевскую лавру передали в пользование монастыря. То есть, что именно представители московского патриархата должны оставить, когда их обяжут оттуда уехать.
Процесс сложный. Наверное, нужно привлекать историков, искусствоведов и людей, смежных профессий, которые смогут провести соответствующий анализ.
То есть, Верховная Рада сейчас делает определенный фальстарт?
Если я правильно понимаю, есть только представленный законопроект, ситуацию изучают. Думаю, когда дойдет до рассмотрения, народные депутаты поймут, что действительно не все так просто.
Способ, о котором вы говорите, займет годы?
Да, на это могут уйти годы. Надо установить, какие вещи были. И выяснить, остались ли оригиналы, а не копии.
Иначе мы потеряем то, что было приобретено братией лавры и жертвователями на протяжении веков. Скажем, мощи преподобного Иова и преподобного Амфилохия тоже не были учтены. Даже сама Почаевская икона. Это святыни национального значения, они должны остаться в Почаеве.
О конфликте с греко-католиками
Известно, что Украинская греко-католическая церковь тоже претендует на Почаевскую лавру. Она аргументирует это тем, что главный Успенский собор строили греко-католики. В информационном поле ощущается даже определенный конфликт между ПЦУ и УГКЦ.
Да,они не очень рады решению нашего синода и моему назначению. Действительно, Почаевская лавра 110 лет принадлежала УГКЦ. Но 700 лет в сумме до того и после она была (и основывалась) православной святыней. И Почаев всегда оставался ее символом.
Если сейчас ставить вопрос о том, какие греко-католические святыни когда-то были православными, то нужно все монастыри Запада Украины отдавать православным церквям, потому что большую часть своей истории они были именно таковыми. Но мы на них не претендуем. Только Почаевская лавра должна быть православной святыней.
Вы рассматриваете возможность того, что в лавре будут поочередные богослужения Православной церкви Украины и греко-католиков?
Приходской храм в городе или деревне — это одно дело. А монастырь совсем другое. Это и храмы, и кельи, в которых обитают монахи, и хозяйственные помещения. Попеременно пользоваться — это то же самое, что попеременно жить в квартире. До обеда одна семья, а после обеда — другая. Монастырь не может принадлежать нескольким конфессиям, он должен действовать в рамках одной церкви, иначе развалится.
Если же говорить о храмах, то Почаев является святыней для всех украинцев. Каждый, к какой церкви бы он не принадлежал, имеет право приехать и помолиться. Почаевская лавра должна стать таким местом, как Зарваница в Тернопольской области. Она принадлежит Греко-католической церкви, но если православный священник со своими прихожанами хочет помолиться, им предоставляют храм, где они совершают богослужение по православному обряду.
То же, я думаю, будет в Почаеве. Мы будем давать возможность молиться и совершать богослужения греко-католическим священникам, которые будут приезжать с прихожанами в качестве паломников.

Сейчас в Почаеве могут отказать даже в записках для молитвенного поминовения от католиков, греко-католиков и прихожан Православной церкви Украины. Такое объявление долго висело в Успенском храме. Сейчас его там нет, но есть в Свято-Духовском мужском монастыре УПЦ МП в Почаеве. Местная верующая нам объяснила, что это нормально, мол, она же не носит записки католикам или в ПЦУ.
Христос принимал всех, никого не прогонял. Даже если были случаи в Евангелии, в которых он якобы относился к кому-то строго, то все равно в конце проявлял любовь, потому что человек нуждается в этой любви. Ненависть, попытки кого-то унизить — это не христианство. Только в любви мы исполняем закон Христов.
Показателен в этом Афон в Греции. Паломникам, которые приходят туда, дают воды, что-нибудь поесть. Только когда они обращаются с просьбой принять участие в богослужении, их спрашивают, из какой церкви — то есть, могут ли сослужить.
Если человек готов исповедоваться и причащаться в нашей церкви, признает истинность этого таинства, его должны принимать с радостью.
- Поделиться: